Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:00, реферат
Современная кредитная система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров (в случае двухуровневой банковской системы). Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
Кредитная система в Российской Федерации и ее элементы.
1.1. Сущность и основные
элементы кредитной системы.
Современная кредитная система - совокупность различных видов национальных
банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного
механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других
кредитно-расчетных центров (в случае двухуровневой банковской системы).
Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику,
является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды
банковских операций.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские
системы. Верхний уровень
системы представлен
банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки,
подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки
(инвестиционные банки,
сберегательные банки,
потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и
небанковские кредитно-
инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые
компании и др.).
1.2.1. Место центрального банка в кредитной системе.
Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-
денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около
трехсот лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк
образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для
всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная
финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что «в
странах, где не существует центрального банка, его следует создать».
Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского
учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными
функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для
центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих
государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно
парламенту или образованной
парламентом специальной
центрального банка назначает
глава государства или
же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада
предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный
банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми
полномочиями. В большинстве
случаев его капитал
акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения. Но
даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия,
Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный
банк выполняет функции государственного органа.
Степень независимости центральных банков неодинакова — от максимально
независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в
полной зависимости от правительства. Банк России, который рассматривается в
этой работе, занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное
значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов
и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства
пользоваться средствами центрального банка.
Центральный банк обладает монопольным правом на эмиссию банкнот - основной
составляющей наличноденежной массы. Он хранит официальные золото-валютные
резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу
и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным
долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.
По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка
банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих
банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве
“кредитора последней инстанции”, организует национальную систему
взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои
отделения, либо через специальные расчетные палаты.
1.2.2. Функции центрального банка
Основными функциями центрального банка являются:
1) денежно-кредитное
2) эмиссия кредитных денег;
3) контроль за деятельностью кредитных учреждений;
4) аккумуляция и хранение
кассовых резервов других
5) кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
6) кредитно-расчетное
7) хранение официальных золото-валютных резервов;
Главной функцией центрального банка является кредитное регулирование.
Оно может осуществляться несколькими способами, как административными
(установление прямых
инспекций и ревизий, издание инструкций, сбор и обобщение отчетности и т.д.),
так и экономическими: политика минимальных резервов, открытого рынка и
учетная политика.
Политика минимальных резервов. Минимальные резервы - это вклады
коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается
законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам.
Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования
коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков
практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу
каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком
случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не произошло, центральный
банк берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не
подлежит кредитованию. Другая
функция подобного
том, что изменяя процент резерва, центральный банк влияет на сумму свободных
денежных средств коммерческих банков, которые последние могут направить в
производство. В период бума для его "охлаждения" центральный банк повышает
норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2
процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии.
Политика открытого рынка состоит в том, что в период высокой конъюнктуры
центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по
выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности, а в период
кризиса, наоборот, центральный
банк создает возможности
коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать
центральному банку свои ценные бумаги. Таким образом, путем изменения объема
купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или
покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на
кредитную активность коммерческих банков.
Политика учетной ставки – это установление ставки процента за кредиты,
которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. За получение этих
кредитов коммерческие банки должны платить. Коммерческие банки предоставляют
центральному банку платежные обязательства - векселя. Это могут быть как
собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в
банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный
процент в свою пользу. Средства, полученные от центрального банка,
предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная
ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны.
Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для
клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению
займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя
учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в
производство.
2.1. Становление кредитной системы РФ
По состоянию на сегодняшний день структура кредитно-банковской системы
России имеет следующий вид:
1. Центральный банк РФ
2. Коммерческие банки
3. Специализированные
небанковские кредитно-
- страховые компании
- инвестиционные фонды
- пенсионные фонды
- финансово-строительные компании
- прочие
Данная кредитная система развивалась сложно и противоречиво. К началу 1992 г.
в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших
специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд
составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы
является большое число мелких банков - 1037, или 73% от общего числа банков,
с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб, в товремя как банков с уставным фондом
свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.
Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание
клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными
негативными сторонами всей банковской системы являются нехватка
квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие
конкуренции ; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня
процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа
коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было
обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг,
дальнейшим продвижением рыночных реформ.
К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2
тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний)
, одновременно стали
пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные
банки и ряд других кредитных учреждений.
Процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они
выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и
существовать мелкие учреждения ( банки, страховые компании, инвестиционные
фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с
потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном
проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои
средства в промышленность и другие отрасли.
Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты , страховые компании и
инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают
вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд
инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою
деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что
вызвало волну банкротств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на
краткосрочные кредиты ведут
к необоснованному росту
последующем конвертируются в иностранную валюту , что обесценивает рубль и
ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской
системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
В настоящее время в банковской системе России представлены практически все
перечисленные виды банков. Если ранее для банковской системы России было
характерно наличие большого числа узкоспециализированных кредитных
организаций, создававшихся в рамках отдельных отраслей и обслуживающих
потребности этих секторов экономики, то в 1997 г. явно прослеживается
тенденция диверсификации банковских операций.
Но из всего разнообразия банков многие виды получили пока крайне
недостаточное развитие. Речь идет о кооперативных банках, смешанных
(представляющих собой прогрессивный вид, способный сочетать преимущества
различных форм собственности), универсальных банках (не по названию или
намерению, а по перечню фактически выполняемых операций) и, конечно, о
функционально специализированных банках (инновационных, ипотечных, биржевых
и т.п.)
В то же время отмечается некоторый избыток следующих видов банков:
сателлитов (уставной капитал
которых сформирован
клиентов, что лишает их реальной независимости, самостоятельности), «старых»
банков, тесно связанных
с государственной
финансами, иностранных банков.
В настоящее время в банковской системе РФ заканчивается период
экстенсивного, т.е. чисто количественного, роста и перед ней стоят задачи
интенсивного, т.е. качественного, развития жесткой конкурентной борьбы на
рынке с отсевом слабых и укрупнением банковских структур. Так, в 1994 г.
количество банков увеличилось на 500, а в 1995 г. сократилось на 140. В 1996
г. сокращение достигло уже 200 или 9% от общего числа зарегистрированных
банков. К концу 1995 г. насчитывалось 2,7 тыс. коммерческих банков, имеющих
Информация о работе Кредитная система в Российской Федерации и ее элементы