Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:41, курсовая работа
Кредитная система это важнейший ресурс экономического роста. Ее укрепление является непременным условием решения стратегических задач в области экономики, стоящих перед нашей страной. Выбранная тема является актуальной, т.к. в настоящее время кредитная система РФ имеет различные проблемы, такие как: недостаточное кредитование - одна из серьезнейших проблем отечественной экономики, возникающая в результате крайне неравномерного распределения финансовых ресурсов по территории страны, в связи с чем за пределами Центрального федерального округа и мегаполисов региональные предприятия и предприниматели сталкиваются с острейшим дефицитом средств. Продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов; монопольное, ничем не ограниченно положение на банковском рынке продолжает занимать Сберегательный банк; отсутствие реальных условий реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков; отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов и др.
Введение………………………………………………………………………………..3
1.Кедитная система………………………………………………………………..……4
1.1.Структура современной кредитной системы…………..…………….………4
1.2. Механизм функционирования кредитной системы………….……….……..8
1.3. Конкуренция внутри кредитной системы………………………….……….15
1.4. Государственное регулирование………………………………….………...23
2. Кредитная система Российской Федерации: её эволюция и современное состояние………………………………………………………………………………28
2.1. Эволюция развития кредитной системы в России…………………………28
2.2 Современная кредитная система в Российской Федерации……………….38
3. Перспективы развития кредитной системы на современном этапе…………….50
Заключение……………………..…………………………………………………..…53
Список литературы …………………………………………………………………..54
В целях защиты конкуренции на рынке кредитного страхования Правительство РФ приняло постановление, устанавливающее на 5 лет условия допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями. Впервые в истории антимонопольного законодательства России разработана и применена правовая конструкция "общих исключений" в отношении соглашений определенного вида между кредитными и страховыми организациями.
1.4.Государственное регулирование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНО-
Основными
направлениями государственног
особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных
(полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти,
регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
В промышленно развитых странах политика центрального банка
распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и
осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы
обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на
кредит.
Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете
коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний.
Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и
устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило учетная политика
центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей,
установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом
осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика
обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по
вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют
проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются на учетную
ставку центрального банка - так называемое дисконтное окно. При этом
необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной
политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью
государства и центрального банка в экономике.
Следующей
формой регулирования
нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы
регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить
часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке.
Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от
конъюктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной
экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению
кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и
колеблются в пределах от 5 до 20.
Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты) , которые определяют процентные ставки по кредитам.
Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике
следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).
Еще
одной формой регулирования цен
операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их
купли-продажи кредитно - финансовыми институтами.
Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты согласно законодательству обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.
Формой
регулирования является также
прямое государственное
центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов
контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В
ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами,
лимитирование банковских кредитов , выборочную проверку кредитных
учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.
Один их методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в
изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-
финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на
прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных
экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно
различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их
функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать
уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок.
Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению
таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому
налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное
государственное регулирование деятельности кредитной системы.
В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-
финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно
распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).
Другим регулирующим методом кредитной системы является участие
государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направления: приобретение части кредитных институтов
государством путем национализации; организация новых учреждений как
дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций
кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных
институтов.
Посредством
данного метода государство
воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод
регулирования путем создания государственной собственности довольно широко
распространен в странах континентальной Европы и в развивающихся странах.
Необходимо отметить, что в большинстве промышленно развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор.
Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему
государственного
долга путем продажи
кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные
инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии
государственных и полугосударственных кредитных учреждений осуществляется
воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка,
процентные ставки.
Большое влияние на регулирование кредитной системы оказывают
законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.
В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления
кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в регулировании кредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банком, Комиссия биржевых операций.
Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании
принимают законодательные органы ( парламенты) . В их структуре действуют
специальные комитеты, комиссии, подкомиссии, которые корректируют как
правительственную политику, так и деятельность кредитной системы. ни
могут быть дополнены другими органами парламента. Так, в Конгрессе США
длительное время эффективно работает Комиссия по ценным бумагам,
регулирующая инвестиционную деятельность кредитно-финансовых институтов.
Особое место
в государственном
кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования
являются страховые тарифы ( ставки страховых премий). При этом главным
органом регулирования как правило выступает министерство финансов (
исключением из этого правила являются США , где страховые тарифы
регулируются исполнительными органами штатов). Особенность регулирования
кредитной системы с помощью страховых тарифов заключается в том, что
страховые компании стремятся повысить ставки, особенно в области
имущественного страхования, так как оно является убыточным. Поэтому уровень
пределов страховых тарифов по имущественному страхованию регулируется
довольно жестко как со стороны министерства финансов, так и местных органов
власти, если они участвуют в этом, как в США.
Таким образом, система государственного регулирования кредитной системы в промышленно развитых странах представляет собой сложной, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, пройдя этапы приспособления и структурных изменений. Современному механизму регулирования кредитной системы в значительной степени способствовали такие события, как кризис 1929-1933гг., послевоенное восстановление, валютно-финансовый кризис 60-70-х годов, инфляция и банкротство коммерческих и сберегательных банков 70-80-х годах.
2. Кредитная система Российской Федерации: её эволюция и современное состояние:
2.1. Эволюция развитие кредитной системы России.
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.
История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г.