Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа
На банковскую систему России не могут не оказывать влияние мировые тенденции развития банковского дела. Основные тенденции, преобразующие банковское дело во всем мире, настолько значительны, что многие специалисты называют происходящее банковской революцией. Среди наиболее важных тенденций называют следующие.
Технологическая и техническая революция. Развитие средств современной компьютерной техники позволяет использовать компьютерные технологии в банковском деле при осуществлении расчетов, оказании банковских услуг по получению наличных денежных средств, замене ручного труда машинным и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
5
1.1
Информационные системы, используемые при дистанционном банковском обслуживании
5
1.2
Электронные платежные системы в Интернет
11
1.3
Электронные услуги в банковской системе расчетов
15
2.
РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
21
2.1
Особенности построения автоматизированных банковских систем
21
2.2
Программное и информационное обеспечение автоматизированных банковских технологий
26
3.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ МЕЖБАНКОВСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В рассматриваемой системе выделяют следующие основные объекты: документ, идентификатор пользователя, адрес пользователя, счет, операция и микропроцессорная карта.
Документ определяется маршрутом его обработки (представленным последовательностью этапов) и набором экранных форм с соответствующими алгоритмами обработки документа на каждом этапе.
Идентификатор пользователя определяет права доступа конкретного пользователя. Пользователь идентифицируется или паролем, непосредственно запрашиваемым системой, или микропроцессорной картой, которая в свою очередь может требовать введения пользователем персонального идентификационного номера кода (PIN-кода).
Адрес пользователя устанавливает месторасположение конкретного пользователя в территориально распределенной банковской системе. Адрес может быть относительно другого адреса как локальным, внутри той же локальной сети, так и глобальным, территориально удаленным.
Счет — текущие состояния и истории изменения состояний счетов хранятся на SQL-сервере баз данных, доступны к изменению только через триггеры и процедуры сервера, что обеспечивает сохранение целостности базы данных и защищенности счетов от клиентских приложений.
Операция — набор последовательно выполняемых проводок и некоторых учетных данных, изменяющих состояние счетов. Генерируется автоматически при достижении документом этапа, с которым связана операция. Выполняется (разносится) при соблюдении следующих условий:
• составляющие операцию проводки доставлены к ядру банковской
системы (они могли быть сформированы на удаленном рабочем месте
в off-line-режиме);
• дата, связанная с проведением операции (и указанная в документе), наступила (проводки могут быть отложенными);
• некоторое логическое условие общего типа, связанное с этой операцией, выполнено. Таким условием, задаваемым при формировании
(настройке) этого типа документа, может быть, например, необходимость подтверждения операции руководителем подразделения (имеющим личный пароль или карточку) при превышении суммы операции некоторого лимита.
Микропроцессорная карта — средство идентификации пользователей системы и авторизации электронных платежных документов произвольного вида. Позволяет защитить электронный платежный документ электронной подписью, а адресату при получении провести его аутентификацию — убедиться, что документ (будь то платежное поручение от клиента, торговая транзакция из магазина и т.п.) был составлен указанным отправителем и не был несанкционированно изменен. Главное достоинство при использовании для аутентификации клиента в сравнении с паролем - уникальность (некопируемость), в то время как пароль может быть подсмотрен или еще как-нибудь скопирован.
2.2 Программное и информационное обеспечение автоматизированных банковских технологий
Руководство российских банков в настоящее время все более осознает необходимость перехода на использование новых автоматизированных банковских систем. Практически все известные фирмы, специализирующиеся на разработке банковского программного обеспечения, или уже поставляют, или заявили о разработке новых АБС, активно использующих телекоммуникации, электронный документооборот, пластиковые смарт-карты. Преимущественно такие АБС реализуются на базе технологии «клиент-сервер».
Всю сферу банковской автоматизации можно разделить на две большие области:
1) электронную платежную систему, обеспечивающую пересылку
и исполнение платежей;
2) собственно автоматизированную банковскую систему, реализующую внутрибанковские функции и бухгалтерские операции.
Автоматизированную банковскую систему в соответствии с функциональным назначением принято разделять на три подсистемы:
1) Front-office (верхний уровень) - обеспечивает взаимодействие
банка с внешним миром. В подсистеме производится ввод первичной
информации, взаимодействие банка с клиентами, другими банками,
биржами;
2) Back-office (средний уровень) - осуществляет общебанковскую
и общехозяйственную деятельность. К подсистеме относится работа с
кредитами;
3) Accounting (нижний уровень) - отображает своевременную и
корректную деятельность банка в рамках существующих процедур
бухгалтерского учета.
В самостоятельную группу - Analysis - выделены операции, реализующие анализ текущего состояния банка, планирование и внутренний аудит банка.
В России на рубеже 1980-1990-х гг. с появлением финансового рынка и первых коммерческих банков начала становление новая банковская система. Развитие отечественных технологий автоматизации банковского дела неразрывно связано с развитием новой банковской системы страны.
Первым этапом развития была так называемая островная автоматизация. Это естественный начальный этап автоматизации любого вида деятельности, который характеризуется автоматизацией отдельных, как правило наиболее важных или относительно легко автоматизируемых частей технологического процесса, относительной простотой реализацей, возможностью быстрого внедрения, малочисленностью команды разработчиков, практической независимостью от коммуникаций.
В течение этого периода развитие отечественных АБС связано в основном с изменениями аппаратно-технических платформ в банках без коренного улучшения технологических аспектов. В 1994 г. можно было выделить четыре поколения АБС.
Первое поколение: аппаратная платформа - автономные персональные компьютеры под управлением MS-DOS; СУБД - Clipper, FoxPro, Clarion; базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка; структура АБС - автономные АРМ, не связанные или слабо связанные по данным через обмен файлами (в том числе путем физического переноса на гибких дисках с компьютера на компьютер).
Второе поколение: аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS-DOS, работающие в локальной сети Novell NetWare; СУБД - Clipper, FoxPro, Clarion; базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка; структура АБС - автономные АРМ, связанные по данным через общие файлы, лежащие на сервере и не связанные по функциям.
Третье поколение: аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS-DOS (MS Windows), работающие в локальной сети Novell NetWare (Windows NT); СУБД - Btrieve; базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка (реже документ); структура АБС - автономные АРМ, сильно связанные по данным через общие структуры базы данных и слабо связанные по функциям. Технология - переходная, от «файл-сервер» к «клиент-сервер».
Четвертое поколение: аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS-DOS (MS Windows), работающие в локальной сети, или же хост-компьютер с терминалами; СУБД - профессиональная реляционная (может быть постреляционная или сетевая); базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка (реже), документ, сделка; структура АБС - автономные АРМ, сильно связанные по данным через общие структуры базы данных, в отдельных случаях связанные по функциям через общее ядро. Технология - «хост-терминал» или двухуровневая «клиент-сервер».
С августа 1995 г. прекратился численный рост банковских учреждений как следствие «принудительного» снижения уровня инфляции и в связи с кризисом на рынке межбанковского кредитования - первым системным кризисом российской банковской системы. Уменьшилась доходность финансовых операций в целом. Банкам уже было недостаточно просто считать проходящие через них финансовые потоки, появилась необходимость эффективного управления этими потоками (а также всеми активами и пассивами банка).
Соответственно изменился и рынок АБС. Он стал превращаться в вертикальный, когда все большему числу коммерческих банков нужны серьезные, технологически прогрессивные решения, интегрирующие учетные, аналитические и управленческие технологии. «Вертикализация» определяла развитие рынка АБС с осени 1995 до лета 1997 г. Понятно, что на горизонтальном рынке успеха добивается та фирма-разработчик, чьи программные продукты весьма просто внедряются и которая может продавать «много, быстро и недорого». И наоборот, вертикальному рынку нужны высокотехнологичные программные решения, которые индивидуально адаптируются и настраиваются под каждый банк, внедряются по многомесячным специальным процедурам, такие банковские системы с учетными, аналитическими и управленческими функциями могут стоить в несколько раз или на порядок дороже.
В это время продолжалось усовершенствование систем четвертого поколения и начались разработки более серьезных систем пятого поколения.
Пятое поколение: аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS Windows, MS-DOS (реже UNIX), в распределенной сети (WAN) с несколькими физическими серверами приложений (которые работают под многозадачными многопользовательскими ОС); СУБД - профессиональная реляционная плюс менеджер транзакций; базовый элемент технологии - документ или сделка; структура АБС - логические АРМ, сильно связанные как по данным, так и по функциям в пределах локальной сети или хоста и слабо связанные по данным в пределах распределенной сети. Технология - трехуровневая «клиент-сервер» с использованием менеджеров транзакций.
Финансовый кризис 1998 г. для одних банков стал тормозом, а для других, наоборот, мощным импульсом развития бизнеса. Развитие банковской системы невозможно без соответствующей программно-технологической поддержки. Тяжесть конкурентной борьбы между фирмами-разработчиками смещается в сторону «тяжелых» программных решений четвертого и пятого поколений. Происходит возврат спроса на автоматизацию банковской аналитики.
Перспективное направление развития автоматизированных банковских технологий как у нас в стране, так и за рубежом - шестое поколение АБС.
Шестое поколение: аппаратная платформа - гетерогенная сетевая среда; СУБД - профессиональные реляционные с открытым интерфейсом (возможно одновременно несколько разных СУБД); базовый элемент технологии - сделка или документ; структура АБС - логические АРМ, динамически формируемые по компонентной технологии, сильно связанные по данным и функциям в пределах всей сети Интранет.
Сегодня на рынке представлены программные продукты как отечественных, так и зарубежных разработчиков, предлагаемые системы отличаются в несколько раз по своей стоимости и функциональности. Укрупнение банковского бизнеса в России способствовало приходу на этот рынок западных поставщиков с масштабными и дорогостоящими решениями (mySAP Banking, T24 от «Temenos», OFSA от «Oracle» и др.). В то же время улучшается качество автоматизированных систем, предлагаемых на рынке отечественными разработчиками.
Отечественные системы в настоящее время предоставляют достаточно полный набор функций, поддержку изменений требований Банка России к учету и отчетности. Системы последнего поколения могут конкурировать с зарубежными в части гибкости, настраиваемости и архитектурных решений.
Зарубежные системы более продуманы и проработаны в области банковских функций по работе на международном рынке. Использование зарубежных систем также положительно влияет на имидж банка в глазах международных аудиторских компаний. Однако присутствующие нарынке зарубежные системы плохо адаптированы к российским условиям, они в меньшей степени ориентированы на стандарты российского учета и отчетности, имеют высокую стоимость и более дорогие услуги по сопровождению. Зарубежные системы базируются, как правило, на использовании дорогого компьютерного оборудования, отличного от распространенных в российских банках. Поэтому, несмотря на то, что приобретение зарубежных систем — это самое дорогое решение, оно потребует значительных усилий (выраженных в затратах времени и средств) от банка на адаптацию системы к российским условиям.
В настоящее время на рынке АБС присутствует около 20 фирм -разработчиков АБС, создающих разнообразные программные продукты. Ниже приведены результаты опроса, проведенного компанией «Ла-минфо» среди банков, использующих программные продукты основных фирм-разработчиков (опрошено банков — 1154, не ответило — 24):
«Диасофт» 273
«R-Style Software Lab» 261
Собственная разработка 201
«ПрограмБанк» 80
«Инверсия» 49
«Кворум» 42
«ФОРС» 28
«ЦФТ» 24
«CSBIEE» 18
«БИС» 12
«МИМ-Технология» 11
Другие 131
Феноменом российского рынка является наличие большого числа систем собственной разработки. При этом по мере ужесточения требований к характеристикам систем и расширения их возможностей возрастают стоимость и сложность разработки и сопровождения, что в итоге приводит к экономической нецелесообразности создания и эксплуатации АБС силами банковских специалистов. В связи с этим постепенно уменьшается число банков, использующих собственные продукты, большинство банков начинает делать выбор в пользу готовых АБС, адаптируемых под специфику каждого конкретного банка.
Большинство российских АБС работают в двух- или трехуровневой архитектуре «клиент-сервер». Все АБС могут работать в разных средах, среди которых доминируют Windows NT и разные варианты UNIX в качестве серверных ОС, но названы и многие другие, в первую очередь Novell Netware. Что же касается клиентских рабочих мест, то тут можно встретить и DOS, и разные варианты Windows, и даже такую экзотику, как Java, предлагаемую фирмой «АСофт».
3. СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ МЕЖБАНКОВСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
Межбанковские расчеты могут осуществляться двумя способами: на валовой основе и клирингом. При валовых расчетах каждый платеж обрабатывается последовательно, а клиринг осуществляет многосторонний (двусторонний) зачет взаимных встречных платежей участников, причем оплате подлежит только разница между суммами взаимных обязательств, что позволяет значительно снизить потребность участников в оборотных средствах.
Клиринговые расчеты производятся сеансами. Первым этапом клирингового сеанса является прием и накопление расчетных документов на перевод денежных средств. Для каждого участника вычисляется его чистая позиция на счете, открытом в расчетном центре, — итоговое сальдо (дебетовое или кредитовое). Чистая позиция вычисляется как разность между общей кредиторской и общей дебиторской задолженностями каждого из участников. Если полученная позиция положительна, она подлежит закрытию или урегулированию, для чего участники клиринговых расчетов резервируют на своих счетах денежные средства. Клиринговый сеанс завершается окончательным расчетом по клирингу, в ходе которого происходит перевод или списание денежных сумм, соответствующих чистым позициям по счетам участников расчетов. Недостатком клиринга является сложность организации и связанные с этим риски.