Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа
На банковскую систему России не могут не оказывать влияние мировые тенденции развития банковского дела. Основные тенденции, преобразующие банковское дело во всем мире, настолько значительны, что многие специалисты называют происходящее банковской революцией. Среди наиболее важных тенденций называют следующие.
Технологическая и техническая революция. Развитие средств современной компьютерной техники позволяет использовать компьютерные технологии в банковском деле при осуществлении расчетов, оказании банковских услуг по получению наличных денежных средств, замене ручного труда машинным и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
5
1.1
Информационные системы, используемые при дистанционном банковском обслуживании
5
1.2
Электронные платежные системы в Интернет
11
1.3
Электронные услуги в банковской системе расчетов
15
2.
РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
21
2.1
Особенности построения автоматизированных банковских систем
21
2.2
Программное и информационное обеспечение автоматизированных банковских технологий
26
3.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ МЕЖБАНКОВСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В основе ДБО лежит система «Банк-Клиент». Полный список услуг, которые банк может оказывать через эту систему, очень обширен. В классическом (развернутом) варианте система «Банк-Клиент» позволяет клиенту:
• знакомиться с банковскими правилами;
• получать справочную информацию (перечень выполняемых банком операций, курсы валют и т.д.);
• открывать различные банковские счета;
• управлять движением средств по счетам, в том числе карточными счетами;
• получать сведения о состоянии своего счета в форме соответствующих выписок;
• осуществлять платежи по счетам, в том числе за товары и услуги,
включая коммунальные;
• получать электронные копии расчетных документов;
• заказать чековую книжку;
• проводить конверсионные операции;
• проводить операции с инвестиционным портфелем, который находится в управлении банка;
• осуществлять кредитные операции (овердрафтный кредит);
• обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями
и финансовой информацией;
•получать консультационные и информационные услуги; и др.
При этом стоит обратить внимание на то, что в рамках системы «Банк-Клиент» речь идет о высокостандартизированных наборах операций, поскольку они проводятся практически без какого-либо участия банковского персонала.
При обслуживании клиентов банки придерживаются установленных правил ведения безналичных расчетов (платежей) и расчетно-кассового обслуживания. Соответствующие права и обязанности сторон оговариваются в договоре банковского счета (или в дополнениях к нему).
Система «Банк-Клиент» представляет собой программно-технический комплекс, позволяющий организовать взаимодействие в защищенном off-line режиме клиента с банком из офиса (дома) по безбумажной технологии, осуществлять удаленное обслуживание клиентов по любым видам расчетных операций и реализовывать полноценный электронный документооборот. Она включает в себя банковскую и клиентскую подсистемы, интегрированные с подсистемами защиты и коммуникаций.
В состав системы обычно входят:
• сервер обмена документами - почтовый сервер, по сервису и форматам адресации совместимый с различными видами протоколов, для обеспечения доступа по коммутируемым телефонным каналам;
• АРМ банка для приема документов от клиента, взаимодействия с
банковской системой и уведомления клиента о результатах обработки его документов;
• АРМ клиента для создания документов, пересылки их в банк, получения результатов обработки и выписок по счетам. Он может использоваться юридическими и физическими лицами, а также банками для
работы с банками-корреспондентами, осуществления межфилиального обмена, связи юридических лиц с торговыми партнерами и т.д.
работает со следующими видами документов: финансовыми (платежное поручение, инкассовое поручение, заявка на продажу валюты, заявка на покупку валюты, заявление на перевод, заявление на аккредитив, заявка на отзыв платежа, объявление на снятие наличными и др.); информационными (запрос на розыск платежа, выписка, паспорт сделки, справка о валютных операциях, и др.); почтовыми (текстовые сообщения, формируемые клиентом (банком) для отправки абоненту системы «Банк-Клиент» или абоненту почтового сервера); документами свободного формата, представляющими собой текстовые сообщения, визируемые и шифруемые отправителями (банком или клиентом) и разработанные с учетом пожеланий банков.
Платежное поручение формируется в электронном виде один раз клиентом, а не операционистом банка. Это упрощает ежедневную работу бухгалтера, ускоряет платежи и снижает вероятность ошибки в реквизитах платежа. При поступлении в банк осуществляется проверка электронных подписей на каждом документе, принятом от клиента. Расчетные документы клиента хранятся в архиве банковской части системы вместе с электронными подписями, что исключает их искажение в банке. Встроенные средства шифрации обеспечивают передачу информации между банком и клиентом в зашифрованном виде.
Система «Банк-Клиент» обладает многоуровневой системой защиты и обеспечивает достоверность, сохранность и конфиденциальность передаваемой информации.
1.2 Электронные платежные системы в Интернет
Отдельным направлением современного банковского электронного бизнеса является обслуживание денежных расчетов торговых Интернет-компаний с конечными потребителями за приобретаемые в сети товары (услуги) в материальной (физической) и электронной формах.
Развитию систем Интернет-платежей по всему миру способствует распространение Интернет-торговли. На этот процесс влияет ужесточение конкуренции в реальных секторах экономики, связанное с поисками новых способов сокращения издержек, привлечение клиентов и обслуживание их в Интернет.
Электронный обмен данными (Electronic Data Interchange — EDI) через специализированную сеть передачи данных и электронный перевод денежных средств (Electronic Fund Transfer — EFT) no защищенным частным сетям между банками давно используются для проведения деловых операций и расчетов. Появление сети Интернет, предоставляющей доступ по невысоким и недифференцированным тарифам, позволило значительно снизить расходы на осуществление деловых операций, расширить возможности электронной коммерции, предоставления банковских услуг и др. В результате сложились благоприятные условия для формирования киберэкономики, в которой есть электронные аналоги таких экономических категорий, как деньги, инвестиции, торговля, реклама, маркетинг и т.д.
В настоящее время платежные системы Интернет предлагают следующие способы оплаты: наличными, банковским переводом, наложенным платежом, почтовым переводом, в режиме on-line. При оплате наличными покупатель расплачивается с курьером при получении товара. Этот способ, во-первых, не позволяет доставлять покупки по всем населенным пунктам, во-вторых, непригоден при приобретении товаров, представленных в электронном виде (информация, программные продукты и др.). Оплата банковским переводом удобна для частных лиц и организаций, но требует заполнения квитанции, оплаты ее через банк и в большинстве случаев отправки квитанции об оплате по факсу. Оплата наложенным платежом используется при доставке товаров в города, в которых нет курьерской службы, товар оплачивается при получении в почтовом отделении и 20—30% стоимости товара уходит на оплату почтовых услуг. При оплате почтовым переводом перевод денег может занимать более месяца и при этом взимается 10% суммы платежа.
Платежные системы on-line обладают рядом достоинств: удобство использования, невысокая стоимость внедрения и высокая скорость проведения операций. Эти системы предлагают следующие механизмы платежа: с помощью кредитных карт и электронных денег. Покупатель или продавец выбирает тот механизм, который в наибольшей степени соответствует их требованиям и возможностям. Использование пластиковой карты для расчетов в Интернет не требует открытия новых счетов, для работы подходят обычные банковские карты. Но в таких системах не поддерживается достаточный уровень безопасности и анонимности.
Расширение масштабов платежей в Интернет посредством кредитных карт требует единообразия в способах проведения операций, наличия стандарта, позволяющего программному обеспечению различных разработчиков функционировать совместно. В настоящее время действуют два стандарта, упрощающие применение электронного бумажника (wallet) и проведение транзакций с использованием кредитных карт: Secure Electronic Transaction - протокол SET*, разработанный консорциумом -«Visa/MasterCard»; Joint Electronic Payment Initiative — JEPI**, разработанный консорциумом «World Wide Web Consortium» и компанией «CommerceNet».
Электронные деньги (цифровые деньги, digital cash, e-cash) представляют собой набор цифр, заменяющий банковские купюры и монеты и позволяющий приобретать товары и услуги в режиме прямого доступа. Они являются альтернативой наличности и чеков при оплате товаров повседневного спроса и со временем их заменят.
Через Интернет осуществляют:
1. Прием платежей через платежный шлюз (Internet payment gateway), который обеспечивает прием транзакции и ее доставку в про-цессинговый центр банка-эквайера, обслуживающего владельца магазина. Платежный шлюз (платежная система) является организацией, специализирующейся на платежных операциях, и должен помимо приема и транспортировки транзакций осуществлять защиту конфиденциальных данных на своем сервере и обеспечивать простую схему подключения к нему. Российские платежные шлюзы, действующие в данный момент на рынке обслуживания платежей с использованием пластиковых карт (например, платежные системы «Assist» и «Cyber-Plat»), не предоставляют возможностей Интернет-магазинам отслеживать риски, так как, принимая транзакции на своем сервере, не выдают
2. Интернет-магазину никакой информации о параметрах и числе транзакций по его сайту.
2. Прием платежей через биллинговую компанию, которая выполняет функции доставки транзакции до процессингового центра банка-эквайера, мониторинга рисков, управления ими, организации доступа к статистике по транзакциям и обеспечению расчетов с владельцами сайтов, подключенных к биллингу. Она строит систему финансовых взаиморасчетов с обслуживаемыми сайтами и согласовывает ее с системой безопасности таким образом, чтобы точно прогнозировать возможный уровень мошеннических транзакций по каждому клиенту биллинга, обеспечивать достаточность средств на лицевом счете клиента для покрытия прогнозируемых убытков. Биллинговыми компаниями в основном обслуживаются сайты по продаже программного обеспечения путем скачивания его с сервера поставщика, продаже услуг хостинга и т.д.
3. Прием платежей непосредственно электронным магазином, который обеспечивает доставку транзакции до процессингового центра банка эквайера за счет прямого подключения к нему. Эта организация платежей приемлема в условиях неразвитости инфраструктуры сети Интернет как торговой площадки или при обслуживании Интернет-магазина с большим оборотом.
Банки и компании в настоящее время создают системы, осуществляющие расчеты не на базе частных сетей, а при содействии Интернет, что значительно снижает затраты на выполнение транзакций.
Системы Интернет-платежей в России находятся в состоянии развития. На российском рынке функционируют системы на базе: кредитных карт «Assist», «ЭЛИТ», «Russian Shopping Club», «Телебанк»; цифровых наличных: «CyberPlat», «Instant», «PayCash», «WebMoney»; на базе квитанций «SberPlat».
Характеристика российских электронных платежных систем приведена ниже:
• «Cyber Plat» — дебетная, платеж осуществляется цифровым чеком, подписанным электронной цифровой подписью. На сегодня обслуживаются только рубли;
• «Assist» — кредитная, платеж осуществляется с использованием
кредитной карты;
• «ЭЛИТ» — кредитная, платеж осуществляется с использованием
кредитной карты систем «Visa», «Union Card», «EuroPay», «American
Express» и др.;
• «Russian Shopping Club» — платежным средством является пластиковая карта («Visa», «MasterCard», «AmEx», «Discover», «EuroCard»), бизнес-чек или персональный чек. Возможен перевод денег как в момент покупки, так и в отложенном режиме;
• «PayCash» - дебетная, мультивалютная, цифровая наличность, переведенная на электронный кошелек;
• «WebMoney» — дебетная, платеж осуществляется цифровыми наличными на основании электронного чека;
• «SberPlat» — на основании квитанций.
• LAP-кубов.
1.3 Электронные услуги в банковской системе расчетов
Банковские электронные услуги весьма разнообразны, однако основным критерием их оказания является технология электронного обслуживания клиента. Принято выделять услуги, оказываемые с помощью банковских (финансовых) карт; услуги дистанционного банковского обслуживания клиентов; межбанковские электронные переводы; денежные расчеты (платежи) в рамках электронной коммерции.
Интернет-банкинг имеет ряд преимуществ. Впрочем, некоторые из таких преимуществ можно рассматривать и как его недостатки. Например, использование открытой сети позволяет неограниченно расширить круг потенциальных клиентов, но одновременно это намного опаснее, чем вариант прямого соединения компьютеров банка и его клиента. В то же время неоспоримым преимуществом является то, что пользователь не «привязан» к определенному компьютеру, на котором установлено специальное программное обеспечение (АРМ клиента является неотъемлемой частью классического варианта систем «Банк-Клиент»), а может использовать любой компьютер, имеющий доступ в Интернет. Особенно широкий спектр услуг через Интернет предлагают своим клиентам «виртуальные» банки США.
В случае осуществления ДБО клиентов при помощи телефона и специальных программ компьютер способен самостоятельно отвечать на вопросы клиента. Такой вид банковского обслуживания использует систему «Телебанк».
Она дает клиенту возможность получать различную справочную информацию в речевом и факсимильном виде, а также проводить некоторые активные операции по своим счетам, а именно:
• получить в речевом виде информацию об остатках на счетах за любой операционный день;
• сделать факсимильную копию выписки из счета за любой операционный день, за произвольный период, в том числе за весь период обслуживания в банке;
• получить в речевом виде информацию о суммах поступлений в пользу клиента за любой операционный день;
• распоряжаться движением средств по счету. Каждому платежу, который клиент может поручить провести, присваивается код, система хранит такие платежи в виде «макетов» платежных поручений с
фиксированными реквизитами и пустыми полями, подлежащими заполнению клиентом. При проведении платежа система запрашивает у
клиента код платежа и предлагает заполнить пустые поля;
• отозвать переданное в банк распоряжение о платеже до того, как
оно попадет в расчетную сеть Банка России (по заявке клиента система формирует документ, отменяющий предыдущее распоряжение);