Государственный кредит и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является освещение теоретических аспектов проблемы государственного кредита и государственного долга, а также их практического преломления на опыте современной России.

Объектом исследования является финансовая система в целом, а его предметом государственный кредит в частности.

Задачи, которые ставились при написании работы следующие:

1. показать содержание понятия государственный кредит, раскрыть его структуру;

2. уяснить организацию государственного кредита в РФ;

3. выделить основные направления политики государственного кредита на современном этапе в России;

4. привести различные подходы к проблеме государственного долга;

5. проследить процесс управления долгом в России;

6. раскрыть проблему внешних долгов, стоящую перед Россией на современном этапе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……………..3

Понятие и сущность государственного кредита…………………………...5
Особенности государственного кредита как формы
кредитных отношений……………………………………….……….5

Роль государственного кредита в экономике страны………………9
Государственные займы как форма реализации государственного
кредита, взаимосвязь его с государственным долгом……………………11

История государственных займов в России и
зарубежных государствах…………………………………………...11

Классификация государственных займов, виды ценных
бумаг государства……………………………………………………16

Понятие и виды государственного долга, методы
управления им………………………………………………………..20

Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом…………………………………………………...23
Опыт зарубежных государств в управлении внешней и
внутренней задолженностью………………………………………..23

Внешний долг Российской Федерации и проблемы
эффективного управления им……………………………………….30

Внутренний государственный долг РФ…………………………… 34
Заключение……………………………………………………………………..37

Список используемой литературы……………………………………………39

Файлы: 1 файл

Государственный кредит и государственный долг1.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

    2.2. Классификация государственных  займов, виды ценных бумаг государства.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

    1. По субъектам заемных  отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

    2. По месту размещения - внутренние и внешние.

    3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные.

    Рыночные  займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные - не могут  свободно менять своих владельцев и  не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

    4. В зависимости  от срока привлечения  средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

    Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

  1. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные.

    Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные  органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

  1. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

    Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти  облигации не пользуются большим  спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

  1. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

    Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент  по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить  20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы.

  1. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
  2. Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

- займ погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет.

- возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл.

- снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т.д.

    Виды  ценных бумаг

    Государственные облигации, номинированные в рублях

  • Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) сроком обращения до 1 года
  • Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) сроком обращения от 1 года до 5 лет. Купоны погашаются 2 или 4 раза в год
  • Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) сроком обращения от 1 года до 30 лет. Купоны погашаются 1 раз в год
  • Облигации федерального займа с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД) сроком обращения более 4 лет. Купоны погашаются 4 раза в год
  • Эмитентом выступает Министерство финансов РФ. Номинал каждой облигации составляет 1000 рублей. Все облигации обращаются на ММВБ.

    Государственные облигации, номинированные в иностранной валюте

    Облигации внутреннего государственного валютного  облигационного займа (ОВГВЗ)

    Государственные ценные бумаги, выпущенные Министерством  Финансов РФ для переоформления обязательств Внешэкономбанка СССР перед российскими  юридическими лицами по их заблокированным валютным счетам. Возникающие в процессе обращения облигаций денежные обязательства резидентов РФ оплачиваются в иностранной валюте без получения специальной лицензии Банка России.

    Еврооблигации РФ

    Облигации внешних облигационных займов (еврооблигации) Российской Федерации являются государственными ценными бумагами РФ. Цель их выпуска — частичное финансирование дефицита федерального бюджета. Займы осуществлялись в долларах США, немецких марках и итальянских лирах на сроки от 5 до 30 лет.

    На  сегодняшний день еврооблигации являются эффективным инструментом фондового рынка. Интерес к российским еврооблигациям обусловлен, прежде всего, их высоким купонным доходом: купоны от 5% до 12,75% годовых выплачиваются каждые шесть месяцев. Ориентировочный оборот внебиржевого рынка этих ценных бумаг составляет 200—300 миллионов долларов США в день. Таким образом, ликвидность еврооблигаций достаточно высока, и они могут быть рекомендованы для покупки как в стратегический инвестиционный, так и в торговый портфель.

    С мая 2002 года торги по еврооблигациям РФ проводятся на Московской межбанковской валютной бирже. Минимальная сумма лота составляет 1000 долларов США по номиналу. Обращение еврооблигаций на организованном рынке позволяет российским инвесторам приобретать эти ценные бумаги без специального разрешения Банка России через уполномоченные банки, оказывающие брокерские услуги на бирже.

    Существует  еще один вид долговых обязательств России, которые занимают промежуточное  положение,  -  облигации  внутреннего  валютного  займа.   По происхождению  они  относятся  к  внутреннему  долгу,   но,   как   правило, рассматриваются  вместе  с  внешними  долгами. Это  старейшие  российские  облигации,  выпущенные еще в 1993 г. в счет  погашения  задолженности  Внешэкономбанка  СССР  перед юридическими лицами-резидентами.

    Российские  корпоративные облигации

    В конце марта 2002 года на рынке корпоративных  облигаций присутствовало около 70 эмитентов. Как правило, это первоклассные  заемщики, ориентированные на создание публичной кредитной истории. Регулирующим органом выступает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, чьи действия призваны обеспечивать защиту инвесторов. Участие в финансовых результатах деятельности предприятий-лидеров ключевых отраслей экономики способствует диверсификации риска вложений в ценные бумаги.

    2.3. Понятие и виды  государственного  долга, методы  управления им.

      Государственный  долг  является  рычагом  и  объектом  управления.   В качестве   рычага   управления   государственный   долг   дает   возможность законодательным и исполнительным  органам власти  оказывать существенное влияние на  финансовый   рынок   и   денежное   обращение,   инвестиции   и производство, занятость и организацию населением своих сбережений,  а  также на многие другие экономические процессы.

      Одновременно  с  этим  государственный   долг  выступает   как   объект  управления.

      Управление  государственным   долгом  –  это   совокупность   действий, связанных  с  подготовкой   к  выпуску  и  размещению  долговых  обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг,  обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

     В процессе управления государственным долгом  государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности,  структуру видов долговой  деятельности   по  срокам  и   доходности,   механизм   построения конкретных   государственных займов,   кредитов   и   гарантий,    порядок предоставления  и возврата  государственных кредитов   и   государственных гарантий и выполнение финансовых обязательств  по  ним,  порядок выпуска и обращения государственных займов.   Также   устанавливаются   все   другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.

      Государство  с  помощью   управления  государственным   долгом   решает следующие  задачи:

    1. Удержание величины  внутреннего   и  внешнего  государственного  долга на    уровне, обеспечивающем экономическую безопасность,  выполнение   органами    власти взятых на себя  долговых  обязательств  без   значительного ущерба    финансированию социально-экономических программ.

    2. Минимизация стоимости долга  на основе  удлинения  срока  заимствований  и    снижения доходности государственных ценных бумаг, переход на другие рынки    и переключение внимания на другие группы инвесторов.

    3.  Сохранение  у  Российской   Федерации   репутации   государства   всегда    отвечающего по своим обязательствам.

    4. Поддержание стабильности и предсказуемости  рынка государственного долга

    5. Контроль за эффективным и  целевым использованием заимствованных  средств,    государственных  кредитов и гарантированных займов.

    6. Своевременный возврат государственных  кредитов  и  уплата  процентов  по    ним.

    7.   Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения  потребностей различных групп инвесторов.

    8.  Координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации  и    местного самоуправления на рынке государственных обязательств.

    9.  Решение  прочих  задач,  определенных  финансовой  политикой  Российской    Федерации.

Для решения этих задач  используются следующие методы и приемы:

    1. Реструктуризация долга – погашение  долговых обязательств с  одновременным    осуществлением заимствований в  объемах погашаемых долговых  обязательств с    установлением  иных условий обслуживания долга  и сроков его погашения

    2.  Конверсия и консолидация государственного  долга –  изменение  доходности    и сроков  функционирования  выпущенных  займов.  Часто  использовались  в    советский период и  носили принудительный характер

    3. Унификация займов – объединение   нескольких  выпущенных  займов  в  одном    новом займе.

    4.  Рефинансирование  государственного  долга   –   погашение   накопившейся    задолженности   путем  выпуска  новых   займов.  При  рефинансировании  при    построении   графика   новых  выпусков  займов  исходят  из  необходимости    увязки сроков их размещения  с датами погашения облигаций  предшествующих    выпусков

    5. Погашение займов – выкуп облигаций  у инвесторов,  проведения  тиражей   по    выигрышным и процентным  займам

    6.  Обмен облигаций по регрессивному соотношению – то есть, несколько  ранее    выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой облигации

    7. Отсрочка погашения займов

    8. Аннулирование государственного  долга 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственный кредит и государственный долг