Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:03, реферат
Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Министерство образования и науки
Российской Федерации НОУ ВПО Институт экономики
Реферат по дисциплине «Финансовое право»
По теме:
«Государственный кредит и государственный
долг»
Выполнила:
Студентка 6 курса
Группы 61-ВБ
Демидова А.С.
Проверила:
Преподаватель
Жданов
С.П.
Подольск
2011г
Государственный
кредит - совокупность экономических
отношений, складывающихся между государством,
с одной стороны, и юридическими
и физическими лицами, иностранными
государствами, международными финансовыми
организациями - с другой, по поводу движения
денежных средств на условиях срочности,
возвратности, платности и формирования
на этой основе дополнительных финансовых
ресурсов участников этих отношений. В
отношениях, относимых к категории государственного
кредита, государство выступает в роли
либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Цели и задачи государственного кредита
Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
- поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
- регулирование макро- и микроэкономических процессов;
- воздействие на
социальную и денежно-кредитную политику.
Государственный кредит и государственный долг
Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории "государственный кредит" могут существовать в следующей форме:
- Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
- Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
- Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
- Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
- Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
Сроки погашения
долговых обязательств Российской Федерации
и её субъектов не могут превышать
30 лет.
Управление государственным кредитом
Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:
- Обслуживание и погашение государственного долга;
- Выпуск и размещение новых облигационных займов:
- Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
- Регулирование рынка государственного кредита;
- Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.
Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.
Целями управления
государственным кредитом являются
достижение экономических, социальных
и политических целей, которые определяются
современным состоянием социально-экономического
развития страны, тенденциями и перспективами
её развития.
История Государственного кредита в России.
Содержание и
формы государственного кредита определяются
характером экономического строя общества.
В рабовладельческом обществе и при феодализме
государственный кредит существовал в
форме займов, принимавших часто принудительный
характер. В них переплетались элементы
налога и займа. Полученные таким образом
средства шли в основном на покрытие военных
и др. чрезвычайных расходов. Капиталистическая
система государственного кредита зародилась
в 16—18 вв. вначале в Голландии и Великобритании,
а затем и в др. государствах. С возникновением
мирового рынка получил развитие международный
государственный кредит, явившийся, как
показал К. Маркс, наряду с внутренним
государственным кредитом одним из самых
сильных рычагов первоначального накопления
капитала. При капитализме государственный
кредит выступает главным образом в виде
займов, а также краткосрочных казначейских
обязательств, использования вкладов
населения в сберкассы, помещаемых последними
в государственные ценные бумаги (непосредственно
или через банк). Государственный кредит
— одна из форм движения ссудного капитала.
В отличие от др. форм капиталистического
кредита, связанных в той или иной степени
с процессами производства и реализации
товаров, Государственный кредит служит
средством привлечения денежных ресурсов
главным образом на непроизводительные
цели: на военные расходы государства,
содержание административно-полицейского
аппарата, а также на прямое и косвенное
субсидирование капиталистов. Поэтому
прямыми следствиями развития государственного
кредита являются рост государственного
долга и раздувание размеров фиктивного
капитала (в виде облигаций государственных
займов и купонов к ним, краткосрочных
казначейских векселей и др. кредитных
документов). Государственный кредит способствует
обогащению буржуазии. Свободные денежные
капиталы, лежащие без употребления у
банкиров, находят выгодную сферу приложения
в виде государственных займов, которые
дают высокие гарантированные доходы.
Источником средств для погашения государственных
займов и уплаты процентов, как и для всех
др. расходов государства при капитализме,
служат прямые и косвенные налоги, которые
тяжёлым бременем ложатся на широкие массы
трудящихся. В период общего кризиса капитализма
Государственный кредит становится органической
частью финансовых систем буржуазного
государства, используемых для прямого
финансирования капиталистических монополий
и обеспечения им наивысших прибылей за
счёт трудящихся, мелкой и даже средней
буржуазии. Причём для современных капиталистических
государств характерно использование
государственного кредита для финансирования
расходов хронически дефицитных государственных
бюджетов, обусловливаемых милитаризацией
экономики, подготовкой и ведением войн.
Разбухание Г. к. — одно из проявлений
паразитизма капитализма, выражающегося
в росте непроизводительного потребления
и увеличении числа рантье, живущих на
доходы от ценных бумаг. В период общего
кризиса капитализма быстро растут внешние
долги, используемые империалистическими
странами-кредиторами для усиления своего
экономического и политического господства
в странах-должниках.
В освободившихся
от колониальной зависимости странах
— Индии, Бирме, АРЕ, Ираке и др., часть
средств, мобилизуемых с помощью государственного
кредита направляется на финансирование
развития промышленности, транспорта,
на укрепление экономической самостоятельности
и политической независимости этих стран.
Империалистические государства, стремясь
навязать этим странам свою волю и восстановить
своё былое господство, используют международные
государственные кредиты. Социалистические
страны в целях оказания финансовой помощи
развивающимся государствам предоставляют
им долгосрочные кредиты, которые выдаются
на льготных условиях сроком на 8—12 и более
лет, из расчёта 2—2,5% годовых (что, как
правило, ниже процентных ставок по кредитам
капиталистических стран) и погашаются
поставками товаров традиционного экспорта
развивающихся стран (без золота и твёрдых
валют). Кредитная помощь оказывается
этим странам в первую очередь для создания
отечественной промышленности, развитие
и укрепление национальной экономики
и подготовку национальных кадров специалистов.
При социализме государственный кредит
используется государством как один из
методов мобилизации временно свободных
денежных средств предприятий и сбережений
населения на общегосударственные нужды1.
Правовое регулирование.
Правовой основой
государственного кредита, в первую очередь,
является Конституция Российской Федерации,
где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты
о введении или отмене налогов, освобождении
от их уплаты, о выпуске государственных
займов, об изменении финансовых обязательств
государства, другие законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета, могут быть внесены только при
наличии заключения Правительства Российской
Федерации». Пункт 4 ст. 75 Конституции Российской
Федерации закрепляет, что государственные
займы выпускаются в порядке, определяемом
федеральным законом, и размещаются на
добровольной основе. Помимо конституционных
норм правовую основу государственного
кредита образуют: Закон Российской Федерации
«О государственном внутреннем долге
Российской Федерации», Закон Российской
Федерации «О государственных внешних
заимствованиях Российской Федерации
и государственных кредитах, предоставляемых
Российской Федерации иностранным государствам,
их юридическим лицам и международным
организациям» и другие нормативные акты.
Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
К государственному
долгу Российской Федерации относятся
долговые обязательства Российской
Федерации перед физическими
и юридическими лицами Российской Федерации,
субъектами Российской Федерации, муниципальными
образованиями, иностранными государствами,
международными финансовыми организациями,
иными субъектами международного права,
иностранными физическими и юридическими
лицами, возникшие в результате государственных
заимствований Российской Федерации,
а также долговые обязательства по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией, и долговые обязательства,
возникшие в результате принятия законодательных
актов Российской Федерации об отнесении
на государственный долг долговых обязательств
третьих лиц, возникших до введения в действие
настоящего Кодекса2.
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:
Внутренний —
задолженность государства
Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.
Правительство страны должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга.
Верхний предел
государственного внутреннего долга
устанавливается высшим представительным
органом при утверждении
Последствия накопления государственного долга
- Переложение налогового бремени на будущие поколения.
- Перераспределение доходов среди населения.
- Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.
Структура государственного
долга Российской Федерации представляет
собой группировку долговых обязательств
Российской Федерации по установленным
настоящей статьей видам долговых обязательств.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным
гарантиям Российской
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная
сумма долга по
2) объем основного
долга по кредитам, которые получены
Российской Федерацией и
3) объем основного
долга по бюджетным кредитам,
полученным Российской
4) объем обязательств
по государственным гарантиям,
выраженным в валюте
5) объем иных
(за исключением указанных)
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная
сумма долга по
2) объем основного
долга по кредитам, которые получены
Российской Федерацией и
Информация о работе Государственный кредит и государственный долг