Монетарная политика и её применение в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение денежно-кредитного регулирования экономики и разработка мероприятий по совершенствованию денежно-кредитной политики центрального банка в условиях преодоления кризиса. Достижение этой цели требует постановки следующих задач:
рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования;
изучит инструменты денежно-кредитного регулирования и проанализировать их применение на практике;
выделить основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Центрального Банка

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 118.02 Кб (Скачать)

     Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер [9].

     Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное  регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и  увещеваний.

     Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом "маржу", т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен  при покупке либо наличными либо, ценными бумагами, в то время как  на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную  скупку акций и понижают при желании  оживить фондовый рынок.

     Если  государство хочет не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский  кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный  вклад в центральный банк при  покупке кредитной карточки.

     Государство в лице центрального банка может  влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство  обращается к чувству общественного  долга банкиров. В общей форме  могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита  в будущем. Иногда увещевания оказывают  определенное воздействие, в конце  концов ведь банкиры столь же чувствительны  к общественному мнению, как и  другие [2].

     Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению  к  коммерческим  банкам  не носит систематического  характера,   а   применяться   в   порядке   исключительно вынужденных мер. Вместе с тем использование косвенных инструментов «точной настройки» получило широкое распространение и позволяет быстро реагировать на конъюнктурные колебания и добиваться целей денежно-кредитная политика. 
 

    1. Типы денежно-кредитной  политики

     В зависимости от фазы экономического цикла, в которой находится экономика, различают два вида денежно-кредитной, или по другому монетарной, политики: стимулирующую или политику «дешёвых денег» и сдерживающую или политику «дорогих денег».

     Стимулирующая денежно-кредитную политику политика, которая проводится в период спада  с целью «взбадривания» экономики, стимулирования роста деловой активности и борьбы с циклической безработицей. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

     Во-первых, центральный банк должен совершить  покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно снизить нормативы по резервным  отчислениям. В результате проведенных  мер увеличатся избыточные резервы  системы коммерческих банков. Так  как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного  предложения коммерческими банками  путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения  понизит процентную ставку, вызывая  рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко  доступным с тем, чтобы увеличить  объем совокупных расходов и занятость [4].

     В ситуации бума («перегрева»), когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный Банк проводит сдерживающую политику, он должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный Банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального Банка. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

     Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой (отсутствие внутреннего лага). Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный Банк  и другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении. Ещё одним достоинством можно назвать отсутствие эффекта вытеснения у стимулирующей монетарной политики, который возникает при проведении стимулирующеё фискальной политике.

     Но  существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения [9].

     Другой  негативный фактор заключается в  следующем.  Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

     Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а, значит, и  общие расходы сокращаются, что  противоречит целям политики. Аналогичное  явление происходит при политике дорогих денег [7].

     Следующим недостатком является наличие внешнего лага, обусловленного многоступенчатостью  и возможными сбоями в механизме  денежной трансмиссии.

     Очевидно, что стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) ведет к  инфляции даже в краткосрочном, а  тем более в долгосрочном периоде, поэтому можно сделать вывод о целесообразности использования монетарной политики лишь для сдерживания деловой активности и для борьбы с инфляцией, в ситуации «перегрева» экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. АНАЛИЗ  СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ЗА 2004-2009 гг.
    1. Анализ и оценка резервных требований

     Резервируемые обязательства - обязательства кредитной  организации в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, состав которых определен в главе 2 Положения Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П.

     Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает со дня получения  лицензии на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке  России, проценты не начисляются.

     На  обязательные резервы, депонируемые кредитной  организацией в Банке России, взыскания  не обращаются.

     В Приложении А приведены Нормативы обязательных резервов кредитных организаций в 2000-2009гг..

     Резервируемые обязательства кредитных организаций  сгруппированы в следующие категории:

    • "обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами" – включает обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами (в том числе обязательства перед банками-нерезидентами), а также обязательства перед индивидуальными предпринимателями-нерезидентами, в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского (корреспондентского) счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами);
    • "обязательства кредитной организации перед физическими лицами" – включает обязательства перед физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского вклада (в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами), банковского счета;
    • "иные обязательства" кредитной организации в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте.

     Не  включаются в состав резервируемых  обязательств следующие обязательства:

    • денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет;
    • облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;
    • обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг);
    • обязательств перед другой кредитной организацией, зарегистрированной в установленном порядке и действующей на основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций, обязательств перед международной финансовой организацией, осуществляющей свою деятельность на основе международного договора (соглашения) о ее создании с участием Российской Федерации, а также обязательств перед Внешэкономбанком, Банком России, возникающих в результате заключения договоров (за исключением обязательств по выпущенным долговым ценным бумагам и процентам по ним), и обязательств перед государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" и (или) обязательств перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями, возникающих в рамках оказания финансовой помощи по планам участия государственной корпорации "Агентства по страхованию вкладов" в предупреждении банкротства в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года";
    • задолженность, возникающая между обособленными подразделениями кредитной организации.

Информация о работе Монетарная политика и её применение в РФ