Финансовая политика предпрятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой политики промышленного производства.
Исходя из цели курсовой работы, рассмотрим следующие задачи:
-рассмотрение понятия «финансовая политика промышленного производства»;
-рассмотрение организации управления финансами на производстве;
-рассмотрение финансовой политики на примере предприятия ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Финансовая политика промышленного производства……………...4
§ 1. Понятие финансовой политики предприятия…………………………….4
§ 2. Организация управления финансами на предприятии…………………..6
Глава 2. Финансовая политика промышленного производства на примере ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат»………………………………………15
§ 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат»…………………………………….……….15
§ 2. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат»……………………………………….…….17
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

курсовик по финанасы предприятий.docx

— 50.86 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Финансовая политика промышленного производства……………...4

§ 1. Понятие финансовой политики предприятия…………………………….4

§ 2. Организация управления финансами на предприятии…………………..6

Глава 2. Финансовая политика промышленного  производства на примере ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат»………………………………………15

§ 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат»…………………………………….……….15

§ 2. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат»……………………………………….…….17

Заключение…………………………………………………………………….20

Список литературы……………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Финансы предприятий занимают ведущее  место в системе финансов страны. Экономические реформы, связанные  с переходом к рыночным отношениям, обусловили существенные изменения  в системе финансов России. Значительно  изменились и условия хозяйствования для российских предприятий.

Повышение роли негосударственного сектора  в экономике, расширение границ финансовой самостоятельности предприятий  с одновременным усилением их полной ответственности за результаты хозяйственной деятельности придают  особую значимость рыночным методам  регулирования финансовых отношений.

Основная цель предпринимательской  деятельности - это получение прибыли. Именно прибыль является основным источником развития предприятия, повышение конкурентоспособности, роста его доходов и доходов  собственников. Для достижения этой цели необходимо решить множество задач, связанных с формированием финансовых ресурсов и определением направлений  их использования, с выбором рациональных форм и методов финансирования организаций, определением оптимальной структуры и стоимости их капитала, с необходимостью планирования финансовых результатов деятельности предприятий.

Решение этих задач во многом зависит  от финансового состояния предприятия  и от наличия высококвалифицированных  специалистов в области управления финансами организаций, не только знающих  теоретические основы предприятия  и управления финансами, но и обладающих практическими навыками финансового  анализа, прогнозирования, использования финансовых инструментов в управлении производством и сбытом и др.

Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого  управления ими во многом зависит  успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.

Развитие рыночных отношений определяет новые условия организации оборотного капитала и новые подходы управления им на предприятии. Высокая инфляция, снижение объемов производства и  потребительского спроса, неплатежи, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень  налогового бремени, снижение доступа  к кредитам вследствие высоких банковских процентов и другие кризисные  явления вынуждают предприятия  изменять свою политику по отношению  к оборотным средствам, искать новые  источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых  в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота  капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд  других условий определяют сложность  задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и  механизмы их реализации получают отражение  в разрабатываемой на предприятии  политике управления оборотными активами.

Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой политики промышленного  производства.

Исходя из цели курсовой работы, рассмотрим следующие задачи:

-рассмотрение понятия «финансовая  политика промышленного производства»;

-рассмотрение организации управления финансами на производстве;

-рассмотрение финансовой политики  на примере предприятия ОАО  «Прокопьевский хлебокомбинат».

 

 

 

Глава1. Основы финансовой политики промышленного производства.

 

§1. Понятие финансовой политики предприятия.

Финансовая политика – составная часть ее экономической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде.

Финансовая политика есть искусство  влиять на объект управления финансами  производства – хозяйственную систему и ее деятельность. Поэтому финансовая политика бывает направлена на централизацию доходов объекта финансового управления в специальных фондах финансовых и кредитных ресурсах, которыми располагает субъект финансовой политики – учредители и руководство.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

-предприятиями в процессе приобретения  товарно-материальных ценностей,  реализации продуктов и услуг;

-предприятиями и вышестоящими  органами, при создании централизованных  фондов денежных средств и  их распределении; 

-государством и предприятиями  при уплате ими налогов в  бюджет;

-государством и гражданами при  внесении ими налогов и других  платежей;

-предприятием, гражданами и внебюджетными  фондами при внесении ими платежей  и получении ресурсов;

-отдельными звеньями бюджетной  системы;

-органами имущественного и личного  страхования, предприятиями и  населением, при уплате страховых  взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Этапы финансовой политики делятся  на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных  характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течении длительного  промежутка времени, как правило, больше года. Например, стратегическое планирование предполагает решение по закупке оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течении нескольких лет. Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он не более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.

Финансовая политика учитывает  многофакторность, многокомпонентность  и многовариантность управления финансами для достижения намеченной цели и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства. Разработку и реализацию финансовой политики нужно постоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Организация управления финансами на предприятии.

Финансовая работа на предприятии  – это часть его управленческой функции, это специфическая деятельность, направленная на своевременное и  полное обеспечение предприятия  финансовыми ресурсами и их эффективное  использование в целях обеспечения  расширенного воспроизводства и  выполнения всех его финансовых обязательств перед другими субъектами рынка  и государством.

Сама же организация управления финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: форм собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, характера производимой продукции (оказываемых работ, услуг), размеров (масштабов) бизнеса и др. В самом общем и упрощенном виде организация деятельности по управлению финансами на предприятии по образцу схем управления финансами промышленных зарубежных корпораций может быть структурирована следующим образом (рис. 1.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовый директор

(главный финансовый менеджер)


 

Финансовый менеджер-казначей

 

Главный бухгалтер-контролер



Управление стоимостью и структурой капитала

Привлечение денежных средств с  финансового рынка 

Планирование и регулирование  денежных потоков

Управление кредитными ресурсами 

Управление валютными операциями

Страхование имущества 

Пенсионные программы 

Дивидендная и инвестиционная политика

Управление финансовыми рисками

Управление денежной наличностью  и счетами дебиторов

Прочие финансовые операции




Участие в разработке оперативных  бюджетов (смет)

Организация бухгалтерского учета

Участие в разработке и внедрении  бухгалтерского учета

Подготовка финансовых учетов

Налоговое планирование и контроль

Разработка трансфертных и иных цен 

Кредитный контроль

Выплата заработной платы

Внутренний аудит

Информационные системы для  внутренних и внешних пользователей  и др.




 

 

Рис. 1.1. Схема управления финансами западной промышленной корпорации

 

 

При этом в функции главного бухгалтера входят: постановка и функционирование систем бухгалтерского, управленческого а налогового учета; ответственность за ведение своевременной и объективной системы внутренней и внешней отчетности и обеспечения соблюдения норм бухгалтерского и налогового законодательства; организация внутреннего аудита; участие в разработке оперативных бюджетов; ответственность за компьютеризацию системы учета и за наем и обучение квалифицированных бухгалтеров и др.

Основные функции финансового  менеджера реализуются в процессе формирования и использования финансовых ресурсов и заключаются в следующем:

  • Финансовый анализ и планирование (прогнозирование) – формулирование общей финансовой стратегии; составление стратегических и тактических финансовых планов; участие в подготовке бизнес-планов; формирование инвестиционных, ценовой, кредитной, дивидендной и прочей политики; финансовый анализ для облегчения принятия управленческих решений, финансовый контроль;
  • Управление источниками финансирования – формирование внутренних и внешних, краткосрочных и долгосрочных источников финансирования организаций; анализ условий их формирования, определение цены; оценка целесообразности земных и использования собственных средств; расчет цены капитала; формирование оптимальной структуры капитала предприятия;
  • Управление инвестиционной деятельностью – поиск источников вложения капитала организации, анализ эффективности инвестиционной деятельности, оценка финансового риска; поиск и рационализация источников финансирования капитальных затрат; проведение операций с ценными бумагами; управление инвестиционным портфелем;
  • Управление текущей деятельности (оборотным капиталом и денежными средствами) – определение потребности в оборотных средствах и рационализация структуры оборотных средств; управление дебиторско-кредиторской задолженностью, управление запасами; финансирование текущей деятельности и организация денежных потоков в целях обеспечения платежеспособности организации и ритмичности её текущих платежей; обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации в бюджет, банкам, поставщикам, собственным работникам;
  • Организация взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами о поводу наличных и безналичных расчетов, получение наличных денежных средств, кредитов, покупки-продажи ценных бумаг, уплаты неустоек, начисления пеней и т.п.

Здесь необходимо отметить, что чаще всего на российских предприятиях обязанности  финансового менеджера совмещает  главный бухгалтер или главный  экономист (начальник планового-экономического отдела). Между тем присутствие  на предприятии специалиста по управлению финансами – финансового менеджера  или финансового отдела – играет важную роль.

Финансовый менеджер любого предприятия – это высококвалифицированный специалист, обладающий знаниями в области финансами и бухгалтерского учета, денежного обращения и кредита, банковского, страхового дела, ценообразования, налогового законодательства, биржевой деятельности. Финансовый менеджер должен обладать следующими качествами, необходимыми для принятия решений:

  • Концептуальные способности (чувство связи между фирмой и предпринимательской средой);
  • Умение видеть главные направления, создающие благоприятные возможности или угрозы для предприятия;
  • Умение прогнозировать спрос на финансовом рынке.

Организационная структура системы  управления финансами хозяйствующего субъекта, а также её кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности.

Что же касается самой финансовой службы организации, то в зависимости от объема и сложности решаемых задач она может быть представлена финансовым управлением (департаментом) – на крупных предприятиях, финансовым отделом – на средних предприятиях либо только финансовым директором (менеджером) или главным бухгалтером, которые занимаются не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами формирования финансовой стратегии в небольших организациях.

Главная цель финансового подразделения  предприятия малого бизнеса –  постановка бухгалтерского учета и  налоговая оптимизация. Собственники небольших компаний зачастую считают  налоговую оптимизацию чуть ли не единственной задачей финансовой службы и уделяют этому вопросу чрезмерное внимание. Поэтому малому предприятию  достаточно бухгалтерской службы, во главе которой стоит главный  бухгалтер. Управленческий учет на малых  предприятиях часто не ведется, либо им занимается сам руководитель.

С ростом бизнеса появляется необходимость  управления затратами, а также введение в финансовую политику бюджетирования и управленческого учета. Наряду с этим возникает потребность  в финансовом планировании, работе с дебиторской задолженностью, в  формировании кредитной политики.

Перед финансовым директором среднего бизнеса стоят задачи: планирование и оптимизация денежных потоков, управление затратами, привлечение  дополнительных средств. Служба бухгалтера тоже входит в финансовый блок компании, но лишь как учетная единица, которая  собирает всю финансовую информацию со всех подразделений и составляет сводную финансовую отчетность компаний для налоговых органов и акционеров. Основными функциями планово-экономического отдела, входящего в финансовый блок в среднем бизнесе, являются: разработка методологии управленческого учета; подготовка бюджетов подразделений; инвестиционные расчеты; экономические оценки и др.

Информация о работе Финансовая политика предпрятия