Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- оценить проводимую финансовую политику в России на современном этапе;
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- рассмотреть финансовую политику в современном этапе, исследуя все источники;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- овладение современными методами владения компьютерной техники;
- развить умение ориентироваться в учебной и справочной литературе;
- самостоятельно определить цель исследования, дать научно обоснованную оценку результатов исследования;
- укрепление, систематизация и расширение знаний, полученных при изучении дисциплины.

Оглавление

Введение
Раздел 1 Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики
1.2 Типы финансовой политики
1.2.1 Классическая финансовая политика
1.2.2 Регулирующая финансовая политика
1.2.3 Планово-директивная финансовая политика
1.3 Элементы финансовой политики
Раздел 2 Содержание финансовой политики РФ до 2008 года
2.1 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики
2.2. Бюджетная политика
2.3 Налоговая политика
Раздел 3 Новая финансовая политика РФ в условиях экономического мирового кризиса
3.1 Особенности бюджетной политики
3.2 Налоговая политика
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 414.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

Раздел 1 Финансовая политика как инструмент регулирования экономики

1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики

1.2 Типы финансовой политики

1.2.1 Классическая финансовая политика

1.2.2 Регулирующая финансовая политика

1.2.3 Планово-директивная финансовая политика

1.3 Элементы финансовой политики

Раздел 2 Содержание финансовой политики РФ до 2008 года

2.1 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

2.2. Бюджетная политика

2.3 Налоговая политика

Раздел 3 Новая финансовая политика РФ в условиях экономического мирового кризиса

3.1 Особенности бюджетной политики

3.2 Налоговая политика

Заключение

Список литературы

Приложение А

Приложение Б

 

 

 

 

Введение

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской  Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России  потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Объектом политики выступают любые жизненные ценности, объектом финансовой политики выступают деньги и денежные отношения.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:

- оценить проводимую финансовую политику в России на современном этапе;

- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;

- рассмотреть финансовую политику в современном этапе, исследуя все источники;

- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- овладение современными методами владения компьютерной техники;

- развить умение ориентироваться в учебной и справочной литературе;

- самостоятельно определить цель исследования, дать научно обоснованную оценку результатов исследования;

- укрепление, систематизация и расширение знаний, полученных при изучении дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 Финансовая политика как инструмент регулирования экономики

1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературы существуют разные определения понятия «финансовая политика».

По мнению С. Ю. Витте (рисунок 1), ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «… должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».

Рисунок 1 - С. Ю. Витте

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Цели и задачи государственной и муниципальной финансовой политики любой страны формулируются в зависимости от формы го­сударственного устройства и правления либо в бюджетном послании президента, либо в программе деятельности правительства, либо в про­граммном заявлении главы парламента страны на очередной финансо­вый год. Главной целью государственной финансовой политики является укрепление экономической мощи государства.

Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. То есть финансовая политика от длительности периода и характера ее задач подразделяется на:

- финансовую стратегию;

- финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач. Тактика путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

Задачами финансовой политики являются:

• создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

• установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

• организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

• выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

1.2 Типы финансовой политики

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа: классическая, регулирующая, планово-директивная (рисунок 2).  

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Типы финансовой политики

 

1.2.1 Классическая финансовая политика

Являлась основным типом финансовой политики большинства стран до  конца 20-х годов XX  века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) (рисунок 3) и Д. Рикардо (1772-1823) (рисунок 3) и их последователей.

                                      

Рисунок 3 – А.Смит (слева) и Д. Рикардо (справа)

Основные направления:

·     невмешательство государства в экономику,

·     сохранение свободной кон­куренции,

·     использование рыночного механизма как главного регу­лятора хозяйственных процессов.

Следствием этого было ограничение  государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирование и исполнения равновесного (сбансированного)  бюджета.

Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма взимания) должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.

Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

1.2.2 Регулирующая финансовая политика

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса (рисунок 4), которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в  развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Рисунок 4 - Дж. М. Кейнс

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется  система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных  специализированных органов.             

1.2.3 Планово-директивная финансовая политика

Такая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе  и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким  образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

1.3 Элементы финансовой политики

Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев (Приложение А).

К элементам финансовой политики можно отнести:

- денежно-кредитную;

- бюджетную;

- ценовую;

- налоговую и другие.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика - а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.

Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. Эмиссионная поли­тика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно важное направление — увеличение доходов бюдже­та. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при пе­реходе определенных количественных границ денежная система под­вержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета (мы опускаем другие последствия инфляции). Если по каким-то при­чинам государство не в состоянии регулировать свою денежную си­стему, нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии бо­лее сильных валют и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

              Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:

- источников формирования доходов государственного бюджета;

- структуры расходной части бюджета;

- сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;

- доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;

- задач управления государственным долгом;

Информация о работе Финансовая политика