Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:41, курсовая работа
Кредитная система это важнейший ресурс экономического роста. Ее укрепление является непременным условием решения стратегических задач в области экономики, стоящих перед нашей страной. Выбранная тема является актуальной, т.к. в настоящее время кредитная система РФ имеет различные проблемы, такие как: недостаточное кредитование - одна из серьезнейших проблем отечественной экономики, возникающая в результате крайне неравномерного распределения финансовых ресурсов по территории страны, в связи с чем за пределами Центрального федерального округа и мегаполисов региональные предприятия и предприниматели сталкиваются с острейшим дефицитом средств. Продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов; монопольное, ничем не ограниченно положение на банковском рынке продолжает занимать Сберегательный банк; отсутствие реальных условий реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков; отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов и др.
Введение………………………………………………………………………………..3
1.Кедитная система………………………………………………………………..……4
1.1.Структура современной кредитной системы…………..…………….………4
1.2. Механизм функционирования кредитной системы………….……….……..8
1.3. Конкуренция внутри кредитной системы………………………….……….15
1.4. Государственное регулирование………………………………….………...23
2. Кредитная система Российской Федерации: её эволюция и современное состояние………………………………………………………………………………28
2.1. Эволюция развития кредитной системы в России…………………………28
2.2 Современная кредитная система в Российской Федерации……………….38
3. Перспективы развития кредитной системы на современном этапе…………….50
Заключение……………………..…………………………………………………..…53
Список литературы …………………………………………………………………..54
1.3. Конкуренция внутри кредитной системы
Три этапа формирования рынка банковских услуг и создание системы антимонопольного регулирования.
Первый этап (примерно с
начала 1990-х гг. до 1999 г.) - становление
рыночной структуры в банковском
секторе, создание частных кредитных
организаций. В этот период отношения,
связанные с конкуренцией, не подвергались
системному контролю со стороны антимонопольных
органов, так как в действующем законодательстве
для рынков финансовых услуг они не были
прописаны. До вступления в силу в 1999 г.
Федерального закона N 117-ФЗ "О защите
конкуренции на рынке финансовых услуг"
антимонопольные органы ограничивались
фрагментарным применением отдельных
норм банковского законодательства и
положений подзаконных нормативных правовых
актов.
На втором этапе (1999-2006 гг.) конкуренция
в банковском секторе становится предметом
постоянного надзора со стороны антимонопольных
органов. Со вступлением в силу Закона
N 117-ФЗ в течение нескольких лет складывается
правоприменительная практика, которая
дает основание говорить о начале создания
системы антимонопольного регулирования
на рынке банковских услуг.
Третий этап - разработка и принятие Федерального
закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
(далее - Закон о защите конкуренции) с
последующими изменениями и дополнениями.
В нем инкорпорированы нормы, касающиеся
защиты конкуренции на рынке финансовых
услуг.
Этот этап законотворческой
деятельности, связанной с правовым
регулированием на финансовом рынке, характеризуется
системным подходом к антимонопольному
регулированию рынка банковских
услуг, усилением юридической
Более подробно рассмотрим отдельные
аспекты современного состояния конкуренции
в банковском секторе с учетом административной
и судебной практики последних лет.
Федеральный рынок банковских услуг на
01.01.2010 был представлен 1058 кредитными организациями.
За 2009 г. их стало на 50 меньше. Объем активов
российской банковской системы составил
29 430 025 млн руб. Около 72% этого суммарного
объема-активы 20 основных банковских групп.
Коротко проанализируем ситуацию по отдельным видам банковских услуг на федеральном уровне.
На рынке депозитов физических
лиц наблюдается умеренная концентрация.
При этом, по данным на 01.01.2010, один участник
рынка (Сбербанк России) занимает доминирующее
положение с долей 53,1% (но по сравнению
с результатами предыдущего периода его
доля снизилась на 1,1%). Доли других ведущих
кредитных организаций на рынке составляют
от 6,1 до 0,01%; доля депозитов физических
лиц 20 банковских групп равна 77,4% рынка
Рынок депозитов предприятий и организаций
характеризуется как умеренно концентрированный.
Сбербанк России на этом рынке имеет 15,9%
общей суммы депозитов (рост по сравнению
с прошлым годом на 2,6%). Доли других основных
участников распределены от17,7до0,32%.
Общий объем депозитов 20 банковских групп составляет 86,3%. На их долю на федеральном рынке кредитов, предоставленных физическим лицам, в совокупности приходится 73% рынка. Сбербанк за год увеличил свою долю на 3,1% в суммарном объеме выданных ссуд (35,5%), на остальных участников приходится от 9,1 до 0,26%.
Рынок кредитов, предоставленных
предприятиям и организациям, также характеризуется
умеренной концентрацией. Сбербанк, усилив
свои позиции на 5,6%, и здесь занимает доминирующее
положение, контролируя более трети рынка
(36,5%). Доли других основных банковских
групп составляют от 14,0 до 0,001% (на 20 банковских
групп в совокупности приходится 86% этого
рынка).
Анализ конкуренции на региональных рынках
банковских услуг показывает достаточно
высокий уровень концентрации его значимых
сегментов. Умеренное развитие конкуренции
в кредитовании и на рынке депозитов наблюдается
лишь в 28 субъектах Российской Федерации.
До 2008 г. действия многих кредитных организаций в потребительском кредитовании базировались на неконкурентных принципах. В это время получила распространение практика скрытых комиссий и установления других дополнительных расходов, о которых заемщики надлежащим образом не информировались. Нередко наблюдались случаи введения заемщиков в заблуждение относительно реальной стоимости потребительских кредитов, она (с учетом всех комиссий и платежей) существенно превышала заявленную в публичной сфере ставку по кредиту.
Девять из 12 банков - лидеров
рынка потребительского кредитования
скрывали информацию об эффективной
процентной ставке займов. Естественно,
другие кредитные организации
Федеральной антимонопольной службой совместно с Банком России разработаны рекомендации по стандартам раскрытия коммерческими банками информации при предоставлении потребительских кредитов. С их применением заемщики смогут получать адекватную информацию об условиях предоставления кредита и эффективной процентной ставке.
Был сделан и следующий
шаг в этом направлении - внесение
изменений в Положение Банка
России N 254-П, устанавливающих требование
о раскрытии эффективной
Банки, работающие на рынке потребительского кредитования, обязаны соблюдать требования, касающиеся рекламы, - в этой сфере тоже проявляются определенные приемы конкурентной борьбы. Достаточно сказать, что в 2008 г. антимонопольными органами было выявлено 351 нарушение требований к рекламе потребительских кредитов. В 2009 г. количество нарушений снизилось почти в 3,5 раза. Но, несмотря на это, вопрос о соблюдении банками принципов добропорядочности, разумности, справедливости при рекламировании своих услуг не теряет актуальности.
Соглашения, ограничивающие конкуренцию на финансовом рынке.
Для рыночной экономики наибольшую
опасность представляют соглашения,
тайные сговоры и любые объединения
хозяйствующих субъектов, направленные
на ограничение конкуренции, которые
являются достаточно распространенным
явлением на рынке банковских услуг и
признаются одними из самых серьезных
нарушений антимонопольного законодательства.
За них установлены наиболее суровые санкции,
вплоть до уголовной ответственности.
В последние годы правоприменительная
деятельность ФАС России была направлена
на пресечение ограничительных соглашений
в сфере кредитного страхования.
Стандартная практика на рынке кредитования
физических лиц до недавнего времени заключалась
в ограничении для заемщика круга страховых
компаний, чьи полисы могли быть использованы,
в частности, для покрытия рисков повреждения
заложенного имущества. При этом стоимость
страховых услуг фиксировалась в соглашениях
между банками и аккредитованными страховыми
компаниями. Банки при выдаче кредитов
фактически навязывали заемщикам страховые
организации, в которых им следовало страховать
залоговое имущество.
Условия страхования часто оказывались
невыгодными для заемщиков. В соглашениях
между банком и страховщиком цена на страховой
продукт устанавливалась, как правило,
выше, чем на открытом рынке. Повышающие
коэффициенты к страховому тарифу, применяемые
страховщиком в условиях достигнутого
с банком соглашения, компенсировали его
затраты на агентское вознаграждение
кредитной организации. Во многих случаях
комиссия, получаемая кредитными организациями
от страховых компаний, составляла 10-60%
от величины страховой премии по каждому
договору.
Опасность выявленных антимонопольными
органами подобных соглашений кроется
не только в навязывании покупателям невыгодных
условий страхования. Наибольший вред
конкуренции наносится элиминированием
рыночного механизма ценообразования,
подменой его договоренностью банков
со страховщиками об установлении фиксированных
цен и ограничении доступа на рынок другим
компаниям.
АКБ "Росбанк" - первая кредитная организация, в отношении которой в 2007 г. было возбуждено дело о соглашениях, ограничивающих конкуренцию. Позже факт нарушений антимонопольного законодательства был установлен в отношении сразу нескольких крупных игроков рынка потребительского кредитования (в том числе Сбербанка РФ и ВТБ 24).
Правовая конкуренция «общих исключений»
В 2009 г. в целях защиты конкуренции на рынке кредитного страхования Правительство РФ приняло Постановление от 30.04.2009 N 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями" (далее - Постановление N 386), устанавливающее на 5 лет условия допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями (требования не распространяются на соглашения страхования при предоставлении ипотечных кредитов). Таким образом, впервые в истории антимонопольного законодательства России разработана и применена правовая конструкция "общих исключений" в отношении соглашений определенного вида между кредитными и страховыми организациями.
Применение такой правовой
конструкции основывается на положениях
Закона о защите конкуренции, устанавливающих
общие правила допустимости. Согласно
ст. 13 закона, отдельные действия (бездействие),
которые по своей форме хотя и относятся
к монопольной практике (например, ограничивающие
конкуренцию соглашения), но в силу тех
или иных причин не создают угрозы устранения
конкуренции, могут признаваться допустимыми.
Обязательными условиями признания указанных
действий допустимыми являются их позитивные
результаты для производства и сбыта товаров,
а также преимущества (выгоды) для покупателей.
При этом принимаются во внимание не только
реальные положительные последствия,
но и их потенциальная возможность.
В соответствии с Постановлением N 386 определяются
виды допустимых (разрешенных) соглашений,
а также условия соглашений, которые не
могут рассматриваться как допустимые.
Кроме того, предусматриваются обязательные
условия для обеспечения конкуренции,
которые должны содержаться в соглашениях.
Защита конкуренции на рынке платежей
Рынок платежей (налоговых, социальных, жилищно-коммунальных и т.д.) - неотъемлемая часть современной социально-экономической жизни. В регионах формирование этого рынка происходит неравномерно и зависит от уровня экономического развития и удаленности района от центра. На наш взгляд, усилению позиций кредитных организаций в регионах будет способствовать создание условий для широкого применения физическими лицами банковских счетов, в том числе с использованием пластиковых карт. Такой путь развития рынка обеспечит формирование постоянно возобновляемой ресурсной базы для кредитных организаций, будет способствовать выходу на региональный рынок большего числа участников.
Как показывает правоприменительная практика ФАС России, одной из основных проблем на данном рынке является ограничение потребителей в выборе банка для уплаты и получения денежных средств. Административные препоны здесь могут исходить со стороны отделений Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, службы занятости, налоговых органов, ГИБДД и других организаций.
В августе 2010 г. ФАС России впервые вынесла решение о нарушении антимонопольного законодательства на рынке платежей по факту ограничения конкуренции при оплате услуг ЖКХ. Федеральная антимонопольная служба признала, что Сбербанк России, МКБ "Одинбанк", ФГУП "Почта России", МУП "Информационно-расчетный центр" городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, МУП "Управление жилищного хозяйства" городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, ОАО "Одинцовская теплосеть", ОАО СЭУ "Трансинжстрой" и ОАО "Одинцовский водоканал" нарушили ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Нарушение выразилось в заключении
между указанными организациями
трехсторонних письменных соглашений,
которыми была утверждена форма платежного
документа (счета-извещения). Жители более
250 многоквартирных домов г. Одинцово Московской
области должны были осуществлять оплату
жилищно-коммунальных услуг по форме платежного
документа, утвержденной соглашениями.
Эта форма вместо банковских реквизитов
получателя платежа, на счет которого
должна быть произведена оплата, предусматривала
использование идентификационных штрих-кодов
для каждого поставщика услуг ЖКХ. Таким
образом, банки, не являющиеся участниками
трехсторонних соглашений, лишались практической
возможности оказывать такие услуги потребителям.
Кроме того, в результате изучения материалов
дела установлено, что в тарифы за жилищно-коммунальные
услуги были полностью либо частично включены
возникающие в связи с реализацией трехсторонних
соглашений расходы коммунальных предприятий
на оплату услуг Сбербанка России, Одинбанка
и Почты России (в среднем 2% от суммы платежа)
и Информационно-расчетного центра (4%
от сумм платежа).
По мнению Комиссии ФАС России, включение данных расходов в состав тарифов на жилищно-коммунальные услуги не оправданно и может привести к ограничению конкуренции, поскольку ставит указанных хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке в преимущественное положение по сравнению с их конкурентами. Комиссия ФАС России пришла к выводу, что в действиях тарифных органов, утвердивших подобные тарифы на жилищно-коммунальные услуги (Министерство экономики Московской области, Топливно-энергетический комитет Московской области и Совет депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района) содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Федеральной антимонопольной службой совместно с Банком России разработаны рекомендации по стандартам раскрытия коммерческими банками информации при предоставлении потребительских кредитов. Их применение позволило заемщикам получать адекватную информацию об условиях предоставления кредита и эффективной процентной ставке.