ЭВМ в банковской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

На банковскую систему России не могут не оказывать влияние мировые тенденции развития банковского дела. Основные тенденции, преобразующие банковское дело во всем мире, настолько значитель­ны, что многие специалисты называют происходящее банковской ре­волюцией. Среди наиболее важных тенденций называют следующие.
Технологическая и техническая революция. Развитие средств совре­менной компьютерной техники позволяет использовать компьютер­ные технологии в банковском деле при осуществлении расчетов, ока­зании банковских услуг по получению наличных денежных средств, замене ручного труда машинным и т.д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
5

1.1
Информационные системы, используемые при дистанционном банковском обслуживании
5

1.2
Электронные платежные системы в Интернет
11

1.3
Электронные услуги в банковской системе расчетов
15
2.
РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
21

2.1
Особенности построения автоматизированных банковских систем
21

2.2
Программное и информационное обеспечение автоматизированных банковских технологий
26
3.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ МЕЖБАНКОВСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

76 % уник.11.05.06 ЭВМ в банковской деятельности 1000 прод...doc

— 284.00 Кб (Скачать)


11

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

5

 

1.1

Информационные системы, используемые при дистанционном банковском обслуживании

5

 

1.2

Электронные платежные системы в Интернет

11

 

1.3

Электронные услуги в банковской системе расчетов

15

2.

РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

21

 

2.1

Особенности построения автоматизированных банковских систем

21

 

2.2

Программное и информационное обеспечение автоматизированных банковских технологий

26

3.

СИСТЕМА  АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ МЕЖБАНКОВСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ  РАСЧЕТОВ

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На банковскую систему России не могут не оказывать влияние мировые тенденции развития банковского дела. Основные тенденции, преобразующие банковское дело во всем мире, настолько значитель­ны, что многие специалисты называют происходящее банковской ре­волюцией. Среди наиболее важных тенденций называют следующие.

Технологическая и техническая революция. Развитие средств совре­менной компьютерной техники позволяет использовать компьютер­ные технологии в банковском деле при осуществлении расчетов, ока­зании банковских услуг по получению наличных денежных средств, замене ручного труда машинным и т.д.

Возрастающая конкуренция. Уровень конкуренции в сфере банков­ских услуг постоянно растет. Предоставление кредитной организаци­ей различных видов банковских услуг в настоящее время наталки­вается на конкуренцию со стороны других банковских учреждений, брокерских фирм, страховых компаний. Это давление, безусловно, сти­мулирует разработку новых видов банковских услуг.

Интернационализация и глобализация. Интернационализация активизирует и развивает финансовые и экономические связи между национальными и региональными рынками, которые в свою очередь остаются достаточно независимыми. Глобализация позволяет осуще­ствлять кредитным организациям свою деятельность, опираясь на представление о мире как о взаимосвязанном, взаимозависимом, в зна­чительной степени интегрированном рынке, не имеющем границ.

Данные тенденции были бы невозможны без стремительного раз­вития информационных технологий в банковском деле.

Развитие информационных технологий позволяет:

•  провести коренные изменения в банковских технологиях, банков­ском бухгалтерском учете и аудите;

•  создать новый спектр банковских услуг - межбанковские расче­ты в режиме реального времени; интерактивные банковские услуги
клиентам (автоматизированные банковские киоски, интеллектуальные
банковские видеотелефоны, терминалы самообслуживания и др.);

•  отказаться от бумажных документов в пользу электронных;

•  перейти к интеллектуальным пластиковым картам, электронным
кошелькам, цифровой наличности и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

1.1 Информационные системы, используемые при дистанционном банковском обслуживании

 

Дистанционным банковским обслуживанием (ДБО) принято назы­вать оказание банковских услуг (предоставление банковских продук­тов) на расстоянии, без посещения клиентами офиса банка, без непос­редственного контакта с сотрудниками банка — из дома (так называе­мый «home-banking»), офиса, автомобиля и т.д. Такой вид обслуживания позволяет клиенту контролировать соб­ственные счета, покупать и продавать безналичную валюту, оплачи­вать коммунальные услуги, доступ в Интернет, счета операторов сото­вой и пейджинговой связи, проводить безналичные банковские и меж­банковские платежи, переводить средства по счетам и др.

Дистанционное банковское обслуживание обеспечивает банку сле­дующие конкурентные преимущества. При использовании ДБО значительно сокращаются операционные издержки. Отпадает необходимость содержать дополнительные поме­щения, рабочие места и персонал, без которых нельзя обойтись при обслуживании клиентов традиционным способом. В результате трансакционные расходы (в пересчете на одну трансакцию) снижают­ся на порядок. За счет экономии средств на свое содержание банк мо­жет существенно увеличить клиентскую базу - низкая себестоимость банковских продуктов дает возможность уменьшить тарифы на них, что при прочих равных условиях делает банк в глазах потребителя более привлекательным. С другой стороны, благодаря ДБО банк способен охватить нема­лый сегмент потребителей, обладающих небольшими средствами и не слишком выгодных с точки зрения традиционного ведения банков­ского дела.

Кроме того, потенциальный клиент банка, где практикуется ДБО, освобождается от жесткой привязки к конкретному месторасположе­нию банка, а это весьма удобно. Следовательно, ДБО способствует экспансии банка в другие регионы, что приводит к расширению кли­ентской базы.

Немаловажен и имиджевый аспект применения технологий дистан­ционного обслуживания. Привлекательность ДБО в глазах клиентов не в последнюю оче­редь обусловлена и тем, что оно способно обеспечить им более ком­фортные условия общения с банком и значительную экономию вре­мени - для проведения банковской операции клиенту не нужно посе­щать офис банка. Более того, ему даже не нужно подстраиваться под график работы банка - он доступен 24 ч в сутки, и пользователь мо­жет выполнить нужную трансакцию в любой удобный для него мо­мент.

Выделяют следующие разновидности ДБО клиентов: РС-банкинг, Интернет-банкинг, видеобанкинг, обслуживание по телефону, WAP-банкинг, SMS-банкинг.

При наличии специального программного обеспечения и модема РС-банкинг поддерживает прямое соединение персонального компьютера клиента с сетью банка. Наиболее характерным примером данной разно­видности ДБО является классическая система «Банк-Клиент».

Интернет-банкинг - это комплекс банковских услуг, предостав­ляемых клиенту банком посредством Интернет, который включает в себя: контроль собственных счетов; покупку и продажу безналичной валюты; оплату коммунальных услуг, доступа в Интернет, счетов опе­раторов сотовой и пейджинговой связи; проведение безналичных пла­тежей, перевод средств по счетам. Это наиболее перспективный вид ДБО, например, «Deutsche Bank» и «Bank of America» около 70% платежей осуществляют через Интер­нет. В России Интернет-банкинг в последние годы также активно раз­вивается.

В настоящее время выделяют три уровня Интернет-банкинга:

•  информационный (сайт банка в Интернет, на котором отражены
виды и тарифы оказываемых услуг);

•  коммуникационный (двусторонний обмен информацией посред­ством электронной почты, информация о состоянии счета, выписки
по счетам);

•  полнофункциональный транзакционный банк (проведение всех
финансовых операций, кроме выдачи наличных).

Существуют системы, в которых Интернет используется только как средство передачи данных, и системы, в которых Интернет использу­ется как самостоятельная информационная технология. В первом слу­чае Интернет выступает как канал связи между банком и клиентом и по сути представляет собой только дополнение к классическим систе­мам «Банк-Клиент». Это повышает оперативность и мобильность связи деловых партнеров, но зато несколько снижает уровень безопасности совершаемых трансакций, поскольку Интернет — сеть открытая.

Во втором случае программное обеспечение представляет собой специальное Интернет-приложение, функционирующее только в се­ансе диалоговой связи клиента с банком. При использовании подоб­ных систем клиенту не нужно устанавливать ПО и хранить соответ­ствующие электронные базы данных на своем компьютере. В данном случае клиент может получить доступ к своему банковскому счету, войдя в сервер банка в Интернет с любого компьютера, предваритель­но введя свой пароль и персональный идентификационный номер. Для повышения безопасности в подобных системах применяют различные способы защиты экономической информации от несанкционирован­ного доступа.

Видеобанкинг — это система интерактивного общения клиента с персоналом банка, своего рода видеоконференция, для организации которой используется устройство, называемое киоском (аппарат с сен­сорным экраном, позволяющий клиенту получать доступ к различной информации, а также пообщаться со служащим банка и произвести с его помощью различные операции). Киоски устанавливаются в обще­ственных местах и часто совмещаются с банкоматами.

Для оплаты счетов по телефону клиент банка пользуется специ­альным устройством, соединенным с банковским компьютером, кото­рое позволяет получать самую разную информацию о движении средств на своем счете и состоянии финансового рынка, осуществлять платежи по счетам за товары, медицинские услуги, электроэнергию и т.д. Клиент подключается к банковскому компьютеру и вводит номер счета, персональный идентификационный номер, кодовый номер ком­пании получателя денег, сумму платежа.

WAP-банкинг - удаленное управление счетами посредством мо­бильного телефона, оснащенного специальным программным обеспе­чением на базе протокола беспроводной передачи данных. Однако пока банки не выделяют WAP-банкинг в отдельный вид услуг. Клиенту, желающему проводить банковские операции только по мобильному телефону, все же придется подключиться к системе Интернет-банкин­га. Сейчас компании мобильной связи, предлагая клиентам телефоны стандарта GSM с возможностью выхода в Интернет, не всегда могут обнспечить необходимую степень защиты передаваемых или полу­чаемых сведений на том уровне, как это организовано в Интернет. Следовательно, банки не могут взять на себя ответственность за кон­фиденциальность платежей клиентов и пока предлагают им при по­мощи мобильного телефона лишь просматривать остаток на счете и список последних операций. Однако разрабатывается программное обеспечение, способное повысить безопасность услуг WAP-банкинга. Пока же для того, чтобы обеспечить безопасность платежей, некото­рые банки оговаривают с клиентом список операций и присваивают каждой из них соответствующий код. Так, например, поступает «Гута-банк». При проведении какой-либо из операций пользователю WAP-банкинга достаточно ввести код, который при подтверждении банком активизирует необходимую трансакцию. За операции по счету банк комиссию не берет.

Еще одна услуга, предоставляемая банками владельцам сотовых телефонов, - SMS-банкинг. При помощи служб коротких сообщений (SMS), которые есть у любого оператора сотовой связи, клиенту будет доступна вся информация о состоянии расчетных счетов (остатков по счету), а также получение выписок по счету за требуемый период. По мнению специалистов, эта услуга имеет гораздо больше перспектив, чем WAP-банкинг. Во-первых, из-за дешевизны, а во-вторых, за счет большей скорости передачи данных — в десятки раз быстрее, в-треть­их значительно повышает безопасность операций. SMS-сервис пользу­ется большой популярностью у клиентов.

Считается, что современные технологии программно-аппаратной защиты находятся на уровне, обеспечивающем 100%-ную гарантию конфиденциальности операций и сохранности средств. Но самое глав­ное, в сохранности средств заинтересованы прежде всего банки - по­ставщики услуг Интернет-банкинга, отвечающие не только за сохран­ность финансов своих клиентов, но и за свои средства и репутацию.

Информация о работе ЭВМ в банковской деятельности