Лизинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие сущности лизинга, его видов, изучение проблем и перспектив его применения в Республике Беларусь.
Задачами работы являются рассмотрение объекта и субъекта лизинговых операций, функций и видов лизинга, особенностей и перспектив развития данного вида финансирования на территории Республики Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………….………….….4
1. Сущность лизинга и его функции …..……………..……………….……5
2. 1.1 Субъект и объект лизинга. Функции лизинга…………………….…5
1.2 Правовое обеспечение лизинговых операций……………….……..18
2. Классификация лизинговых операций………………………..………….22
1. Финансовый лизинг……………….………………………………......22
2.2 Оперативный лизинг………………..……………………….….…….25
3. Лизинг как вид инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Проблемы и перспективы развития…………..………..…………………35
Заключение………………………………………………………………… 45
Список использованных источников…………………………………......48
Приложения………………………………………………….……………...51

Файлы: 1 файл

курсач от Наташки старосты.docx

— 75.81 Кб (Скачать)
 

      Примечание. Источник: [8, С. 408]

Особенности оперативного лизинга отображены в  приложении Б (Приложение Б, таблица Б.1). 
 

 

    1. ЛИЗИНГ  КАК ВИД ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ
 

     Одной из форм инвестиционной деятельности, которая в сложившихся условиях дефицита финансовых ресурсов позволит эффективно обеспечивать переоснащение  технического потенциала промышленности, является лизинг. Сфера его использования  как метода финансирования является малоизученной, и поэтому доля лизинговых операций в Республике Беларусь составляет около 3% от общего объема инвестирования, в то время,  как в развитых странах этот показатель находится на уровне 30-40% от общего объема инвестиций. Лизинговый бизнес привлекателен и распространен во всем мире. Для средних и малых компаний в ведущих западных странах лизинг является одним из основных источников привлечения финансовых ресурсов в инновации. Развитие лизинга способствует решению таких задач, как структурная перестройка, обновление основных производственных фондов, повышение конкурентоспособности продукции и эффективности инвестиций, внедрение научно-технических достижений. В мировой практике, в частности в США,  лизинг является одним из основных инструментов привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Несмотря на преимущество лизинга перед другими финансовыми инструментами, эта форма экономических отношений в Беларуси развивается медленными темпами [15].

     Лизинг  давно является удачным механизмом стимулирования инвестиционной активности экономики развитых стран. В последнее  десятилетие он активно развивается  и в постсоветских государствах. Например, объемы вновь заключенных  лизинговых договоров в Чехии  уже в 1998 г. превысили уровень  в 27% от общего объема инвестиций в оборудование. Это способствовало не только выходу из кризиса, но и переходу экономики  на качественно новый уровень. На сегодняшний день годовой объем  лизинга в Чехии составляет 2,6 млрд. USA, в то время как в Республике Беларусь — около 0,1 млрд. USA [35].

     На  сегодняшний день лизинг является одним  из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого производства. Преимущество лизинга  по сравнению с другими способами  инвестирования заключается в том, что предприниматель может начать свое дело, располагая лишь частью средств, необходимых для покупки помещений  и оборудования. К тому же предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за которыми не всегда возможен, а непосредственно средства производства [15].

     Относительно  Республики Беларусь необходимо отметить, что лизинг пришел в Беларусь в 1991 году вместе с первыми рыночными  изменениями. Параллельно проходило  становление внутреннего и международного лизинга.

     Первые  белорусские лизинговые компании появились  при банках, круг их клиентов ограничивался  теми же банками и очень небольшим  количеством других организаций, которые  были в состоянии оценить эффективность  лизинга и воспользоваться его преимуществами. Уже на первых этапах своего развития лизинговые компании почувствовали необходимость в объединении своих усилий для внедрения на белорусский рынок лизинга — совершенно новой и незнакомой подавляющему большинству предприятий формы инвестиций. Поэтому в 1993 году такие компании, как "Приорлизинг", "Дукат-Лизинг", "Лотос" и другие зачинатели лизинга в Беларуси учредили "Белорусский союз лизингодателей". Эта организация стала инициатором в становлении нормативно-правовой базы лизинга в Беларуси. Накопленный лизинговыми компаниями опыт послужил практическим материалом для разработки первого нормативного документа по лизингу, как в Беларуси, так и в СНГ: Методические указания "О порядке учета лизинговых операций". Они вышли в апреле 1994 года. 4 октября 1996 года Белорусский союз был принят в состав LEASEUROPA. Благодаря ее пропагандистской работе о лизинге заговорили на радио, в печати стали появляться статьи, объясняющие суть лизинга, освещающие первые полученные результаты в республике [14]. А объем лизинговых операций фирм, объединенных Белорусский союз лизингодателей достиг 30-40 млн. USA [32].

     С этого периода лизинг в Беларуси начинает активно развиваться. Появляются независимые лизинговые компании, а  с 1996 года организуются лизинговые компании при заводах-производителях автомобилей, тракторов, станков. ("МАЗ-контрактлизинг, МТЗ-лизинг, Первая промышленная лизинговая компания и другие). В настоящее время в республике насчитывается около 60 лизинговых компаний.

     Параллельно с внутренним лизингом развивался и  международный лизинг. Начиная с 1991 года, в республику стали поступать  автопоезда в форме лизинга. Их передавали белорусским автопредприятиям лизинговые компании заводов-производителей Мерседес, Рено, а затем и Вольво, Ивеко, Скания. На сегодняшний день на белорусском рынке представлены все европейские заводы-производители тягачей и полуприцепов, поставляющие машины в лизинг. Фактически сформировалась новая отрасль—международные транспортные перевозки, базирующаяся в основном на лизинговом оборудовании. В настоящее время в лизинге находится более 4,5 тысяч единиц подвижного состава [14].

     1996 год был следующим этапом в  нормативном становлении лизинга.  Весной принимается Положение  о лизинге на территории Республики  Беларусь. Официально признается  свободная форма начисления амортизации  на объект лизинга.

     8 августа 1997 года было принято  Постановление Совета Министров  «О предприятиях и организациях, осуществляющих деятельность по  передаче имущества в лизинг».  Данное Постановление явилось  началом активного регулирования  Правительством лизинговой деятельности  в республике.Постановление предписывало:

     1. Обязательное лицензирование предприятий  и организаций, занимающихся лизингом, с 01.01.1998 г.;

     2. Введение минимального уставного  фонда для данных предприятий  в сумме 50000 ЭКЮ, причем 50% данной  суммы должно быть сформировано  к 1 января 1998 года, остальная часть  к 01.07.1998 г.

     Фактически  этот документ являлся серьезным  препятствием для существования 95% лизинговых предприятий страны [14].

     Конец 1997 года начало 1998 года — последний  этап в разработке нормативных правил. 30 января 1997 года вступило в силу новое  Положение о лизинге, как основополагающий документ. Новое Положение устанавливает  единые правила проведения как международных, так и внутренних лизинговых операции. В документе дается определение лизинговой деятельности, лизингового договора, и излагаются правила проведения лизингового проекта. В дальнейшем, благодаря активной работе Союза лизингодателей было отменено Постановление Совета Министров, в части лицензирования и формирования уставного фонда в размере 50,0 тыс. ЭКЮ, что дало толчок к дальнейшему развитию лизинга в Республике Беларусь [32].

     В настоящее время количество лизинговых компаний в стране сокращается, а  развитие лизинговых услуг приостанавливается. Развитию лизинговых операций препятствует проводимая банками Беларуси политика некредитования лизингодателей. Начиная с ноября 2006 года крупные системообразующие банки республики практически приостановили операции по кредитованию. Это связано с ограниченностью ресурсов. В настоящее время банки, в первую очередь ориентированы на удовлетворение текущих потребностей в кредитах собственных крупных клиентов. Поэтому банки не практикуют инвестиционное финансирование, в частности, в финансирование лизинговых компаний. К примеру, на 2007 год в «Беларусбанке» кредитование лизинговых компаний вообще не предусмотрено. Свою политику банки объясняют тем, что выдача таких кредитов не является кредитованием реального сектора экономики. Между тем, лизингополучателями в первую очередь являются частные предприятия и предприятия с долей государства. Согласно данным Белорусского союза лизингодателей данные предприятия составляют примерно 30% [33].

     Еще один серьезный фактор, сдерживающий развитие лизинга в Беларуси, —  высокая ставка рефинансирования и, как следствие, высокая стоимость  кредитных ресурсов, что при незначительной девальвации национальной валюты делает весьма ограниченным использование  предлагаемых банками кредитных  ресурсов для приобретения объектов лизинга. Размер лизинговой маржи небольшой  — как правило, от 0,5 до 2,5%,  то есть удорожание от участия лизинговой компании в процессе привлечения  инвестиций незначительнее. Однако процентная ставка, включающаяся в цену договора лизинга, напрямую участвует в формировании лизинговой ставки, т.е. той цены, которую  предприятие платит за пользование  лизинговыми услугами. В итоге  для большинства белорусских  предприятий, предлагаемые лизинговыми  компаниями ставки являются высокими [33].

     В лизинговом сегменте на сегодня работают около 60 компаний с различными оборотами, из них примерно 10 являются достаточно крупными, у которых объем лизинговых договоров (размер лизингового портфеля) по стоимости объектов лизинга составляет 4-5 млн. USA. Данные компании в основном финансируются банками, или страховыми компаниями, или крупными предприятиями реального сектора. На их долю приходится более половины рынка,  емкость которого, по приблизительной оценке, составляет в настоящее время 150-200 млн. USA в год. Емкость рынка однозначно будет расти, поскольку есть большой спрос на лизинг. В ближайшей перспективе на рынке реально смогут остаться лизинговые компании, специализирующиеся на лизинге отдельных видов продукции, западные лизинговые компании и лизингодатели, учрежденные мощным производителем [33].

     В настоящее время лизинговая форма  инвестиций составляет около 2-3% от общей  суммы инвестиционных вложений в  стране. Структура объектов лизинга  преобладает производственно-технологическое оборудование — 40%, на автотранспорт приходится 25-30%, недвижимость — 20%, компьютеры, оргтехнику и прочие объекты — 10-15% [2].

     В области лизинга автомобилей  в 2006 году существовали некоторые проблемы, так как действовали запретительные пошлины на ввоз автомобилей для  юридических лиц, для которых  таможенные услуги обходились в полтора  раза дороже, нежели для физических лиц. Ситуация изменилась в конце 2006 года. И это, по оценкам специалистов, уже положительно отразилось на рынке  автомобилей: объем продаж увеличился на 80%. В Беларуси начинает развиваться  и оперативный лизинг. К примеру, лизингополучатель покупаю возможность  передвигаться на автомобиле «Мерседес-500»  в любое время за определенную сумму. Лизингодатель в этом случае не только предоставляет мне машину, но и обеспечивает ее замену в случае поломки. В Америке, к примеру, оперативный  лизинг на автомобили обычно оформляют  на три года. Появилась мода обмена объектами лизинга. Поездил клиент на «Порше» — и захотелось ему  покататься на «Мерседесе». Он дает объявление, и они меняются с согласия лизингодателя  объектами лизинга [35].

     Внедрение потребительского лизинга может  существенно расширить рамки  кредитования для тех, кому банки  по тем или иным причинам отказывают в выдаче кредитов из-за недостаточной платежеспособности. Для потребителя лизинг, по сути, является длительной оплачиваемой арендой, так как объект лизинга до момента погашения его стоимости находится в собственности лизингодателя, что существенно снижает его риск, в отличие от риска, на который идет банк при выдаче кредита. Это позволяет лизинговым компаниям проявлять гибкость и учитывать при потребительском лизинге все особенности ситуации, в которой находится лизингополучатель. Развитие потребительского лизинга сделало бы доступным для многих жителей страны приобретение престижных вещей, о которых им пока приходится только мечтать. В этом случае лизинг, по сути являющийся опосредованным кредитованием, решает проблему, так как при нем не требуется соблюдения целого ряда процедур, неизбежных при получении банковского кредита: наличие определенного уровня дохода, залога, поручителей и так далее. У лизингодателя все намного проще. Вы приходите к нему и говорите, что хотите купить, к примеру, квартиру. Лизингодатель покупает ее в свою собственность, т.е. является ее балансодержателем, а вы в ней живете до тех пор, пока полностью не оплатите стоимость. Это стандартная схема [35].

     В Латвии широкое распространение  получил лизинг недвижимости. В настоящее время существуют программы лизинга недвижимости сроком до 20 лет, при котором лизингополучатель за 20 лет выплачивает только 50 % стоимости объекта недвижимости, и по истечении этого времени имеет право либо вернуть квартиру лизингодателю, либо перефинансировать еще на 20 лет на оставшиеся 50 % стоимости жилья, которое затем станет собственностью лизингополучателя или его наследников. Ситуация выигрышная как с точки зрения жильца, так и с точки зрения лизингодателя. Первому, если нет возможности купить жилье, все равно надо где-то жить, у второго в собственности находится объект недвижимости, и потому риски невыплат по лизингу весьма относительны: квартиру в случае расторжения договора лизинга можно продать или отдать новому лизингополучателю [35].

      В настоящее время экономика Республики Беларусь столкнулась с проблемой  резкого ухудшения состояния  основных производственных фондов промышленных предприятий и замедления темпов их обновления. Официальные данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь свидетельствуют о том, что степень износа основных производственных фондов (ОПФ) в промышленности в 2005 году достигла 70%, а в такой ведущей отрасли, как машиностроение, износ активной части ОПФ составил 75%. Статистика свидетельствует также о том, что только 18% всего парка машин могут быть отнесены к технике мирового уровня, а из них только 4% задействованы в технологических процессах на уровне мировых стандартов. При этом средний срок службы основных фондов в Республике Беларусь составляет 25,5 лет, тогда когда в США — 5-7 лет [17].

Информация о работе Лизинг