Драматизм
подобного развития событий состоит
в том, что:
1.
При обеспечении реализации фискальной
функции налогов подрывается
интерес к использованию лизинга
у пока платежеспособных предприятий
— его реальной экономической
основы. На наш взгляд, даже признавая
принцип равенства условий налогообложения
предприятий в качестве приоритетного
на этапе становления лизинга,
целесообразно применять налоговые
льготы, не говоря уже об отмене
имеющихся налоговых и таможенных
барьеров.
2.
Вторым направлением развития лизинга
должна стать стыковка лизингового законодательства
с Гражданским, Налоговым и Таможенным
кодексами Республики Беларусь. По нашему
мнению, эти усилия уместны и своевременны.
Кроме того, субъектам хозяйствования
и лизинговым компаниям должно быть предоставлено
право применения уточняющих показателей.
3.
Развитие лизинга в Республике
Беларусь сдерживает, прежде всего,
высокая стоимость кредитных
ресурсов. Сложное финансовое положение
белорусских предприятий снижает
количество потенциальных лизингополучателей,
способных эффективно использовать
технику и рассчитываться по
лизинговым платежам. Ограничивает
количество клиентов лизинговых
компаний отсутствие развитой
страховой инфраструктуры (страхование
валютных и финансовых рисков,
экспортных кредитов, имущества,
перестрахование и т. д.).
Относительно
Республики Беларусь хочется еще
раз отметить, что на рынке лизинговых
услуг работают около 60 компаний. Более
90 % из них — частные. Дочерними структурами
банков являются порядка 8% компаний, около
10% созданы при крупных предприятиях. По
итогам 2006 года операции лизингополучателей
составили 1,4 трлн. Br. Достаточно большим
по белорусским меркам объемом заключенных
договоров (по стоимости объекта лизинга)
— свыше 4-5 млн. USA — обладает примерно
треть фирм. Вознаграждение лизинговой
компании, как правило, не превышает 1-3%
от невыплаченной стоимости полученного
в лизинг имущества. Совокупная лизинговая
ставка при этом (с учетом инвестиционных
затрат лизингодателя) составляет 19-23%
в Br и 14-18% в USD. Объемы лизинговых операций
на одну компанию колеблются в пределах
от 200 тыс. до 10 млн. USA [2].
Республика
Беларусь особенно нуждается в иностранных
инвестициях. Однако, для успешного
проведения международных лизинговых
сделок одной благоприятной нормативно-правовой
базы недостаточно. Необходимо, чтобы
сделки проходили с учетом белорусского
менталитета, государственного режима,
общей экономико-правовой обстановки,
экономического состояния страны. Организационные
аспекты проведения лизинговой сделки
в Западной Европе и в Беларуси
существенно отличаются. Имеются
различия даже между Россией и
Беларусью. И эти особенности
необходимо учитывать.
1.
В Беларуси достаточно сильна
государственная власть, и налажена
строгая система государственного
контроля. Если белорусские предприятия-лизингополучатели
неправильно уплачивают налоги
или неверно оформили режим
таможенного ввоза по объекту
лизинга, то возможны очень
серьезные штрафные санкции, которые
являются платежами первостепенными.
Только после их уплаты белорусский
лизингополучатель сможет продолжить
вносить лизинговые платежи. Это
так называемый риск налоговой
и таможенной недобросовестности
лизингополучателя. Данный вид
риска белорусские лизингодатели
в значительной степени уменьшают,
осуществляя постоянный контроль
за каждым этапом движения объекта лизинга,
а также за правильностью отражения в
бухгалтерском учете лизинговой операции.
Это значительный объем работы лизинговой
компании, но педантично осуществлять
его необходимо для успешного проведения
сделки.
2.
Исходя из сегодняшних белорусских
правил лизинга, договора по
международному лизингу нередко
можно классифицировать как договора
купли-продажи в рассрочку, по
которым у нас в стране иная
форма бухгалтерского учета, иные
налоговые и таможенные правила.
Этот вид договорных отношений,
в отличие от лизинга, не
получил таможенных и налоговых
льгот. Нормативно-правовая база
лизинга дает возможность налоговой
инспекции четко отличать сделки
лизинга от купли-продажи и
проверять правильность их отражения
в бухгалтерском учете.
3.
Нормативно-правовая база Беларуси
находится на стадии становления
и насчитывает около 15 лет,
в силу чего претерпевает частые
изменения, которые могут повлиять
на характер протекания лизинговой
сделки. Учет этих изменений, своевременное
отражение их в лизинговых
договорах, в характере взаимоотношений
между лизингодателем и лизингополучателем
— постоянная забота белорусских лизинговых
компаний. Зарубежные же лизинговые компании
не всегда в состоянии отследить эти изменения
и своевременно адекватно прореагировать
на них. Местные предприятия-лизингополучатели
не специалисты в области лизинга, у них
иные профессиональные задачи. Практика
показывает, что их реакция на нормативно-правовые
изменения бывает запоздалой. В силу этого,
для международного лизинга весьма велик
риск изменения белорусской правовой
базы.
Министерство
экономики Беларуси в настоящее
время проводит сбор предложений
о внесении изменений в национальное
законодательство, регулирующее лизинговую
деятельность, в соответствии с принятым
12 октября 2005 года межгосударственным
Соглашением о создании благоприятных
правовых, экономических и организационных
условий для расширения лизинговой
деятельности в Содружестве Независимых
Государств. Следует признать, что принципы
и методические подходы к организации
лизинговых отношений, содержащиеся в
Положении о лизинге на территории Республики
Беларусь, в целом соответствуют международным
требованиям организации лизинговых отношений
и создают условия для развития. Однако
произошедшие в дальнейшем изменения
налогового, таможенного и банковского
законодательства не позволили в полной
мере реализовать эти задачи.
4.
Белорусский рынок за рубежом
считается зоной повышенного
предпринимательского риска. В
силу этого, проведение лизинговых
операций осуществляется с использованием
различного рода гарантий. Традиционные
схемы далеко не всегда обеспечивают
устойчивость сделки. Для работы
в области лизинга в условиях
неустойчивой экономики необходимы
нетрадиционные схемы с использованием
системы договоров (страхования,
поручительства, залога и др.), в
котором лизинговый договор является
ключевым, взаимоувязывающим все сопутствующие
договора в единое целое, в единый проект,
а лизингодатель становится основным
лицом, управляющим реализацией всего
лизингового проекта. Именно по такому
пути пошли белорусские лизинговые компании,
именно такой подход к лизингу обеспечил
им устойчивость в условиях экономического
кризиса, инфляции.
Мы
полагаем, что указанные особенности
проведения лизинговых сделок в Республике
Беларусь должны учитывать иностранные
лизинговые компании. Наибольшего результата
в обеспечении устойчивости международных
сделок можно добиться при объединении
международного и белорусского опыта
в области лизинга [9].
К
общим причинам, сдерживающим развитие
лизинга в Республике Беларусь, также
относятся:
- слабая осведомленность
субъектов предпринимательской деятельности
о преимуществах лизинга;
- недостаток
специалистов;
- владеющих
всеми тонкостями проведения лизинговых
операций;
- неразвитость
вторичных рынков оборудования;
- объективные
трудности при прогнозировании лизингового
процента, лизинговой премии и др.
Таким
образом, для успешного развития
лизинга в Республике Беларусь необходимо:
- улучшение
состояния белорусской экономики в целом;
- снижение
ставок по кредитам, выдаваемым коммерческими
банками;
- рост числа
кредитоспособных предприятий;
- развитие
системы страхового и гарантийного обеспечения
лизинговой деятельности;
- организация
подготовки специалистов, в совершенстве
знающих лизинговую деятельность.
В
перспективе лизинг, как одна из
рыночных и высокорентабельных форм
предпринимательства, может дать рост
общих объемов инвестиций в республике
и реально расширит выбор методов
и способов хозяйствования.
Таким
образом, может представиться реальная
возможность продвижения отечественной
продукции на внутренний и международный
рынок, обновления машин и оборудования,
не прибегая к крупным капиталовложениям,
в условиях низкой покупательной
способности. Стартовым условием оживления
экономических процессов являлись массовое
обновление технической базы предприятий
и, как следствие, выпуск конкурентоспособной
продукции. Катализатором обновления
технической базы становился лизинг, который
обычно предполагает определенные льготы
в налогообложении (в частности, ускоренную
амортизацию), что позволяет сократить
до минимума риск морального старения
полученных в лизинг основных средств.
В
заключение следует отметить, что
в республике имеется значительный
неиспользованный потенциал развития
лизинговых отношений, который следует
как можно скорее запустить в
производство, что позволит решить
ряд неотложных задач технического,
технологического перевооружения производства,
повышения его конкурентоспособности,
уменьшить остатки готовой продукции
на складе, увеличить объемы лизинговых
операций и прибыль, получаемую от них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основании проведенного исследования
можно сделать следующие выводы:
- Лизинг в
Республике Беларусь — сравнительно новый
вид деятельности. Для стимулирования
инвестиций в производственную сферу,
для обновления промышленного потенциала,
для повышения конкурентоспособности
отечественных производителей нашей стране
необходимо развивать лизинговые отношения.
Но для этого нужно создать соответствующие
условия. Как показывает мировой опыт,
этому уделяют самое пристальное внимание:
соответствующее законодательство, налоговые
льготы и т.д.
- Лизинг дает
возможность предприятию-лизингополучателю
расширить производство и наладить обслуживание
оборудования без крупных единовременных
затрат и необходимости привлечения заемных
средств.
- Приобретение
оборудования по договору лизинга позволяет
предприятиям существенно уменьшить налогооблагаемую
базу путем оптимизации налоговых отчислений
(использование льготного налогового,
таможенного режима, механизма ускоренной
амортизации).
- Срок финансового
лизинга не может быть меньше периода
амортизации объекта отношений. По окончании
срока действия договора лизинга пользователь
может приобрести имущество в собственность
по льготной или остаточной стоимости,
возобновить соглашение на льготных условиях
или прекратить отношения. Особенностью
финансового лизинга является то, что
он не предусматривает сервисного обслуживания
имущества со стороны лизингодателя, не
допускает досрочного прекращения договора
и является полностью амортизационным.
- Оперативный
лизинг предпочтителен, когда лизингополучатель
не желает нести риски по долгосрочному
владению и пользованию имуществом; не
уверен в своей длительной платежеспособности;
если имущество подвержено высоким темпам
физического и морального старения требует
специального или постоянного технического
обслуживания; может быть сравнительно
легко перемещено и передано другому пользователю.
- Первые белорусские
лизинговые компании появились при банках,
круг их клиентов ограничивался теми же
банками и очень небольшим количеством
других организаций, которые были в состоянии
оценить эффективность лизинга и воспользоваться
его преимуществами. Затем организуются
лизинговые компании при заводах-производителях
автомобилей, тракторов, станков как отечественного
производства, так и зарубежного. На сегодняшний
день на белорусском рынке представлены
все европейские заводы-производители
тягачей и полуприцепов, поставляющие
машины в лизинг.
- Крупные лизинговые
компании в основном финансируются банками,
или страховыми компаниями, или крупными
предприятиями реального сектора. На их
долю приходится более половины рынка.
- Особенности
лизинга в Беларуси можно охарактеризовать,
как наличие краткосрочного срока лизингового
договора, относительно недорого объекта
лизинга, преобладание финансового лизинга
над оперативным, высокие процентные ставки,
а также присутствие авансового платежа.
- Развитие
лизинга в Беларуси замедляет проводимая
банками политика по кредитованию потребностей
лишь собственных клиентов (кредиты лизинговым
компаниям в общем объеме кредитования
падают), высокая ставка рефинансирования,
несовершенная правовая база (хотя на
постсоветском пространстве одна из наиболее
развитых). Поэтому в целях достижения
положительного результата следует объединить
международный и белорусский опыты в области
лизинга.
- Используя
лизинговые операции, появляется возможность
продвижения отечественной продукции
на внутренний и международный рынок,
обновления машин и оборудования, не прибегая
к крупным капиталовложениям, в условиях
низкой покупательной способности.
- Для белорусского
рынка лизинговых услуг открываются новые
горизонты, такие как внедрение потребительского
лизинга, в частности лизинг недвижимости
(20% от всего объема совершаемых лизинговых
сделок) и лизинг автотранспортных средств
(25-30%).
- Нашим производителям
и предпринимателям нужно создать условия,
при которых они стремились бы развивать
этот род деятельности. Для этого в первую
очередь следует добиваться появления
лизинговых сделок с достаточно длинными
сроками действия (не менее 3-х лет). Ведь
именно такие договора будут нести реальные
инвестиции в экономику. Также следует
стимулировать банки предоставлять кредиты
лизинговым компаниям, которые заключают
длительные договора.
Можно
с полной уверенностью сказать, что
лизинг в нашей стране постепенно
будет наращивать свои обороты и будет
играть все более весомую роль в экономике
Республики Беларусь.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аносов
В. Лизинг нуждается в переменах
// Финансы. Учет. Аудит. 2006. № 9 (152).
- Арант Т. Лизинг.
// Экономическая газета. 2005. № 57 (875).
- Банковский
Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой
Представителей 14 июнь 2006 года № 145-3 —
Мн.: Светоч, 2006.-117с.
- Газман, В.Д.
Финансовый лизинг: Учеб, пособие для вузов,
— Мн.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005 ,— 392с.
- Гражданский
Кодекс Республики Беларусь с комментарием
и обзором практики хозяйственных судов
/ под общ. ред. В.С. Каменкова.— Мн.: Дикта,
2004. — 1136с.
- Гражданское
право России: Учеб.: В 2 ч. / Под ред. З.И.
Цыбуленко. — Мн.: Юристъ, 1998. — ч. 1. — 464
с, C. 134.
- Горемыкин
В.А. Лизинг; Учебник.— Мн.: «Дашков и КО»,
2003. — 944с.
- Деньги, кредит,
банки: Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко,
Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой.—
Мн.: БГЭУ, 2007. - 527с.
- Дещеня А.
Использование лизинга при организации
сбыта и формировании системы удобств
для покупателей. // Маркетинг, реклама
и сбыт. 2006. №6 (54).
- Долгушина
Ю.Б. Лизинг — Мн.: Бератор-Пресс, 2002. - 128с.
- Кабатова
Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика.
- Мн.: ИНФРА-М, 1998. - 204 с., С. 30.
- Качановская
Н.Б. Проблемы и перспективы развития лизинга
в Республике Беларусь. // Бухгалтерский
учет и анализ. 2006. №4.
- Королев
С. Нужны новые подходы к лизинговому законодательству
// Хоз-во и право. — 2001. — N 9. — С. 110 - 125.
- Кравченко
Т.Л. История формирования и развития лизинга
в мировой экономике. // Бухгалтерский
учет и анализ. 2006. №8.
- Кравченко
Т.Л. Проблемы и перспективы развития лизинга
в Республике Беларусь в условиях формирования
инвестиционной экономики. // Бухгалтерский
учет и анализ. 2006. №9.
- Левкович
А.О. Формирование рынка лизинговых услуг.
— Мн.: Из-во деловой и учебной литературы,
2004, —336с.
- Лохабов
В.И. Лизинг промышленного оборудования,
— Мн.: УП «Технопринт», 2003,— 172с.
- Макеева
В.Г. Лизинг. Учеб. пособие, — Мн.: ИНФРА-М,
2004. — 192с.
- О лизинге:
Указ Президента Респ. Беларусь, 13 нояб.
1997 г., N 587: В ред. Указов Президента Республики
Беларусь от 22.12.2000 г., от 22.11.2001 г. // Консультант
Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон.
ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр
правовой информ. Республики Беларусь.
- Минск, 2005.
- О лизинге
на территории Республики Беларусь: Постановление
Совета Министров Республики Беларусь,
31 дек. 1997 г., N 1769: В редакции постановлений
Совета Министров Республики Беларусь
от 6.07.1998 г., от 13.07.2000 г. // Консультант Плюс:
Беларусь. Технология 3000 / ООО "ЮрСпектр",
Нац. центр правовой информ. Республики
Беларусь. - Минск, 2005.
- О межгосударственном
лизинге: Конвенция Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств,
25 ноября 1998 г. // Ведомости Нац. собр. Респ.
Беларусь. - 2000. - N 10. - Ст. 60.
- О международном
финансовом лизинге: Конвенция УНИДРУА,
25 мая 1988 г. // Нац. реестр правовых актов
Республики Беларусь. - 2000. - N 19. - С. 10 - 16.
- О порядке
бухгалтерского учета лизинговых операций:
Утв. Постановлением Министерства финансов
Республики Беларусь, 30 апр. 2004 г., N 75; В
ред. постановлений Министерства финансов
Республики Беларусь от 23.07.2004 г. N114, от
07.07.2005 г. N89 // Консультант Плюс: Беларусь.
Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО
"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ.
Республики Беларусь. - Минск, 2005.
- О порядке
учета лизинговых операций: Методические
указания Министерства финансов Республики
Беларусь, 11 апр. 1994 г., N 61 // Бюллетень нормативно-правовой
информации. - 1994. - N 5. - С 116 – 123.
- О присоединении
Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА
о международном финансовом лизинге: Указ
Президента Республики Беларусь, 2 июля
1998 г., N 352 // Совет. Белоруссия. - 1998. - 7 июля
(N 174). - С. 2.
- Об объектах,
находящихся только в собственности государства:
Закон Республики Беларусь, 5 мая 1998 г.:
В ред. законов Республики Беларусь от
4.06.1999 г., от 4.12.2001 г., от 5.12.2002 г. // Консультант
Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон.
ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр
правовой информ. Республики Беларусь.
- Минск, 2004.
- Об установлении
лимита отнесения имущества к отдельным
предметам в составе оборотных средств:
Постановление Министерства финансов
Республики Беларусь, 23 марта 2004 г., N 41
// Нац. реестр правовых актов Республики
Беларусь. - 2004. - N 70. - С. 77.
- Ситко К.,
Ситко М. Бухгалтерский учет лизинговых
операций // Финансы. Учет. Аудит. 2006. №7
(150).
- Третьяк
Т. Лизинг и предпосылки его развития //
Финансы. Учет. Аудит. 2005. №11.
- Чубат А.
Инвестиции в квадрате. // Директор. 2006.
№3.
- www.belarysbank.minsk.by // Кредитование, лизинговые
операции, факторинг, выдача банковских
гарантий и поручительств.
- www.sintez.by.
- www.interfax.by.
- www.legservices.by / Лизинговые операции.
- www.parex.by.