Использование прибыли предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показа-тель, имеющий две границы: объем производства продукции или услуг (реа-лизации) и себестоимость обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее свя-зано с фактором роста объема производства и естественной экономии от от-носительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно - начисления, идущие во внебюджетные фон-ды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы. В отечественной практи-ке при анализе прибыли этот фактор выделяется редко.
Цель данной работы – изучение экономической категории - прибыли, и ее планирование и распределение.

Оглавление

Введение 2
1. Теоретическая часть 4
Тема: Использование прибыли предприятием 4
1.1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике 4
1.2. Методы планирования прибыли 11
1.3. Распределение и использование прибыли 14
2. Практическая (расчетная) часть 19
Пояснительная записка 35
Заключение 37
Список использованной литературы: 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 93.89 Кб (Скачать)

Основным признаком классификации видов прибыли является их подраз­деление на отдельные виды в соответствии с действующим законодательством:

  1. Валовая прибыль
  2. Прибыль от продаж
  3. Прибыль до налогообложения
  4. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль)

Показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловой репутации организации, степени его надежности и финансового благополучия.

Возрастает роль прибыли в развитии деятельности предприятия, в решении задач обновления и совершенствования материально-технической базы, наращивание оборотных средств. В современных условиях производства и реализации каждой товарной группой, каждым товаром должна приносить прибыль. Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время значение прибыли велико.

    1. Методы планирования прибыли

Планирование прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием.

Разработка плана по прибыли - процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов.

Плановые показатели прибыли и рентабельности разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.

Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов анализа прибыли и рентабельности за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности.

Внутрихозяйственный анализ прибыли и рентабельности включает: текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный (прогнозный) анализ.

Текущий анализ проводится по важнейшим отчетным периодам (год, квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия (подразделения), выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности.

Оперативный повседневный анализ основывается на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за работой каждой структуры и каждого работника в отдельности, на беседах с поставщиками, покупателями, работниками данного предприятия. Вместе с тем и этот анализ имеет элементы несовершенства: неточность, приближенность в расчетах.

Особенность и специфика перспективного анализа (начального этапа планирования) заключаются в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущей перспективы (месяц, квартал, год, 2-3 года, 5 лет и более).

Оценка прибыльности торгового предприятия проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом, как и по другим количественным показателям, необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить ценовое влияние, особенно в условиях происходящих инфляционных процессов (если уровень инфляции находится в пределах 5%, его можно не учитывать при анализе и планировании основных показателей хозяйственной деятельности).

В ходе анализа выясняется, сумело ли торговое предприятие получить запланированную прибыль, по каким причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли.

С целью повышения достоверности плановых расчетов прибыли рекомендуется разрабатывать план не на год, а на квартал (а для внутренних целей - на месяц), т. е. идти от частного к общему.

При планировании величины прибыли необходимо правильно разрешить противоречие, между желанием запланировать максимальную прибыль (минимальную - при сокрытии ее) и реальными возможностями ее получения исходя из мощности предприятия, объема товарооборота, валовых доходов, издержек обращения и других ограничений.

В процессе разработки планов прибыли могут быть использованы следующие методы:

-метод определения прибыли  на вложенный капитал;

-технико-экономических расчетов (нормативный);

-расчетно-аналитический;

-прямого счета;

-экономико-статистический (метод скользящей средней, уравнение  простой регрессии, метод удвоенной  средней, метод экстремумов, производственная функция, логарифмический);

-экономико-математический (множественная корреляционно-регрессионная  модель);

-метод оптимизационных  моделей;

-метод, основанный на  использовании в расчетах маржинального  дохода.

В основе любого из вышеуказанных методов планирования прибыли лежит имеющая место взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками обращения. Расчет нормы прибыли, на вложенный капитал основан взаимосвязях между оборотом производственного капитала и рентабельностью продаж.

Размер прибыли (минимальной, максимальной, необходимой) как целевая функция зависит от выбранной предприятием стратегии.

По мере развития рыночных отношений основным методом планирования становится метод обеспечения соответствующей прибыли на вложенный капитал. При планировании с помощью данного метода решается задача сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал и его увеличения (если это предусмотрено принятой стратегией). Средствами для увеличения уровня рентабельности на вложенный капитал могут быть увеличение объема реализации товаров за счет ввода в действие дополнительных торговых площадей, изыскания дополнительных источников товарных ресурсов, ускорения товарооборачиваемости, оказания дополнительных услуг, разумной тактики в области ценообразования и управления финансовыми ресурсами, сокращение издержек обращения.

    1. Распределение и использование прибыли

Под распределением прибыли понима­ется порядок ее направления, определяемый законодательством. В рыночной экономике значительная часть прибыли изымается в форме налогов, которые государство направляет на пополнение доходов бюджета [15].

Согласно с Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 27.07.2006), общество может создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом общества.

Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 24.07.2007) устанавливает порядок создания и использования резервного фонда в акционерных обществах. В обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

- прибыль, получаемая организацией  в результате производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности, распределяется  между государством и организацией, как хозяйствующим субъектом;

- прибыль для государства  поступает в соответствующие  бюджеты в виде налогов и  сборов, ставки которых не могут  быть произвольно изменены. Состав  и ставки налогов, порядок их  исчисления и взносов в бюджет  устанавливаются законодательно;

- величина прибыли организации, оставшейся в ее распоряжении  после уплаты налогов, не должна  снижать ее заинтересованности  в росте объема производства  и улучшении результатов производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности;

- прибыль, остающаяся в  распоряжении организации, в первую  очередь, направляется на накопление, обеспечивающее ее дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление [23].

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально подработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями с учетом обеспечения реализации стратегии развития и роста его рыночной стоимости. Балансовая прибыль является основой для определения величины налогооблагаемой прибыли.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников.

Таким образом, вся прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество фирмы и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемую на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития [8, c.292].

В условиях рыночных отношений возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли организации вправе создавать финансовый резерв, т.е. рисковый фонд.

В зарубежной практике используется - понятие внутреннего накопления капитала за счет прибыли, отчисляемой в резервный капитал (резервный фонд). Во Франции сумма отчислений на формирование резервного капитала облагается 50%-ным налогом. В Швеции организации имеют право отчислять в резервный фонд в пределах 40 % величины прибыли до вычета налогов [36].

В России резервный капитал (резервный фонд) создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. В резервный фонд можно направлять не более 50 % суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение — для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды организации. Существование резервного фонда определяет возможности вы­платы дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли.

Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

Для дивидендов, на которых полностью отражаются колебания прибыли, характерна неустойчивость. Если акции акционерного общества котируются на фондовой бирже, одним из важнейших ограничителей распределения прибыли становиться их курс. Существенные изменения в размерах выплаченных дивидендов немедленно отражаются на курсе (рыночной стоимости) акции. Поэтому акционерные общества стремятся к тому, чтобы дивиденды не слишком отклонялись от уровня, считающегося нормальным, ориенти­руясь, как правило, на размер процентов, выплачиваемых Сбер­банком по денежным вкладам населения. За рубежом широко применяется метод участия работников крупной фирмы в ее прибылях [16].

Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие организации. Уравнивание соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии.

Когда сумма средств для потребления больше уставного капитала, организация — потенциальный банкрот, происходит "проедание" имущества организации, деятельность которого может характеризоваться убытками. Выявленные пропорции (в процентном соотно­шении) использования чистой прибыли характеризуют распредели­тельную политику руководства организации. Так, соотношение фондов потребления и фондов накопления один к четырем свидетельствует о значительном инвестировании. Чистая прибыль является важным источником расширенного воспроизводства, за счет нее осуществляются инвестирование капитального строительства, расширение и реконструкция существующих основных фондов, покрытие потребности в оборотных средствах, на ее основе формируются фонды социального назначения. Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, организация снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления.

Информация о работе Использование прибыли предприятием