Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 22:16, курсовая работа
Целью данной работы является освещение теоретических аспектов проблемы государственного кредита и государственного долга, а также их практического преломления на опыте современной России.
Объектом исследования является финансовая система в целом, а его предметом государственный кредит в частности.
Задачи, которые ставились при написании работы следующие:
1. показать содержание понятия государственный кредит, раскрыть его структуру;
2. уяснить организацию государственного кредита в РФ;
3. выделить основные направления политики государственного кредита на современном этапе в России;
4. привести различные подходы к проблеме государственного долга;
5. проследить процесс управления долгом в России;
6. раскрыть проблему внешних долгов, стоящую перед Россией на современном этапе.
Введение…………………………………………………………..……………..3
Понятие и сущность государственного кредита…………………………...5
Особенности государственного кредита как формы
кредитных отношений……………………………………….……….5
Роль государственного кредита в экономике страны………………9
Государственные займы как форма реализации государственного
кредита, взаимосвязь его с государственным долгом……………………11
История государственных займов в России и
зарубежных государствах…………………………………………...11
Классификация государственных займов, виды ценных
бумаг государства……………………………………………………16
Понятие и виды государственного долга, методы
управления им………………………………………………………..20
Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом…………………………………………………...23
Опыт зарубежных государств в управлении внешней и
внутренней задолженностью………………………………………..23
Внешний долг Российской Федерации и проблемы
эффективного управления им……………………………………….30
Внутренний государственный долг РФ…………………………… 34
Заключение……………………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………………39
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
« Вятская
сельскохозяйственная государственная
академия»
Экономический факультет
Кафедра
Денег, кредита и финансов.
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Деньги,
кредит, банки"
Государственный
кредит и государственный
долг
Выполнила студентка гр. ФиК- 420 (прием сентябрь 2007г.)
Курилова Надежда Николаевна
Форма обучения: заочная, сокращенная
Номер зачетной книжки: 07007/ф
Руководитель: Казанцева
Т.Н.
Регистрационный номер:
Дата сдачи на проверку:
Оценка после
защиты:
Киров 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
кредитных отношений……………………………………….……….5
кредита,
взаимосвязь его с
зарубежных
государствах…………………………………………..
бумаг
государства…………………………………………………
управления им………………………………………………………..20
внутренней
задолженностью……………………………………….
эффективного управления им……………………………………….30
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………39
Приложения……………………………………………………
Введение
Основой нормальной жизнедеятельности любого государства является экономическое благополучие, сводящееся к наиболее полному удовлетворению всех насущных (и не только) потребностей общества. Такая ситуация возможна лишь в том случае, когда у государства имеется в наличии достаточно средств.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом получения средств является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.
Целью данной работы является освещение теоретических аспектов проблемы государственного кредита и государственного долга, а также их практического преломления на опыте современной России.
Объектом
исследования является финансовая система
в целом, а его предметом
Задачи,
которые ставились при
1. показать содержание понятия государственный кредит, раскрыть его структуру;
2. уяснить организацию государственного кредита в РФ;
3. выделить основные направления политики государственного кредита на современном этапе в России;
4. привести различные подходы к проблеме государственного долга;
5. проследить процесс управления долгом в России;
6. раскрыть проблему внешних долгов, стоящую перед Россией на современном этапе.
При написании работы
1. Понятие и сущность государственного кредита.
1.1.
Особенности государственного
кредита как формы
кредитных отношений.
Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Как
экономическая категория
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (№ 3877-1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривал, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через
распределительную функцию
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивает потребности не одного поколения, поскольку служит 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается займ. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.
Выступая
на финансовом рынке в качестве заемщика,
государство увеличивает спрос
на заемные средства и тем самым
способствует росту цены кредита. Чем
выше спрос государства, тем выше
при прочих равных условиях уровень
ссудного процента, тем более дорогим
становится кредит для предпринимателей.
Дороговизна заемных средств вынуждает
бизнесменов сокращать инвестиции в сферу
производства, в то же время она стимулирует
накопления в виде приобретения государственных
ценных бумаг.
До определенных пределов этот процесс
не оказывает существенного негативного
влияния на производство. В том случае,
если в стране достаточно свободных капиталов,
негативное воздействие будет равняться
нулю до их полного поглощения. Только
после этого активность государства на
финансовом рынке выразится в росте ссудного
процента, а отвлечение значительной доли
денежных накоплений для непроизводительного
использования существенно замедлит темпы
экономического роста. Положительное
воздействие на производство и занятость
государство оказывает, предъявляя спрос
на товары национального производства
за счет позаимствованных за рубежом средств,
выступая в качестве кредитора и гаранта.
В промышленно развитых странах распространена
система поддержки малого бизнеса, экспорта
или производства в отдельных районах,
испытывающих спад, путем гарантирования
государством кредитов, предоставляемых
банками согласно соответствующим программам.
. Поддержка малого бизнеса предполагает,
что государство берет на себя в случае
их банкротства погашение задолженности
банкам по кредитам, предоставленным мелким
предпринимателям. В большинстве промышленно
развитых стран функционируют государственные
или полугосударственные компании, которые
по низким ставкам страхуют риск неплатежа
экспортерам национальных товаров. Тем
самым поощряется освоение новых рынков
сбыта отечественной продукции.
Информация о работе Государственный кредит и государственный долг