Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа
На банковскую систему России не могут не оказывать влияние мировые тенденции развития банковского дела. Основные тенденции, преобразующие банковское дело во всем мире, настолько значительны, что многие специалисты называют происходящее банковской революцией. Среди наиболее важных тенденций называют следующие.
Технологическая и техническая революция. Развитие средств современной компьютерной техники позволяет использовать компьютерные технологии в банковском деле при осуществлении расчетов, оказании банковских услуг по получению наличных денежных средств, замене ручного труда машинным и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
5
1.1
Информационные системы, используемые при дистанционном банковском обслуживании
5
1.2
Электронные платежные системы в Интернет
11
1.3
Электронные услуги в банковской системе расчетов
15
2.
РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
21
2.1
Особенности построения автоматизированных банковских систем
21
2.2
Программное и информационное обеспечение автоматизированных банковских технологий
26
3.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ МЕЖБАНКОВСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• проводить плановые (обязательные) платежи;
• заказать наличность в любой валюте, с тем чтобы получить ее в кассе или обменном пункте банка;
• передать в банк заявку на предоставление технического овердрафта в случае нехватки средств на счете для проведения ответственного
платежа;
• дать распоряжение о передаче факсимильной копии платежного
поручения, переданного через «Телебанк» либо стандартным способом, своему корреспонденту. При использовании данного режима клиент имеет возможность получить оплачиваемый им товар (услуги),
находясь в офисе поставщика.
«Телебанк» может дать клиенту возможность пользоваться удобными подсистемами «голосовая почта» и «факсимильная почта» для передачи или получения экстренных сообщений, справочной информации либо документов, не указанных в числе стандартных услуг системы (нормативно-правовых актов, бухгалтерских инструкций и т.п.).
В России функционирует ряд систем Интернет-банкинга: «Эллипс-банк» для поддержки услуг Интернет-банкинга использует систему «Телебанк-НН»; система, внедренная в «Гута-банк», включает в себя системы «Телебанк» и «Клиент-Банк Он-лайн»; «Интернет-Сервис-Банк» («Автобанк») позволяет обслуживать через Интернет частных клиентов и юридических лиц, сводить к минимуму посещение клиентами банка и снижать издержки на их обслуживание.
Для обслуживания частных клиентов в системе «Интернет-Сервис-Банк» («Автобанк») используется подсистема «Домашний банк», позволяющая клиенту покупать и продавать валюту, оплачивать коммунальные услуги, осуществлять внутрибанковские и межбанковские переводы, оплачивать счета провайдеров и операторов мобильной связи, открывать депозиты, получать доступ к информации о проведенных платежах и выписки по счетам, пополнять карточные счета. Работа с организациями поддерживается подсистемой «Электронный клиент», которая позволяет подготавливать и передавать в банк по электронной линии связи платежные документы и проводить рублевые и валютные платежи, заявки на покупку/продажу валюты (для валютного счета), получать из банка уведомления о прохождении документов, выписки по закрытым дням, формировать и передавать в банк запросы на получение выписки по незакрытому дню, вести архив переданных в банк платежных документов, размещать рекламу и давать объявления, отслеживать текущее состояние своих счетов.
Система, внедренная в «Гута-банк», включает в себя систему «Телебанк» и «Клиент-Банк Он-лайн». Система «Телебанк» предназначена для связи частных клиентов с банком и используется для покупки и продажи валюты, оплаты коммунальных услуг, междугородных и международных переговоров, сотовой и пейджинговой связи, доступа в Интернет, пополнения пластиковых карт со счетов в системе «Телебанк» и др. Обслуживание осуществляется по телефону, через Интернет или ДЩР-телефон. Прохождение платежа занимает от одного дня (в Москве) до 2-4 дней (дальнее зарубежье). Система «Телебанк» лучше всего подходит для предоплаты товаров и регулярно предоставляемых услуг (биллинга), так как в ней не предусмотрена возможность мгновенных платежей.
Для организации электронной коммерции через систему «Телебанк» требуется наличие юридического лица, оформленного в установленном законом порядке, и банковского счета. Продавцу достаточно опубликовать описание товара или услуги, свои банковские реквизиты, инструкции по безналичной оплате и ссылку на расчетный сервер системы «Телебанк». Покупатель, имеющий счет в системе, может воспользоваться этой информацией и самостоятельно провести платеж. Покупатель оформляет заказ в электронном магазине, после чего магазин выставляет ему счет. В свою очередь, он должен заполнить форму с указанием реквизитов магазина на расчетном сервере (куда приходит счет магазина). На основании полученных данных происходит процесс авторизации. Деньги зачисляются банком на счет магазина, после чего проводится процесс поставки товара. Максимальная скорость осуществления операций достигается в том случае, если магазин является участником системы «Телебанк».
Система «Клиент-Банк Он-лайн» обеспечивает доступ к счетам, открытым в «Гута-Банке», получение информации об остатках по счетам, проведение платежей и т.д.
«Эллипс-банк» для поддержки услуг Интернет-банкинга использует систему «Телебанк-НН», выполняющую любые банковские операции по всему миру. С ее помощью осуществляют следующие операции: подготовка и передача в банк платежных поручений клиента, передача клиенту информации о состоянии счета, приложения к выпискам, оплата коммунальных услуг, мобильного телефона, проведение любых платежей, пополнение пластиковых карт со счетов в системе «Телебанк-НН».
В «Бин-Банке» используется система, позволяющая клиентам: заключать сделки на электронных торговых площадках (электронных магазинах, биржах); отслеживать состояние выполнения сделок; оформлять платежные документы и проведение банковских операций через Интернет по рублевым и валютным счетам; покупать и продавать валюту и ценные бумаги через Интернет в режиме реального времени; получать выписки по счетам; оплачивать сделки, проведенные в электронных торговых системах, через Интернет; формировать пакет документов для проведения кредитных и факторинговых операций; проводить сбор и анализ данных о финансовом состоянии предприятий; выпускать и аннулировать цифровые сертификаты пользователей; доставлять платежные поручения в автоматизированную банковскую систему для дальнейшей обработки; импортировать и экспортировать платежные документы из внутренних клиентских систем; обеспечивать доступ пользователей к информации об операциях, проводимых банком со счетами клиентов; оповещать пользователей при проведении банковских и системных операций; создавать торговые представительства (электронные магазины) и размещать их на сервере электронной коммерции; участвовать в электронных тендерных торгах; проводить биржевые сделки; интегрироваться с системами электронной коммерции.
Платежные системы в России сталкиваются с рядом трудностей, связанных с низким уровнем жизни, незначительным процентом клиентов банковской системы, несовершенством законодательства и др. Однако аналитики прогнозируют рост использования подобных систем и вовлечения в них большего числа on-line-магазинов и пользователей.
2. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Особенности построения автоматизированных банковских систем
В настоящее время успех банков зависит от применяемых информационных технологий, которые часто являются предпосылкой и фактором появления современных банковских продуктов. На базе новых средств связи и ИТ возникла целая новая сфера банковских услуг - электронные услуги, которая продолжает динамично развиваться.
В связи с этим в мире многие банки вкладывают огромные суммы в свои информационные системы: от 15 до 25% суммарных оперативных затрат в год. При этом не только большинство банковских услуг, но и современное управление деятельностью банка (управление активами/пассивами, управление риском, валютно-обменные операции и др.) немыслимы без современных ИТ.
Автоматизированная банковская система (АБС) - это форма организационного управления банком на базе широкого применения новых информационных технологий.
В настоящее время АБС охватывают практически все стороны деятельности банка: ежедневные внутрибанковские операции, ведение бухгалтерии и составление сводных отчетов; коммуникации с филиалами; взаимодействие с клиентами (так называемые системы Банк-клиент); анализ деятельности банка и выбор оптимальных решений; розничные операции, связанные с использованием банкоматов и пластиковых карт; межбанковские расчеты; работа банка, на рынке ценных бумаг; информационные услуги.
К современным АБС предъявляются очень строгие требования как от банков - пользователей, так и государственных и контролирующих органов. Производители АБС должны динамически подстраивать своюпродукцию под изменяющиеся нормативы и отчетные требования, предъявляемые к ведению банковского бизнеса. Среди основных требований, предъявляемых к АБС, можно выделить следующие.
1.Функциональная полнота. Это одна из главнейших характеристик АБС. Сложные АБС могут содержать десятки тысяч различных автоматизируемых функций и банковских операций. Функциональная полнота подразумевает наличие в программном изделии необходимого и достаточного числа компонентов для выполнения заданных функций с учетом возможности системы наиболее полно соответствовать информационным потребностям банка, охватывая все виды его деятельности.
При формировании перечня функций, которые должна автоматизировать приобретаемая (разрабатываемая) АБС, следует исходить не только из потребностей сегодняшнего дня, но и учитывать будущие запросы в рамках стратегии развития банка, чтобы не оказаться в ситуации, когда придется приспосабливать стратегию к имеющейся АБС.
2. Комплексный подход. Только комплексная информационная банковская система, интегрирующая различные сферы деятельности банка, способна полностью автоматизировать и объединить в единое целое бизнес-процессы финансового учреждения. Работа с клиентами, участие в биржевых торгах должны быть увязаны с внутрихозяйственной деятельностью банка и бухгалтерией.
3. Масштабируемость системы. Способность системы адаптироваться к расширению предъявляемых требований и возрастанию объемов решаемых задач: числа обслуживаемых автоматизированных рабочих мест, обрабатываемых документов, а также быстроты реакции, общей производительности и пр., при добавлении к ней вычислительных ресурсов.
4. Открытость - способность интеграции с любыми внешними открытыми приложениями через стандартные интерфейсы межпрограммного взаимодействия, поддержка современных мировых стандартов в области информационных технологий, наличие готовых индустриально поддерживаемых шлюзов к наиболее распространенным офисным и бизнес-приложениям, прозрачная интеграция со стандартными пользовательскими
интерфейсами, такими как Windows Explorer и Internet Browser.
5. Настраиваемость системы. Это ее мобильность, динамичность, подвижность. Настраиваемость предполагает, что те или иные значимые параметры не жестко заданы, а могут быть адаптированы к потребностям и условиям конкретного банка.
6. Централизованное управление системой. Настройка технологии
функционирования системы сообразно технологии работы банка не с
АРМ конечных пользователей, а из одного специального модуля. Все
основные настройки делает квалифицированный технолог АБС, а сотрудники банка могут сразу приступить к работе с программой. Автоматизированную банковскую систему, имеющую такую архитектуру, можно максимально быстро и качественно подготовить к эксплуатации. Это дает возможность оперативно изменять условия выполнения любой операции, что очень важно при создании новых банковских продуктов.
7.Единая база данных, обеспечивающая многопользовательскую работу. Рекомендуется использование распределенных баз данных на
основе промышленных СУБД (MS SQL Server, Oracle, Informix, DB2).
В этих СУБД встроены и являются неотъемлемой частью:
• транзакционный механизм;
• средства разграничения доступа;
• средства поддержания ссылочной целостности и непротиворечивости данных.
Использование распределенных баз данных обеспечивает необходимый уровень безопасности данных, дает возможность программистам банка сосредоточиться на оптимизации содержательной части приложений.
8. Работа в режиме реального времени. В таком режиме реакция системы на управляющее воздействие должна соответствовать скорости протекания процесса, которым система управляет.
9. Безопасность. Поддерживается: средствами разделения прав доступа, интегрированными с системой безопасности ОС (имеющей до
семи уровней доступа к документам); механизмом назначения прав как
по ролевому, так и по персональному признаку и возможностью изменения прав доступа к документу в процессе его жизненного цикла.
Требования безопасности включают в себя также возможность интеграции с открытыми средствами криптографической защиты, аутентификации и электронной подписи.
При построении системы используют следующие концептуальные понятия:
• документ (базовое понятие) - перемещаемый по этапам обработки авторизуемый носитель банковской информации, способный автоматически генерировать совершение банковских операций (например,
производство и разнесение проводок и создание других документов).
Описание этапа обработки документа включает в себя экранную форму документа с соответствующими ей алгоритмами обработки. Эта
форма может различаться для одного и того же документа, так как его
поля заполняются на определенных этапах обработки;
• система электронного документооборота - среда создания, модификации и передачи электронных документов как внутри банка, так и между банком и клиентами, банком и его филиалами, сторонними банками или расчетными (платежными) системами;
• динамически компонуемое рабочее место пользователя автоматизированной банковской системы - адрес (имя) пользователя с назначенным ему набором документов, этапов обработки документов, предоставляемых прав;
• распределенные, коллективно формируемые и используемые серверы банковских баз данных, содержащих, в частности, документы,
операции (проводки), счета, процедуры и триггеры формирования и
контроля целостности баз данных;
• операционный день банка - ядро (сервер) банковской системы и
других подсистем автоматизации банковской деятельности;
• микропроцессорные карты - средства авторизации электронных
документов и подтверждения наличия средств на счете.