Коммерческий банк, его структура, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: исследование деятельности коммерческого банка Российской Федерации. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть основные принципы деятельности и функции коммерческих банков Российской Федерации;
провести анализ деятельности коммерческого банка на современном этапе;
выявить основные проблемы коммерческого банка РФ;
разработать основные направления совершенствования деятельности коммерческого банка РФ.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность коммерческого банка. 4
1.1 Коммерческий банк: понятие, принципы деятельности. 4
1.2 Структура коммерческого банка 7
1.3 Функции коммерческого банка 10
2. Анализ деятельности коммерческого банка. 12
2.1 Характеристика деятельности Сбербанка. 12
2.2 Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях. 15
2.3 Анализ деятельности Сбербанка. 19
3. Проблемы коммерческих банков и пути повышения эффективности деятельности КБ в РФ. 23
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 1 31
приложение 2 33

Файлы: 1 файл

кусовик банк.дело.docx

— 356.72 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Функции коммерческого  банка

 

Основные функции коммерческих банков:

1. Превращение временно свободных  денежных средств в капитал  при помощи мобилизации. Таким  образом, банки аккумулируют денежные  сбережения и средства в виде  вкладов, это может быть не  пополняемый или пополняемый депозит, и превращают их в ссудный капитал, который используется для кредитования.

2. Осуществление безналичной депозитно-кредитной  эмиссии, или проще говоря, создание  кредитных денег. Кредитование  средствами с депозитных счетов  увеличивает количество денег  в обращении. При выдаче кредита  банк создает для кредитуемого  депозитный счет. Банковское обслуживание позволяет кредитуемому лицу снять деньги с созданного для него депозитного счета в любой момент времени, естественно с учетом временной работы банка.

3. Посредническая функция банков, заключается в предоставлении  ссуд юридическим и физическим  лицам, за счет средств взятых  у конечных кредиторов. В таком  случае лицо, заключившее с банком  договор на не пополняемый  или пополняемый депозит, является  конечным кредитором, а лицо берущее  кредит в банке оказывается  конечным заемщиком.

4. Кассовое обслуживание клиентов  и проведение денежных расчетов. Данная функция банков служит  для предоставления посреднических  услуг в сфере операций, расчетов  и проведения платежей клиентами  банка. Такое банковское обслуживание  оплачивается клиентом соизмеримо  процентам за услуги или одним  фиксированным платежом.

5. В функции банка входит покупка,  продажа и выпуск ценных бумаг  или платежных документов. В таком  случае банки выступают каналом,  который обеспечивает направление  сбережений. Помимо этого банки  занимаются выпуском кредитных  карт (credit card) для удобства осуществления  клиентами всевозможных платежных  операций.

Кроме основных функций коммерческих банков существуют определенные функции, которые закреплены за банками законодательно, только на территории той или иной страны. Например, в России банкам вменяется:

- выдача поручительств, предусматривающих  исполнение денежных обязательств;

- оказывать информационные и  консультационные услуги;

- приобретать права требования  по денежным обязательствам других  лиц;

- осуществлять лизинговые операции;

- др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ деятельности коммерческого банка.

    1. Характеристика  деятельности Сбербанка.

 

Официальное название Сбербанка России – Открытое акционерное общество «АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». В таком качестве банк был зарегистрирован 20 июня 1991 года: это  означает, что Сбербанк является старейшим  коммерческим банком в России.

Сбербанк  России является самым крупным и  самым известным в нашей стране предприятием, оказывающим банковские услуги: иначе говоря, Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации, и, как следствие, крупнейшим банком Восточной Европы.

Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 2011 г.). Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня — современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками – залогом его успешной работы. По итогам 2010 года 47,9% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку.

Кредитный портфель Сбербанка включает в себя около трети всех выданных в стране кредитов (32% розничных и 31% корпоративных кредитов). В 2010 году Сбербанк активно кредитовал крупнейших корпоративных клиентов, предоставляя средства на финансирование текущей деятельности и инвестиционных программ, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых сделок, расходов по участию в тендерах, строительства жилья. Как и в предыдущие годы, Сбербанк принимал непосредственное участие в реализации государственных программ.

 

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 20 тысяч подразделений по всей стране. Сбербанк постоянно развивает торговое и экспортное финансирование, и к 2014 году планирует увеличить до 5% долю чистой прибыли, полученной за пределами России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае.

В настоящее  время Сбербанк России оказывает  полный спектр услуг, необходимых для  нормальной работы предприятий и  хозяйственной деятельности частных  лиц.

Услуги,  оказываемые юридическим лицам

  • Расчетно-кассовое обслуживание
  • Открытие и ведение корреспондентских счетов
  • Кредитование
  • Операции с ценными бумагами: купля продажа, прием в залог, прием на инкассо и т.д.
  • Банкнотные операции, покупка, продажа валюты, обмен ветхих купюр
  • Депозитарное обслуживание
  • Аренда сейфов
  • Операции с драгоценными металлами
  • Операции с  монетами из драгоценных металлов

Услуги, оказываемые физическим лицам

  • Кредитование
  • Прием коммунальных платежей
  • Выдача и обслуживание пластиковых карт
  • Операции с ценными бумагами
  • Операции с драгоценными металлами
  • Осуществление денежных переводов
  • Выплата заработной платы
  • Процентные вклады
  • Операции с валютой
  • Аренда сейфов
  • Депозитарное обслуживание
  • Выпуск и реализация расчетных чеков Сбербанка России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях.

 

19 ноября 2008 года — Сбербанк России как самый крупный банк России, работающий для 70 миллионов вкладчиков и 240 тысяч акционеров, в полной мере осознает свою роль в экономике и понимает необходимость соблюдения баланса между интересами акционеров и клиентов, с одной стороны, и интересами страны в целом, с другой стороны.

Сбербанк России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.

Сложные экономические условия  вызывают необходимость изменения  кредитной политики Банка. Эти условия  характеризуются следующими факторами:

  • недостаток ликвидности в экономике, как у банков, так и у предприятий;
  • кризис доверия в экономических отношениях (компании, банки, физические лица);
  • низкая доступность кредитов и их повышенная стоимость из-за возросших рисков («кредитное сжатие»);
  • снижение платежеспособного спроса как со стороны физических, так и со стороны юридических лиц;
  • значительное падение цен как на товары, сырье и материалы, так и на активы (недвижимость, ценные бумаги, предприятия);
  • повышенные колебания курсов всех валют.

По оценкам экспертов Сбербанка России, этот период будет длиться до полутора-двух лет.

Исходя из этого, Сбербанк особо рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса. Мы также призываем клиентов, испытывающих или предвидящих финансовые трудности, обсудить их с нами как можно раньше — вместе нам будет гораздо легче найти их решение, не доводя ситуацию до критической. Если же критическая ситуация все же возникнет, Сбербанк России сделает все для того, чтобы и клиент, и Банк вышли из нее с наименьшими потерями.

Кредитование юридических  лиц

В этих условиях Сбербанк России будет придерживаться следующих приоритетов в кредитовании юридических лиц:

  • поддержка следующих отраслей и секторов экономики:
    • отрасли, гарантирующие удовлетворение ежедневных и самых необходимых жизненных потребностей населения (розничные сети, аптеки и т. д.);
    • отрасли, выполняющие жизнеобеспечивающие функции (электро- и водоснабжение, транспорт и т. д.);
    • оборонно-промышленный комплекс;
    • малый бизнес;
    • сельское хозяйство;
  • поддержка существующих клиентов Сбербанка России и выполнение Банком уже взятых на себя юридических обязательств по кредитованию в рамках заключенных договоров, поддержка заемщиков Банка, непрерывность деятельности которых является критичной для других заемщиков Сбербанка России;
  • кредитование оборотных средств и текущих потребностей бизнеса клиентов.

Управление рисками

Осознавая особую ответственность  перед акционерами и вкладчиками в это сложное время, Сбербанк России вводит дополнительные меры по эффективному управлению рисками:

  • изменение критериев устойчивости бизнеса клиентов применительно к деятельности в сложных условиях;
  • усиление обеспеченности кредитов:
    • достаточными и своевременными денежными потоками от операционной деятельности заемщика;
    • операционной доходностью бизнеса;
    • залогами ликвидных активов;
    • гарантиями/поручительствами государства или собственников бизнеса;
  • повышение уровня и качества контроля со стороны Сбербанка России за ответственным поведением собственников и менеджмента путем введения дополнительных условий и ограничений на деятельность заемщика, в том числе:
    • снижение лимита максимальной долговой нагрузки;
    • введение дополнительных ограничений по смене контроля над бизнесом;
    • расширение перечня событий, влекущих досрочное истребование задолженности Банком;
    • более четкое определение критериев кросс-дефолта по обязательствам клиента перед другими кредиторами.

Для этого Сбербанк России усиливает  внимание:

  • к источникам погашения и их надежности;
  • к уровню текущей ликвидности клиента;
  • к уровню долговой нагрузки;
  • к качеству и ликвидности обеспечения;
  • к адекватности финансовых планов и действий заемщиков относительно резко изменившихся внешних условий;
  • к консервативности подходов в прогнозах платежеспособности клиентов;
  • к мониторингу ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем у заемщиков.

Кредитование физических лиц

 

В отношении физических лиц Сбербанк России будет следовать следующим приоритетам:  

  • повышает доступность кредитов, предлагая различные способы их погашения — равными ежемесячными (аннуитетными) или дифференцированными платежами, с обязательным разъяснением клиентам всех возможностей и ограничений того или иного вида платежей; 
  • помогает клиентам избежать принятия на себя чрезмерной долговой нагрузки, усилив внимание к индивидуальной платежеспособности при выдаче новых кредитов; 
  • сохраняет всю линейку розничных кредитных продуктов и будем продолжать оптимизировать ее, учитывая необходимость сохранения качества кредитного портфеля; 
  • обеспечивает повышение финансовой грамотности населения, консультации и разъяснения по всем продуктам и услугам Банка; 
  • усиливает работу по сохранению и повышению качества кредитного портфеля, тщательно оценивая финансовые возможности заемщиков и предлагаемое обеспечение.

Информация о работе Коммерческий банк, его структура, функции