Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 22:16, курсовая работа
Целью данной работы является освещение теоретических аспектов проблемы государственного кредита и государственного долга, а также их практического преломления на опыте современной России.
Объектом исследования является финансовая система в целом, а его предметом государственный кредит в частности.
Задачи, которые ставились при написании работы следующие:
1. показать содержание понятия государственный кредит, раскрыть его структуру;
2. уяснить организацию государственного кредита в РФ;
3. выделить основные направления политики государственного кредита на современном этапе в России;
4. привести различные подходы к проблеме государственного долга;
5. проследить процесс управления долгом в России;
6. раскрыть проблему внешних долгов, стоящую перед Россией на современном этапе.
Введение…………………………………………………………..……………..3
Понятие и сущность государственного кредита…………………………...5
Особенности государственного кредита как формы
кредитных отношений……………………………………….……….5
Роль государственного кредита в экономике страны………………9
Государственные займы как форма реализации государственного
кредита, взаимосвязь его с государственным долгом……………………11
История государственных займов в России и
зарубежных государствах…………………………………………...11
Классификация государственных займов, виды ценных
бумаг государства……………………………………………………16
Понятие и виды государственного долга, методы
управления им………………………………………………………..20
Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом…………………………………………………...23
Опыт зарубежных государств в управлении внешней и
внутренней задолженностью………………………………………..23
Внешний долг Российской Федерации и проблемы
эффективного управления им……………………………………….30
Внутренний государственный долг РФ…………………………… 34
Заключение……………………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………………39
2.2. Классификация государственных займов, виды ценных бумаг государства.
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.
1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.
2. По месту размещения - внутренние и внешние.
3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные.
Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).
Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.
Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.
Для
покрытия бюджетного дефицита приходится
размещать займы при
- займ погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет.
- возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл.
- снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т.д.
Государственные облигации, номинированные в рублях
Государственные облигации, номинированные в иностранной валюте
Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ)
Государственные ценные бумаги, выпущенные Министерством Финансов РФ для переоформления обязательств Внешэкономбанка СССР перед российскими юридическими лицами по их заблокированным валютным счетам. Возникающие в процессе обращения облигаций денежные обязательства резидентов РФ оплачиваются в иностранной валюте без получения специальной лицензии Банка России.
Облигации внешних облигационных займов (еврооблигации) Российской Федерации являются государственными ценными бумагами РФ. Цель их выпуска — частичное финансирование дефицита федерального бюджета. Займы осуществлялись в долларах США, немецких марках и итальянских лирах на сроки от 5 до 30 лет.
На сегодняшний день еврооблигации являются эффективным инструментом фондового рынка. Интерес к российским еврооблигациям обусловлен, прежде всего, их высоким купонным доходом: купоны от 5% до 12,75% годовых выплачиваются каждые шесть месяцев. Ориентировочный оборот внебиржевого рынка этих ценных бумаг составляет 200—300 миллионов долларов США в день. Таким образом, ликвидность еврооблигаций достаточно высока, и они могут быть рекомендованы для покупки как в стратегический инвестиционный, так и в торговый портфель.
С мая 2002 года торги по еврооблигациям РФ проводятся на Московской межбанковской валютной бирже. Минимальная сумма лота составляет 1000 долларов США по номиналу. Обращение еврооблигаций на организованном рынке позволяет российским инвесторам приобретать эти ценные бумаги без специального разрешения Банка России через уполномоченные банки, оказывающие брокерские услуги на бирже.
Существует еще один вид долговых обязательств России, которые занимают промежуточное положение, - облигации внутреннего валютного займа. По происхождению они относятся к внутреннему долгу, но, как правило, рассматриваются вместе с внешними долгами. Это старейшие российские облигации, выпущенные еще в 1993 г. в счет погашения задолженности Внешэкономбанка СССР перед юридическими лицами-резидентами.
В конце марта 2002 года на рынке корпоративных облигаций присутствовало около 70 эмитентов. Как правило, это первоклассные заемщики, ориентированные на создание публичной кредитной истории. Регулирующим органом выступает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, чьи действия призваны обеспечивать защиту инвесторов. Участие в финансовых результатах деятельности предприятий-лидеров ключевых отраслей экономики способствует диверсификации риска вложений в ценные бумаги.
2.3. Понятие и виды государственного долга, методы управления им.
Государственный долг является рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг дает возможность законодательным и исполнительным органам власти оказывать существенное влияние на финансовый рынок и денежное обращение, инвестиции и производство, занятость и организацию населением своих сбережений, а также на многие другие экономические процессы.
Одновременно с этим государственный долг выступает как объект управления.
Управление государственным долгом – это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.
В процессе управления государственным долгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и государственных гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения государственных займов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.
Государство с помощью управления государственным долгом решает следующие задачи:
1. Удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию социально-экономических программ.
2. Минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, переход на другие рынки и переключение внимания на другие группы инвесторов.
3. Сохранение у Российской Федерации репутации государства всегда отвечающего по своим обязательствам.
4.
Поддержание стабильности и
5.
Контроль за эффективным и
целевым использованием
6. Своевременный возврат государственных кредитов и уплата процентов по ним.
7. Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.
8. Координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных обязательств.
9. Решение прочих задач, определенных финансовой политикой Российской Федерации.
Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:
1.
Реструктуризация долга –
2.
Конверсия и консолидация
3.
Унификация займов –
4. Рефинансирование государственного долга – погашение накопившейся задолженности путем выпуска новых займов. При рефинансировании при построении графика новых выпусков займов исходят из необходимости увязки сроков их размещения с датами погашения облигаций предшествующих выпусков
5.
Погашение займов – выкуп
6.
Обмен облигаций по
7. Отсрочка погашения займов
8.
Аннулирование
Информация о работе Государственный кредит и государственный долг