Государственный кредит и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является освещение теоретических аспектов проблемы государственного кредита и государственного долга, а также их практического преломления на опыте современной России.

Объектом исследования является финансовая система в целом, а его предметом государственный кредит в частности.

Задачи, которые ставились при написании работы следующие:

1. показать содержание понятия государственный кредит, раскрыть его структуру;

2. уяснить организацию государственного кредита в РФ;

3. выделить основные направления политики государственного кредита на современном этапе в России;

4. привести различные подходы к проблеме государственного долга;

5. проследить процесс управления долгом в России;

6. раскрыть проблему внешних долгов, стоящую перед Россией на современном этапе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……………..3

Понятие и сущность государственного кредита…………………………...5
Особенности государственного кредита как формы
кредитных отношений……………………………………….……….5

Роль государственного кредита в экономике страны………………9
Государственные займы как форма реализации государственного
кредита, взаимосвязь его с государственным долгом……………………11

История государственных займов в России и
зарубежных государствах…………………………………………...11

Классификация государственных займов, виды ценных
бумаг государства……………………………………………………16

Понятие и виды государственного долга, методы
управления им………………………………………………………..20

Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом…………………………………………………...23
Опыт зарубежных государств в управлении внешней и
внутренней задолженностью………………………………………..23

Внешний долг Российской Федерации и проблемы
эффективного управления им……………………………………….30

Внутренний государственный долг РФ…………………………… 34
Заключение……………………………………………………………………..37

Список используемой литературы……………………………………………39

Файлы: 1 файл

Государственный кредит и государственный долг1.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

    Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории. 

    1.2. Роль государственного кредита в экономике страны.

    Государственный кредит играет особую роль в экономике  современных промышленно развитых стран. Из чрезвычайного источника  доходов он давно уже превратился в обычный, регулярный источник пополнения централизованных публичных денежных фондов. Как источник финансирования различных правительственных программ, государственные займы стали альтернативой налогообложению и в этом качестве представляют собой один из важнейших инструментов финансово-экономической политики, проводимой правительством.

    Активизация политики государственных заимствований  неизбежно ведет к увеличению государственного долга. Возрастание  роли государственного кредита в  системе публичных финансов промышленно развитых стран объясняет пристальное внимание, которое стало уделяться вопросам правового регулирования данной сферы публичных финансов, в том числе правовому режиму государственного долга, порядку эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.

    Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях  сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя  собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. 

    Во-первых, в отношениях по государственному долгу  он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства,

    Во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

    Вступая в кредитные отношения, государство  воздействует на состояние денежного  обращения, уровень процентных ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость. Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком па финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство

    Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов России в современном мире.   
 

 

2. Государственные  займы как форма  реализации государственного  кредита, взаимосвязь  его с государственным  долгом.

    2.1. История государственных  займов в России и зарубежных государствах.

    Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За следующие два с половиной столетия 
русская империя заняла на рынке приблизительно 15 млрд. руб. Крупная часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе российского государственного долга оставались шестипроцентные займы 1917-18гг. Их нарицательный капитал составлял 93 миллиона рублей, а непогашенная часть к 1 января 1913 года равнялась 38 миллионам рублей. Сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а потом стабилизировалась.

    На  протяжении всего XIX и в начале XX века расходы страны превосходили его  доходы. Во второй половине XIX века правительство активно финансировало стройку стальных дорог, а также выкупало в казну частные полосы.

    Стремясь  сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно  делило бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из обычных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), Доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Конкретно заемные средства шли на финансирование стройки стальных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

    Выпуск  новейших займов был в непосредственной компетенции царя и министерства денег. Но после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по- прежнему определялись по решению правительства.

    По  большей части государственных  долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с таковой доходностью составляла более 2,8 миллиардов золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

    Все ценности, размещаемые в то время  на рынке, разделялись на 3 категории:

    - краткосрочные

    - долгосрочные

    - бессрочные.

    Срок  обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не обязаны были превосходить 500 рублей. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру денег с условием, что общественная сумма обязательств в каждый момент не превзойдет 50 миллионов рублей. В 1905 году права министра были расширены до 200 миллионов рублей с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учесть эти обязательства в Государственном банке, проценты числились в виде дисконта.

    Базу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на довольно долгие сроки — от пятидесяти до восьмидесяти лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда правительство обязывалось выплачивать лишь договорный процент - для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Время от времени правительство скупало облигации на бирже.

    Также было формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на русский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для русских подданных и внутренних - для иностранцев не было.

    В 1906 году в Основном законе имелась статья 114, которая гласила:

    “При  обсуждении гос. росписи не подлежат исключению либо сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по иным принятым на себя русским Государством обязательствам”.

    Законодатели  заблаговременно пресекали соблазн нарушить одно из главных правил рынка — платить впору и полностью.

    Русское правительство в итоге долгих и кровопролитных усилий смогло сделать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

    Заимствование денежных ресурсов использовалось с  различными целями, и далеко не постоянно  с целью реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы денежной стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это дозволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя её курса. Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство русской России заложило базу новой денежной культуры. В итоге облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.

    Сейчас подойдём к более не далёким годам. Так в 1991 году после распада СССР поначалу предполагалось, что каждое из стран будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в 108 миллиардов баксов), а также иметь подобающую долю в активах бывшего СССР. Но вышло так, что лишь Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому скоро договорились, что Россия воспримет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). схожее решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних денежных рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие возможных партнеров. Переговоры с английским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года. Сначала прогрессу переговоров препятствовала позиция банков- кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР либо России за рубежом). Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед английским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролловеры).

    Всего в рамках английского клуба был  предоставлен 21 ролловер. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены банковского консультативного комитета английского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 миллиарда баксов, включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.

    После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с лишним банкам- кредиторам денежные условия урегулирования задолженности перед английским клубом, а это около 27 тыщ отдельных долговых требований в 15 валютах 
(сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории клуба). По состоянию на 3 октября 1997 года размер выверенной и подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21,9 миллиарда баксов, либо более 91% требований, заявленных кредиторами. Сделка с клубом вышла на финишную прямую.

    Согласно  введенному в 1994г. Порядку формирования русского государственного бюджета все платежи в нем по внешнему долгу учитываются сейчас в рублевом эквиваленте. Это ограничивает способности России увеличивать долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства перед МВФ в отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе рубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов по долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита.

    Одним из частей управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Ряд главных положений по этому вопросу предусмотрен правительственным постановлением от 16 октября 1993г. №1060 и федеральным законом от 26 декабря 1994г. №76-Ф3. Предельным размером государственных внешних заимствований является раз в год утверждаемый в форме федерального закона наибольший размер использования кредитов на грядущий денежный год. Как правило, он не обязан превосходить годового размера платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. В предельных размерах не учитываются кредиты и заимствования в отношениях с другими государствами-участниками СНГ; их суммы определяются в законе о федеральном бюджете. Раз в год правительством подготавливается программа государственных внешних заимствований и предоставляемых внешних кредитов с выделением кредитов (займов), каждый из которых превосходит 100 млн. Долл.

    Ограничителем размеров внешних заимствований  может служить установка на поддержание  в определенных пределах характеристик долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на базе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Нужно учесть, что для России, как и для остальных государств с большой территорией, объективно закономерен относительно маленький удельный вес экспорта в государственном продукте. Конкретно по данной причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.

    Не так давно достигнута беспрецедентная долгосрочная (на 25 лет) реструктуризация задолженности перед иностранными государствами (Парижский клуб, общественная сумма долга которому составляет около 40 млрд. Баксов, реструктуризуемая часть - 37,6 млрд.) И банками (английский клуб, долг которому достигает 25 млрд. Баксов), которая явилась, по общей оценке, наикрупнейшим достижением русской экономической дипломатии.

    Но неувязка просит неизменного внимания и контроля. Посильность к тому времени погашения долга будет зависеть от трех главных факторов: масштабов роста производства и доходов бюджета, темпов роста экспорта, обеспечения устойчивого активного сальдо торгового и платежного балансов и скопления валютных резервов.

    Особенного внимания просит ограничение наращивания нового долга. Целесообразно также употреблять при необходимости такую форму уменьшения задолженности, как продажа в обмен на долг части акций русских компаний.

Информация о работе Государственный кредит и государственный долг