Государственный кредит и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является освещение теоретических аспектов проблемы государственного кредита и государственного долга, а также их практического преломления на опыте современной России.

Объектом исследования является финансовая система в целом, а его предметом государственный кредит в частности.

Задачи, которые ставились при написании работы следующие:

1. показать содержание понятия государственный кредит, раскрыть его структуру;

2. уяснить организацию государственного кредита в РФ;

3. выделить основные направления политики государственного кредита на современном этапе в России;

4. привести различные подходы к проблеме государственного долга;

5. проследить процесс управления долгом в России;

6. раскрыть проблему внешних долгов, стоящую перед Россией на современном этапе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……………..3

Понятие и сущность государственного кредита…………………………...5
Особенности государственного кредита как формы
кредитных отношений……………………………………….……….5

Роль государственного кредита в экономике страны………………9
Государственные займы как форма реализации государственного
кредита, взаимосвязь его с государственным долгом……………………11

История государственных займов в России и
зарубежных государствах…………………………………………...11

Классификация государственных займов, виды ценных
бумаг государства……………………………………………………16

Понятие и виды государственного долга, методы
управления им………………………………………………………..20

Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом…………………………………………………...23
Опыт зарубежных государств в управлении внешней и
внутренней задолженностью………………………………………..23

Внешний долг Российской Федерации и проблемы
эффективного управления им……………………………………….30

Внутренний государственный долг РФ…………………………… 34
Заключение……………………………………………………………………..37

Список используемой литературы……………………………………………39

Файлы: 1 файл

Государственный кредит и государственный долг1.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

    3.2. Внешний долг Российской  Федерации и проблемы  эффективного управления  им.

    Центральный банк Российской федерации обновил  данные о золотовалютных резервах, государственном внешнем долге и задолженности российских компаний. Это первая информация о соотношении долгов и резервов, опубликованная после начала финансового кризиса в России. После достижения летнего пика золотовалютные резервы стали сокращаться. Неудивительно: приток валюты в страну существенно сократился в связи с падением цен на нефть, а расход валюты вырос в связи с выполнением ряда государственных антикризисных программ. Странно другое - внешний долг российских компаний продолжил расти.

    Самая интересная статистика впереди. Если нынешняя тенденция сохранится, то вскоре графики долга и резервов могут пересечься.

    Рисунок 1 – Золотовалютные резервы РФ, государственный  долг и задолженность бизнеса

 

    Внешний долг резидентов РФ за первое полугодие 2008 года вырос на 13,7% – с 463,5 млрд долларов по состоянию на 1 января 2008 года до 527,1 млрд долларов на 1 июля 2008 года.

    Задолженность органов государственного управления в первом полугодии этого года уменьшилась на 7,2% – с 37,4 млрд долларов до 34,7 млрд долларов. При этом за год она сократилась на 15%.

    Более чем вдвое уменьшилась и внешняя  задолженность органов денежно-кредитного регулирования – с 9 млрд до 4,2 млрд долларов. По сравнению с первым полугодием прошлого года она сократилась почти в 2 раза.

    А вот банковский долг (без учета  участия в капитале) к 1 июля с  начала года вырос на 17,8% – с 163,7 млрд долларов до 192,8 млрд долларов. Между  тем за год задолженность кредитных  организаций увеличилась в 1,5 раза.

    В структуре долгов банковской системы  на 1 июля 2008 года 1,5 млрд долларов составляли долговые обязательства перед прямыми  инвесторами, 136,2 млрд долларов – кредиты, 45,9 млрд – текущие счета и депозиты, а 5,2 млрд долларов – долговые ценные бумаги.

    С 253,5 млрд до 295,5 млрд долларов выросли  за первое полугодие внешние долги  нефинансовых предприятий (без участия  в капитале).

    Из  этой суммы 31,9 млрд долларов пришлись на долговые обязательства перед  прямыми инвесторами, 238,9 млрд – на кредиты, 15 млрд составили долговые ценные бумаги, а 4,8 млрд долларов – задолженность по финансовому лизингу.

    Таким образом, ростом внешнего долга Россия обязана исключительно отечественным  банкам и компаниям, которые за шесть  месяцев дополнительно заняли более 70 млрд долларов.

    Динамика  роста внешнего долга не слишком  позитивная, однако в этом плане  мало что может измениться: внешний  долг будет расти у всех стран.

    527 млрд долларов для России –  это чуть более 30% ВВП. Между  тем внешний долг Евросоюза составляет 60% ВВП, в США – также 60%, а в Японии – 70%. На этом фоне российская задолженность далеко не критична.

    По  срокам погашения внешний российский долг на 1 июля 2008 года распределялся  следующим образом: 424 млрд долларов составляли долгосрочные обязательства, а 103,1 млрд долларов – краткосрочные.

    Из  всего внешнего долга 410,5 млрд долларов было номинировано в иностранной  валюте и 116,6 млрд долларов – в национальной валюте

    Объем государственного внешнего долга России, включая обязательства бывшего СССР с начала текущего года в долларовом эквиваленте сократился на 2.7%, но вырос на 3.8% в пересчете на евро и по состоянию на 1 апреля составил 39.5 млрд долл. или 29.9 млрд евро. Об этом сообщает Министерство финансов РФ.

    На начало 2009 г. объем государственного внешнего долга России, включая обязательства бывшего СССР составлял 40.6 млрд долл. или 28.8 млрд евро. Задолженность перед официальными кредиторами-членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации за первый квартал сократилась на 100 миллионов долларов до 1.3 миллиарда долларов. Уровень долга перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба (1.9 миллиардов долларов), задолженности перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ (1.4 миллиарда долларов), а также коммерческой задолженности бывшего СССР (1.2 миллиарда долларов) не поменялся. Задолженность перед международными финансовыми организациями сократилась на 300 миллионов долларов до 4.3 миллиарда долларов, задолженность по еврооблигациям РФ снизилась до 27 миллиардов долларов с 27.7 миллиардов долларов на 1 января. Долг по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) в 1.8 миллиарда долларов и объемы госгарантий РФ в иностранной валюте (0.6 миллиарда долларов) в январе-апреле не изменились.

    Россия  сейчас активно использует метод  погашения внешней задолженности  товарными поставками,  но  другие  приемы  находятся  в  забвении.  В  свете предстоящих платежей участникам Парижского и Лондонского  клубов  разработка программ  конверсии  внешнего  долга   России   становится   актуальной.   В частности, перспективными могут стать обмен долговых обязательств  на  акции приватизируемых  предприятий,  выкуп  долгов  правительством   на   рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции.

    Управление  государственным  долгом  также  бывает  стратегическим   и оперативным.   Перспективные   вопросы   развития   государственного   долга находятся   в   компетенции   Федерального   Собрания,   Президента   РФ   и Правительства  РФ,  законодательных  (представительных) и исполнительных органов  власти  субъектов РФ.  Исполнительные   органы готовят проекты федеральных и региональных  законов  (законодательной  инициативой  обладают также Федеральное Собрание и Президент РФ, законодательные  органы  и  главы администраций субъектов  РФ),  Федеральное  Собрание  РФ  и  законодательные органы субъектов РФ их  принимают,  а  Президент  РФ  и  главы  региональных администраций их отклоняют или подписывают.

    В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают предельные объемы государственного внутреннего  и внешнего долгов; источники внутреннего финансирования  бюджетного  дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных  бумаг;  предельный  размер внешних   заимствований;   предельные   размеры   государственных   кредитов иностранным  государствам   и   государствам-участникам   СНГ;   направления использования,  условия  предоставления  и  предельные   размеры   бюджетных кредитов  (ссуд)  юридическим  лицам  и  субъектам   РФ;   верхние   пределы государственных   внутренних   и   внешних   гарантий. 

    Президент РФ и Правительство РФ разрабатывают  и утверждают  социально- экономические  программы,  которые  напрямую  могут  затрагивать   различные аспекты развития государственного долга. перспективные  задачи  и  качественные  показатели   рынка   государственных

долговых  обязательств. 

    Оперативное    управление    государственным    долгом    осуществляют Правительство РФ и его специальный  орган  —  Министерство  финансов  РФ,  а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк  как  агенты  Минфина  РФ  -  эти органы определяют генеральные  условия  выпуска  отдельных  займов,  порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа  и условия его функционирования, организуют первичное  размещение  и  вторичный рынок  государственных  ценных  бумаг,  организуют  и  осуществляют  выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют  выдачу государственных   (бюджетных)   кредитов   и    государственных    гарантий, осуществляют контрольные  действия  и  другие  мероприятия  по  оперативному  управлению государственным долгом.

    Обслуживание   государственного   внешнего долга    осуществляет Внешэкономбанк

    Под управлением государственным долгом следует  понимать  совокупность мер  по  регулированию  его  объема  и  структуры,  определению  условий   и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных  займов, погашению  и  обслуживанию  долга,   регулированию   рынка   государственных заимствований,  определению   условий   и   предоставлению   государственных кредитов   и   государственных   гарантий   и   контролю   за   их   целевым использованием.

    Более   полное представление   об  эффективности   государственной  долговой   деятельности говорит отношение суммы превышения  поступлений  над  расходами  по  системе государственного  долга  к   сумме   расходов,   выраженное   в   процентах.

    1. Внутренний государственный долг РФ.

    Доходы  Федерального бюджета на 2009 год запланированы в объеме: 7.034,0 млрд. рублей, а расходы - 6.083,0 млрд. рублей

    В целом за 2007-2009 годы объем государственного долга увеличится на 145,1 млрд. рублей. До сих пор Россия сокращала внешний долг, замещая его внутренним, а с 2008 года будут браться займы не только на реструктуризацию долга, но и на текущие расходы.

    Федеральным Законом о федеральном бюджете  был установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2008 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 1 363 256 345,5 тыс. рублей. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и осуществлять их размещение в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами. ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» №238-ФЗ от 19.12.2006

    Министерство  Финансов Российской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии  внутреннего долга в виде бюллетеней. На 24 марта 2008 года государственный  внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумаг составляет 1.292.352,404 млн. рублей. И только за январь - март 2008 года было уже привлечено 44.542,246 млн. рублей.

    В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

    - безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без  выставления

дополнительных  условий;

    - единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

    - единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

    - согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

    - снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

    - оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

    - гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

    Управление  государственным долгом, как и  всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции  управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу.

    Правительство РФ одобрило объемы выпуска государственных  ценных бумаг на 2008-2010 гг.

    В 2008 г планировалось выпустить государственные ценные бумаги на сумму 479 млрд руб, в том числе ОФЗ на 374 млрд руб, ГСО – на 105 млрд руб

    В 2009 г будут выпущены ценные бумаги на сумму 512 млрд руб, в том числе  ОФЗ на 392 млрд руб, ГСО – на 120 млрд руб.

    В 2010 г объем выпуска государственных  ценных бумаг составит 698 млрд руб, в  том числе ОФЗ – 538 млрд руб, ГСО  – 160 млрд руб. По словам А.Кудрина, в ближайшие дни эти объемы выпуска ценных бумаг будут утверждены в виде распоряжения правительства.

    Обслуживание   государственного   внешнего долга    осуществляет Центральный банк РФ.

Информация о работе Государственный кредит и государственный долг