Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:08, реферат

Краткое описание

Целью написания данного реферата является рассмотрение механизмов финансовой политики государства в современных условиях.

Файлы: 1 файл

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов.docx

— 28.48 Кб (Скачать)

     Введение 

     Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные  направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

     В то же время финансовая политика выступает  относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет  свое конкретное содержание, а также  свои цели, задачи, объекты, формы и  методы регулирования.

     Финансовая  политика государства представляет собой совокупность мероприятий  по использованию финансовых отношений  для выполнения государственных  функций.

     Целью написания данного реферата является рассмотрение механизмов финансовой политики государства в современных условиях. 

 

     

     Понятие и сущность финансовой политики 

     Финансовая  политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

     Содержание  финансовой политики:

     Разработка  общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

     Создание  адекватного финансового механизма.

     Управление  финансовой деятельностью государства  и других субъектов экономики.

     Основа  финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

     В качестве основных составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

  1. бюджетная политика
  2. налоговая политика
  3. денежно-кредитная политика

     Финансовая  политика является частью общей экономической политики. 

 

     

     Основные  направления налоговой  политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов 

     В трехлетней перспективе 2011–2013 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

     Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

 

     

     Основные  цели и задачи бюджетной  политики на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу 

     Бюджетная политика как составная часть  экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

     Необходимо  решение следующих задач.

     Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. 

     Необходимо  сократить в  2013 году дефицит федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению  с уровнем 2009 года.

     В среднесрочной перспективе следует  ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение  сбалансированности федерального бюджета  при разумных прогнозных оценках  стоимости нефти.

     Второе. Координация долгосрочного стратегического  и бюджетного планирования.

     Стратегическое  планирование остается слабо увязанным  с бюджетным планированием, отсутствует  достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в  достижении поставленных целей государственной  политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

     Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными  возможностями. Только комплексный  подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки  кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.

     В кризисный период задача составления  долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией  экономической жизни следует  вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые  должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.

     Для разработки долгосрочной бюджетной  стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые  должны быть основаны на разумных оценках  конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных  расходов.

     Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных  обязательств, предусмотрев повышение  ответственности за достоверность  их финансово-экономических обоснований.

     Практика  занижения при рассмотрении новых  инициатив их финансовой оценки с  последующим ежегодным увеличением  расходов по уже принятым и, казалось бы, тщательно обоснованным решениям является недопустимой.

     Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения  и вклада в достижение стратегических целей развития страны.

     Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной  системы на достижение конкретных результатов.

     Правительство Российской Федерации работает над  созданием  комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления.  Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

     На  повышение доступности и качества  государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до  1 июля 2012 г.). 

     Практическая  реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам  факт существования учреждения, вне  зависимости от результатов его  работы.

     Правительство Российской Федерации, региональные и  местные администрации обязаны  обеспечить планомерное введение новых  принципов деятельности государственных  и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.

     Четвертое. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

     Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. В период кризиса государство  оказало серьезную поддержку  многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная  поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.

     Государство не должно подменять собой частный  сектор или выбирать за него перспективные  направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки  должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.

     В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия  для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения  макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров. 

     Одновременно  необходимо разработать и реализовать  на практике конкретные механизмы внедрения  и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в  таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

     Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра 'Сколково', в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта. 

     В то же время поддержка инноваций  не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная  программа должна соответствовать  требованиям к созданию инновационной  среды, включая развитие человеческого  капитала, формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата. 

     Необходимо  повысить эффективность использования  государственных инвестиций. Наряду с задачами,  за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием  бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.

     Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.

     Для повышения конкурентоспособности  российской продукции на внешнем  рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного  страхования и государственных  гарантий. В первую очередь это  касается экспорта продукции высокотехнологичных  отраслей, атомного и энергетического  машиностроения, а также военной  техники.

Информация о работе Финансовая политика