Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:32, реферат
За почти 70-летнюю историю кредитная система прошла несколько этапов формирования. До 1917г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени.
Кредитная система Российской Федерации
Созданию современной
кредитной системы Российской Федерации
предшествовал длительный исторический
период, который определялся социально-
За почти 70-летнюю историю
кредитная система прошла несколько
этапов формирования. До 1917г. наша кредитная
система развивалась по капиталистическим
законам, которые отражали соответствующую
социально-экономическую
I. Государственный банк.
II. Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками.
III. Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.).
В отличие от западных стран
в России были развиты в основном
два яруса: Государственный банк
и частный банковский сектор. Третий
ярус был развит сравнительно слабо,
что объяснялось низким уровнем
развития рынков капиталов и ценных
бумаг. В то время в России практически
не было учреждений, специализирующихся
на операциях с ценными бумагами,
а их рынок был представлен
всего тремя фондовыми биржами.
Поэтому аккумуляционно-
В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение.
Это подтверждает факт слияния
Народного банка с Наркомфином
(министерством финансов). Единственным
источником доходов в стране стала
эмиссия так называемых денежных
знаков, что способствовало натурализации
хозяйственных отношений и
Кредитная система СССР была восстановлена к 1925 г., структура ее выглядела следующим образом:
I. Государственный банк.
II. Банковский сектор:
III. Специализированные кредитно-
Структура кредитной системы
была представлена тремя ярусами
и выражала новые социально-экономические
отношения, сложившиеся в стране
к началу 30-х гг. Особенность новой
кредитной системы заключалась
в том, что большая часть ее
звеньев являлась государственной
собственностью, затем шли кооперативная
и самая незначительная — капиталистическая
(в основном с обществами взаимного
кредита). При этом кредитная система
была представлена главным образом
отраслевыми
В новой структуре кредитной
системы отсутствовали
В последующие годы кредитная
система претерпела дальнейшие изменения
под влиянием кредитной реформы
30-х гг., когда были ликвидированы
все виды собственности, кроме государственной.
Кредитная система была превращена
в одноярусную, или однозвенную
систему, выражая социально-
Кредитная система СССР начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и выглядела следующим образом:
В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя функцию предоставления краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.
Второй банк страны — Стройбанк — сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроме сельского.
Банк для внешней торговли
занимался кредитованием
Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.
Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны. Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортных грузов, транспортных средств).
Все аккумулируемые денежные
средства указанных организаций
создавали так называемый ссудный
фонд страны, который в последующем
распределялся и
Длительное командно-
В результате многие кредиты
списывались или шел процесс
перекредитования предприятий. В особенности
это относилось к большому количеству
планово-убыточных предприятий
Поэтому в середине 80-х гг. в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков.
Кредитная система СССР в середине 80-х гг. выглядела так:
Государственный банк (Госбанк СССР);
Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);
Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);
Банк жилищно-коммунального
хозяйства и социального
Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);
Банк внешнеэкономической деятельности СССР.
Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были переданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.
Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка), по существу, была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.
Центральная, одноярусная
структура банковской системы закрепляла
сферу влияния банков по ведомственному
принципу. Предприятия, как и прежде,
закреплялись за банками и не имели
права выбора в получении кредитных
ресурсов. Резко возросли издержки
обращения банков в связи с
увеличением банковского
Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовывал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления. Так, банки распределяли свои ресурсы по вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.
Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.
В качестве позитивных мер
банковской реорганизации 1987 г. можно
назвать упорядочение безналичных
расчетов, прекращение кредитования
убытков, сверхплановых запасов
товарно-материальных ценностей, а
также выдачи кредитов на восполнение
утраченных собственных оборотных
средств, приостановление изъятия
излишних кредитных средств из хозяйственного
оборота и замену их собственными
ресурсами предприятий. В результате
этих мероприятий были высвобождены
кредитные ресурсы на сумму свыше
75 млрд руб. Однако позитивные меры банковской
реформы существенно
Как ответ на негативные
последствия банковской реформы
в 1988—1989 гг. стали создаваться коммерческие
и кооперативные банки в
В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы также созданные в 1987 г. специализированные банки.
Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку — «500 дней», предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний.
Программа «500 дней» позволяла расширить количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако в ней понятие «кредитная система» неправильно подменялось понятием «банковская система». Первое понятие шире второго, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие «ссудного фонда», тогда как в условиях рынка необходима его замена на «рынок капитала».
Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью перешла в программу союзного правительства «Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку», принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой, по сути, подразумевалось создание новой кредитной системы.
В конце 1990 г. Верховным Советом
СССР был принят «Закон о Госбанке
и банковской деятельности», который
окончательно устанавливал двухъярусную
банковскую систему в виде Центрального
банка (Госбанка), Сберегательного банка
и коммерческих банков. Согласно этому
закону коммерческие банки получили
самостоятельный статус в области
привлечения вкладов и