Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа
На банковскую систему России не могут не оказывать влияние мировые тенденции развития банковского дела. Основные тенденции, преобразующие банковское дело во всем мире, настолько значительны, что многие специалисты называют происходящее банковской революцией. Среди наиболее важных тенденций называют следующие.
Технологическая и техническая революция. Развитие средств современной компьютерной техники позволяет использовать компьютерные технологии в банковском деле при осуществлении расчетов, оказании банковских услуг по получению наличных денежных средств, замене ручного труда машинным и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
5
1.1
Информационные системы, используемые при дистанционном банковском обслуживании
5
1.2
Электронные платежные системы в Интернет
11
1.3
Электронные услуги в банковской системе расчетов
15
2.
РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
21
2.1
Особенности построения автоматизированных банковских систем
21
2.2
Программное и информационное обеспечение автоматизированных банковских технологий
26
3.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ МЕЖБАНКОВСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Высокий уровень безопасности достигается за счет:
• присвоения каждому сообщению входящего и исходящего номера и контроля со стороны SWIFT над соблюдением порядка нумерации;
• шифровки текста сообщения с помощью специальных криптографических устройств;
• формирования отчетов, предоставляемых системой пользователю
и направляемых ему с определенной периодичностью;
•использования ключей аутентификации.
Сеть SWIFT включает в себя:
• терминалы пользователей SBT (SWIFT Based Terminal), позволяющие подключаться к сети;
• региональные процессоры RP (Regional Processor), предназначенные для получения сообщений от пользователей и их проверки, получения инструкций от группового процессора, доставки сообщений и
контроля локальных коммуникаций с пользователями. Каждый региональный процессор работает в автоматическом режиме;
• групповые процессоры SP (Slice Processor), осуществляющие хранение сообщений и их нахождение по запросу, распределение сообщений на региональный процессор, к которому подсоединен адресат, долгосрочное и краткосрочное архивирование данных и генерацию системных отчетов;
• системные управляющие процессоры SCP (System Control Processor), выполняющие управляющие и контролирующие функции для всей системы и сети (США, Нидерланды).
Пользователи SWIFT имеют доступ и к другим стандартам сообщений и сетям. В частности, в целях дальнейшего развития и расширения предлагаемых услуг обеспечена полноценная поддержка обмена в стандарте ООН EDIFACT (Electronic Data Interchange For Administration, Commerce and Transport).
Принципы построения системы SWIFT создают все условия для автоматизированной обработки сообщений, поступающих по сети, а также генерирования их для отправки в систему. Технология работы с сообщениями во многом зависит от существующего уровня автоматизации работ в банке. Терминальное оборудование SWIFT для передачи данных между компьютерами без ручного вмешательства увязывают с банковской ЭВМ. На пути создания такой системы встречаются следующие трудности: уровень автоматизации банковской системы может не соответствовать требованиям системы; сложившаяся внутренняя система кодирования банковской информации не соответствует стандартам ISO, что приводит к сложностям в распознаваний кодов и идентификаторов, которыми оперирует SWIFT. Поэтому банки осуществляют поэтапное включение SWIFT во внутреннюю систему автоматизации.
Для организации международных расчетов на территории использования евро применяются национальные RTGS, которые связаны между собой механизмом TARGET (рис….). Эти системы образуют общеевропейскую систему расчетов в евро, которая проводит операции по одной, и каждый платеж является безотзывным. При валовых расчетах платеж из коммерческого банка страны должен пройти через RTGS этой страны и затем по каналам связи системы TARGET передается в RTGS принимающей страны, прежде чем попасть в принимающий банк и национальную платежную систему.
Рис. 3.1 Европейская система расчетов в евро
Доступ в TARGET открыт только через RTGS, поэтому любой платеж контролируется Европейским центральным банком, который ведет расчетные счета банков. Наряду с системой центральных банков, банки могут использовать и коммерческие клиринговые системы. Единственной наднациональной клиринговой системой в Европе является Банковская ассоциация евро (ЕВА) - система нетто-расчетов, созданная коммерческими баннами. Расчеты внутри ЕВА совершаются в Европейском центральном банке. Каждый банк, участвующий в ЕВА, устанавливает лимиты обменов с другими банками и предоставляет обеспечение по сделкам, что гарантирует системе полное завершение расчетов на конец дня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время успех банков зависит от применяемых информационных технологий, которые часто являются предпосылкой и фактором появления современных банковских продуктов. На базе новых средств связи и ИТ возникла целая новая сфера банковских услуг - электронные услуги, которая продолжает динамично развиваться.
В связи с этим в мире многие банки вкладывают огромные суммы в свои информационные системы: от 15 до 25% суммарных оперативных затрат в год. При этом не только большинство банковских услуг, но и современное управление деятельностью банка (управление активами/пассивами, управление риском, валютно-обменные операции и др.) немыслимы без современных ИТ.
Развитие информационных технологий позволяет:
• провести коренные изменения в банковских технологиях, банковском бухгалтерском учете и аудите;
• создать новый спектр банковских услуг — межбанковские расчеты в режиме реального времени; интерактивные банковские услуги
клиентам (автоматизированные банковские киоски, интеллектуальные
банковские видеотелефоны, терминалы самообслуживания и др.);
• отказаться от бумажных документов в пользу электронных;
• перейти к интеллектуальным пластиковым картам, электронным
кошелькам, цифровой наличности и т.д.
Дистанционное банковское обслуживание обеспечивает банку следующие конкурентные преимущества. При использовании ДБО значительно сокращаются операционные издержки. Отпадает необходимость содержать дополнительные помещения, рабочие места и персонал, без которых нельзя обойтись при обслуживании клиентов традиционным способом. В результате трансакционные расходы (в пересчете на одну трансакцию) снижаются на порядок. За счет экономии средств на свое содержание банк может существенно увеличить клиентскую базу - низкая себестоимость банковских продуктов дает возможность уменьшить тарифы на них, что при прочих равных условиях делает банк в глазах потребителя более привлекательным. С другой стороны, благодаря ДБО банк способен охватить немалый сегмент потребителей, обладающих небольшими средствами и не слишком выгодных с точки зрения традиционного ведения банковского дела.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банки и банковские операции / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2008.- 471 с.
2. Банковские операции / Под ред. Лаврушина О.И. Часть 1- М.: ИНФРА-М, 2006.- 96 с.
3. Вешкин Ю.Г. Банковские системы зарубежных стран. – М.: Экономистъ, 2008.- 400 с.
4. Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика, 2008.- 448 с.
5. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.
6. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки.- Москва: ИКЦ “ Март”; Ростов на Дону: “Март”,2004.- 480 с.
7. Семенов С.К. Деньги, кредит, банки.- М.: Издательство “ Экзамен”, 2005-448 с.
8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
9. Финансы. Денежное обращение . Кредит / Под ред. Поляка Г.Б.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009.-512 с.
10. Челноков В.А. Банки и банковские операции. – М.: Высшая школа,2007.-291 с.