Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 09:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- оценить проводимую финансовую политику в России на современном этапе;
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- рассмотреть финансовую политику в современном этапе, исследуя все источники;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- овладение современными методами владения компьютерной техники;
- развить умение ориентироваться в учебной и справочной литературе;
- самостоятельно определить цель исследования, дать научно обоснованную оценку результатов исследования;
- укрепление, систематизация и расширение знаний, полученных при изучении дисциплины.
Введение
Раздел 1 Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики
1.2 Типы финансовой политики
1.2.1 Классическая финансовая политика
1.2.2 Регулирующая финансовая политика
1.2.3 Планово-директивная финансовая политика
1.3 Элементы финансовой политики
Раздел 2 Содержание финансовой политики РФ до 2008 года
2.1 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики
2.2. Бюджетная политика
2.3 Налоговая политика
Раздел 3 Новая финансовая политика РФ в условиях экономического мирового кризиса
3.1 Особенности бюджетной политики
3.2 Налоговая политика
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Содержание
Введение
Раздел 1 Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики
1.2 Типы финансовой политики
1.2.1 Классическая финансовая политика
1.2.2 Регулирующая финансовая политика
1.2.3 Планово-директивная финансовая политика
1.3 Элементы финансовой политики
Раздел 2 Содержание финансовой политики РФ до 2008 года
2.1 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики
2.2. Бюджетная политика
2.3 Налоговая политика
Раздел 3 Новая финансовая политика РФ в условиях экономического мирового кризиса
3.1 Особенности бюджетной политики
3.2 Налоговая политика
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Объектом политики выступают любые жизненные ценности, объектом финансовой политики выступают деньги и денежные отношения.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- оценить проводимую финансовую политику в России на современном этапе;
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- рассмотреть финансовую политику в современном этапе, исследуя все источники;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- овладение современными методами владения компьютерной техники;
- развить умение ориентироваться в учебной и справочной литературе;
- самостоятельно определить цель исследования, дать научно обоснованную оценку результатов исследования;
- укрепление, систематизация и расширение знаний, полученных при изучении дисциплины.
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературы существуют разные определения понятия «финансовая политика».
По мнению С. Ю. Витте (рисунок 1), ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «… должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».
Рисунок 1 - С. Ю. Витте
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Цели и задачи государственной и муниципальной финансовой политики любой страны формулируются в зависимости от формы государственного устройства и правления либо в бюджетном послании президента, либо в программе деятельности правительства, либо в программном заявлении главы парламента страны на очередной финансовый год. Главной целью государственной финансовой политики является укрепление экономической мощи государства.
Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. То есть финансовая политика от длительности периода и характера ее задач подразделяется на:
- финансовую стратегию;
- финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.
Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач. Тактика путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.
Задачами финансовой политики являются:
• создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
• установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
• организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;
• выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.
1.2 Типы финансовой политики
Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа: классическая, регулирующая, планово-директивная (рисунок 2).
Рисунок 2 – Типы финансовой политики
Являлась основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) (рисунок 3) и Д. Рикардо (1772-1823) (рисунок 3) и их последователей.
Рисунок 3 – А.Смит (слева) и Д. Рикардо (справа)
Основные направления:
· невмешательство государства в экономику,
· сохранение свободной конкуренции,
· использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирование и исполнения равновесного (сбансированного) бюджета.
Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма взимания) должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.
Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).
В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса (рисунок 4), которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.
Рисунок 4 - Дж. М. Кейнс
Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
Такая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.
Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев (Приложение А).
К элементам финансовой политики можно отнести:
- денежно-кредитную;
- бюджетную;
- ценовую;
- налоговую и другие.
Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.
В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика - а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.
Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. Эмиссионная политика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно важное направление — увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета (мы опускаем другие последствия инфляции). Если по каким-то причинам государство не в состоянии регулировать свою денежную систему, нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:
- источников формирования доходов государственного бюджета;
- структуры расходной части бюджета;
- сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;
- доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;
- задач управления государственным долгом;