Государственный кредит и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:03, реферат

Краткое описание

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования  и науки

Российской  Федерации НОУ ВПО Институт экономики

              Реферат по дисциплине «Финансовое право»

По теме: «Государственный кредит и государственный долг» 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 6 курса

Группы 61-ВБ

Демидова  А.С.

Проверила:

Преподаватель

Жданов  С.П. 
 
 
 
 
 
 
 

Подольск 2011г 

Государственный кредит - совокупность экономических  отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта. 

Цели  и задачи государственного кредита

Государственный кредит независимо от формы его существования  имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

- поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;

- регулирование макро- и микроэкономических процессов;

- воздействие на социальную и денежно-кредитную политику. 

Государственный кредит и государственный  долг

Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований  государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории "государственный кредит" могут существовать в следующей форме:

- Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;

- Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;

- Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;

- Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;

- Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.

Сроки погашения  долговых обязательств Российской Федерации  и её субъектов не могут превышать 30 лет. 

Управление  государственным  кредитом

Управление государственным  кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

- Обслуживание и погашение государственного долга;

- Выпуск и размещение новых облигационных займов:

- Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;

- Регулирование рынка государственного кредита;

- Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития. 

История Государственного кредита  в России.

Содержание и  формы государственного кредита определяются характером экономического строя общества. В рабовладельческом обществе и при феодализме государственный кредит существовал в форме займов, принимавших часто принудительный характер. В них переплетались элементы налога и займа. Полученные таким образом средства шли в основном на покрытие военных и др. чрезвычайных расходов. Капиталистическая система государственного кредита зародилась в 16—18 вв. вначале в Голландии и Великобритании, а затем и в др. государствах. С возникновением мирового рынка получил развитие международный государственный кредит, явившийся, как показал К. Маркс, наряду с внутренним государственным кредитом одним из самых сильных рычагов первоначального накопления капитала. При капитализме государственный кредит выступает главным образом в виде займов, а также краткосрочных казначейских обязательств, использования вкладов населения в сберкассы, помещаемых последними в государственные ценные бумаги (непосредственно или через банк). Государственный кредит — одна из форм движения ссудного капитала. В отличие от др. форм капиталистического кредита, связанных в той или иной степени с процессами производства и реализации товаров, Государственный кредит служит средством привлечения денежных ресурсов главным образом на непроизводительные цели: на военные расходы государства, содержание административно-полицейского аппарата, а также на прямое и косвенное субсидирование капиталистов. Поэтому прямыми следствиями развития государственного кредита являются рост государственного долга и раздувание размеров фиктивного капитала (в виде облигаций государственных займов и купонов к ним, краткосрочных казначейских векселей и др. кредитных документов). Государственный кредит способствует обогащению буржуазии. Свободные денежные капиталы, лежащие без употребления у банкиров, находят выгодную сферу приложения в виде государственных займов, которые дают высокие гарантированные доходы. Источником средств для погашения государственных займов и уплаты процентов, как и для всех др. расходов государства при капитализме, служат прямые и косвенные налоги, которые тяжёлым бременем ложатся на широкие массы трудящихся. В период общего кризиса капитализма Государственный кредит становится органической частью финансовых систем буржуазного государства, используемых для прямого финансирования капиталистических монополий и обеспечения им наивысших прибылей за счёт трудящихся, мелкой и даже средней буржуазии. Причём для современных капиталистических государств характерно использование государственного кредита для финансирования расходов хронически дефицитных государственных бюджетов, обусловливаемых милитаризацией экономики, подготовкой и ведением войн. Разбухание Г. к. — одно из проявлений паразитизма капитализма, выражающегося в росте непроизводительного потребления и увеличении числа рантье, живущих на доходы от ценных бумаг. В период общего кризиса капитализма быстро растут внешние долги, используемые империалистическими странами-кредиторами для усиления своего экономического и политического господства в странах-должниках. 

В освободившихся от колониальной зависимости странах — Индии, Бирме, АРЕ, Ираке и др., часть средств, мобилизуемых с помощью государственного кредита направляется на финансирование развития промышленности, транспорта, на укрепление экономической самостоятельности и политической независимости этих стран. Империалистические государства, стремясь навязать этим странам свою волю и восстановить своё былое господство, используют международные государственные кредиты. Социалистические страны в целях оказания финансовой помощи развивающимся государствам предоставляют им долгосрочные кредиты, которые выдаются на льготных условиях сроком на 8—12 и более лет, из расчёта 2—2,5% годовых (что, как правило, ниже процентных ставок по кредитам капиталистических стран) и погашаются поставками товаров традиционного экспорта развивающихся стран (без золота и твёрдых валют). Кредитная помощь оказывается этим странам в первую очередь для создания отечественной промышленности, развитие и укрепление национальной экономики и подготовку национальных кадров специалистов. При социализме государственный кредит используется государством как один из методов мобилизации временно свободных денежных средств предприятий и сбережений населения на общегосударственные нужды1.  

Правовое  регулирование.

Правовой основой  государственного кредита, в первую очередь, является Конституция Российской Федерации, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». Пункт 4 ст. 75 Конституции Российской Федерации закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита образуют: Закон Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерации иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» и другие нормативные акты. 

Госуда́рственный  долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

К государственному долгу Российской Федерации относятся  долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса2. 

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

Внутренний —  задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний — задолженность  государства другим странам, международным  экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной  валюте. Погашается за счёт экспорта товаров  или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели  облигаций), как внутренние, так и  внешние, имеют равные права, и государственный  долг на внутренний и внешний не разделяется.

Правительство страны должно ежегодно публиковать  данные о состоянии государственного внутреннего долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга  устанавливается высшим представительным органом при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. 

Последствия накопления государственного долга

- Переложение налогового бремени на будущие поколения.

- Перераспределение доходов среди населения.

- Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

 Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств. 

  Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным  от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным  кредитам, привлеченным в федеральный  бюджет из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации;

4) государственным  гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым  обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

  Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

  В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации,  обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного  долга по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

3) объем основного  долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией; 

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых  обязательств Российской Федерации,  оплата которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие настоящего Кодекса.

  В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации,  обязательства по которым выражены  в иностранной валюте;

2) объем основного  долга по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации;

Информация о работе Государственный кредит и государственный долг