Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- оценить проводимую финансовую политику в России на современном этапе;
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- рассмотреть финансовую политику в современном этапе, исследуя все источники;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- овладение современными методами владения компьютерной техники;
- развить умение ориентироваться в учебной и справочной литературе;
- самостоятельно определить цель исследования, дать научно обоснованную оценку результатов исследования;
- укрепление, систематизация и расширение знаний, полученных при изучении дисциплины.

Оглавление

Введение
Раздел 1 Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики
1.2 Типы финансовой политики
1.2.1 Классическая финансовая политика
1.2.2 Регулирующая финансовая политика
1.2.3 Планово-директивная финансовая политика
1.3 Элементы финансовой политики
Раздел 2 Содержание финансовой политики РФ до 2008 года
2.1 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики
2.2. Бюджетная политика
2.3 Налоговая политика
Раздел 3 Новая финансовая политика РФ в условиях экономического мирового кризиса
3.1 Особенности бюджетной политики
3.2 Налоговая политика
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

- дефицита или профицита бюджета.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности. Финансовая политика четко определила основные принципы налогообложения, то есть базовые идеи и положения применяемые в налоговой сфере и использование при формировании налоговой политики. Современная налоговая политика в Российской Федерации связана с проведением налоговой реформы целью которой является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и функциональной ролью налогов. Налоговую реформу намечено проводят по трем направлениям:

1.совершенствование налогового законодательства;  

2.установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан за уклонение от налогов;

3.совершенствование норм и правил, устранение противоречий налогового и гражданского законодательств.

Ценовая политика государства выражается в регулировании цен и тарифов на ограниченный перечень товаров, работ и услуг, в основном на продукцию естественных монополий, а также формирует и утверждает цены на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 Содержание финансовой политики РФ до 2008 года

2.1 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Финансовый механизм является важной составной частью финансовой политики, при помощи которой происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов, государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

В составе финансового механизма можно выделить две составные части: механизм формирования финансовых ресурсов и механизм использований финансовых ресурсов (Приложение Б).

Механизм формирования финансовых ресурсов включает сле­дующие элементы: определение источников и форм финансовых ре­сурсов, пропорций их мобилизации.

В составе механизма использования финансовых ресурсов мож­но выделить следующие элементы: определение направлений, форм и пропорций использования финансовых ресурсов. Направления не пользования финансовых ресурсов выбираются в соответствии с приоритетами финансовой политики, формы и пропорции при этом долж­ны обеспечить максимальный эффект при расходовании средств,

Финансовый механизм на каждом уровне характеризуется спецификой обусловленной совокупностью прав и полномочий, закрепленных за субъектами власти и субъектами хозяйствования в действу­ющем законодательстве страны (конституции, гражданском, налоговом и бюджетном кодексах и т.д.). При изменении социально-экономиче­ских задач, законодательства происходит изменение финансового ме­ханизма. Соответственно выбор адекватных форм и методов реализа­ции финансовой политики предопределяет направления развития финансового механизма в каждый конкретный период времени. При этом должен обеспечиваться компромисс экономических интересов государства, граждан и организаций.

Действие финансового механизма осуществляется на основе за­конодательства, других правовых актов, регламентирующих функцио­нирование элементов данного механизма. Функционирование финан­сового механизма предполагает разработку и исполнение финансовых планов, в которых отражаются основные направления финансовой по­литики.

 

2.2. Бюджетная политика

Предполагалось в первую очередь ес­ли не ликвидировать дефицит бюджета, то свести его к ми­нимуму, сократить расходы на дотации нерентабельным от­раслям хозяйства, на оборону и военно-промышленный ком­плекс, управление и т.д.

Главной задачей в бюджетной политике было и ос­тается укрепление государственных финансов, снижение бюд­жетного дефицита, создание благоприятных финансовых усло­вий для развития отраслей народного хозяйства.

Острейшей проблемой, влияющей на социально-экономи­ческие отношения между государством и обществом, является несбалансированность обязательств государства и имеющихся у него финансовых ресурсов. Поэтому государство не в состоянии полностью профинансировать мероприятия, соответствующие своим обязательствам.

При формировании бюджетных проектировок на 2007–2009 годы впервые использовался реестр расходных обязательств Российской Федерации, представляющий собой «инвентаризацию» правовых оснований и методов расчетов всех включаемых в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов.

В первую очередь, это важно для выделения «публичных расходных обязательств» – установленных законами и подлежащих безусловному исполнению «прямых» финансовых обязательств государства перед гражданами (пенсий, пособий, компенсаций, иных социальных гарантий), которые составляют почти 40% от общего объема расходных обязательств Российской

Федерации (рис 2.1).

Рисунок 5 – Структура расходных обязательств РФ до 2008 года

 

Но и все другие виды обязательств должны быть в полном объеме включены в реестр расходных обязательств. Во–первых, это позволит гарантировать их исполнение, а значит резко повысить ответственность соответствующих ведомств за достижение планируемых результатов. Во–вторых, появится возможность для принятия в соответствии с целями и приоритетами государственной политики новых расходных обязательств, обеспеченных реальными источниками финансирования не только на очередной финансовый год, но и на среднесрочную перспективу.

2.3 Налоговая политика

Начиная с 2000 года Правительством Российской Федерации проводится политика снижения числа налогов и сокращения налоговой нагрузки на экономику, что позволяет предприятиям направлять сэкономленные средства на повышение зарплат своим работникам, создание новых рабочих мест, техническое перевооружение.

С 2006 года предусматривалось упрощение процедуры возмещения НДС при капитальном строительстве, а с 2007 года — при экспорте продукции. Расширялся перечень расходов, принимаемых к вычету при налогообложении прибыли. С 2006 года с 15 до 20 млн. рублей повышен верхний предел дохода для организаций малого бизнеса, имеющих право на упрощенный режим налогообложения. Отменился налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Были введены налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах. С 2007 года планировалось дифференцировать ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий добычи нефти, что повысило инвестиционную привлекательность нефтедобывающей промышленности. Прямая экономия предприятий от введения этих новаций в 2006–2008 годах оценивается в 0,25% ВВП, что в условиях 2006 года равнозначно 60 млрд. рублей. В то же время необходимо учитывать, что основы новой налоговой системы России уже сформированы. Поэтому на первое место будет выходить упрощение и повышение прозрачности налоговых процедур. Реальное снижение для предприятий налогового бремени за счет этих мер окажется даже более значительным, чем прямая экономия средств при снижении налоговых ставок.

 

 

Раздел 3 Новая финансовая политика РФ в условиях экономического мирового кризиса

3.1 Особенности бюджетной политики

Основное требование к бюджетной политике – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.

Основное место в реестре занимают обязательства по предоставлению трансфертов населению, включающие публичные расходные обязательства и стипендии, которые являются «прямыми» финансовыми обязательствами государства перед гражданами (пенсии, пособия, компенсации, иные социальные гарантии) и подлежат безусловному исполнению. В 2008 году такие обязательства составляют более 50% от общего объема расходных обязательств Российской Федерации (рис. 3.1).

Рисунок 6 – Структура расходных обязательств РФ 2008г.

 

Основная задача бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.

3.2 Налоговая политика

Налоговое регулирование – классика антикризисной политики. В новейшей экономической истории практически всех развитых и большинства развивающихся стран на этот счет представлены многие сотни примеров.

В сравнении с январем - мартом прошлого года доходы бюджета без учета доходов от размещения средств фонда национального благосостояния и резервного фонда уменьшились на четверть, а расходы возросли на треть из-за финансирования антикризисных мер. Согласно опубликованному 9 апреля отчету Федеральной налоговой службы за первый квартал 2009 года, поступления в федеральный бюджет оказались всего на 6,6% меньше, чем в январе-марте 2008 г. Незначительное для кризисного времени снижение объясняется, прежде всего, квартальным графиком уплаты внутреннего НДС, действовавшим в 2008 году,— в феврале и марте прошлого года компании налог в бюджет просто не вносили. Благодаря этому сборы НДС формально выросли в 3,5 раза — с 94 до 329 млрд рублей.

Единственный крупный налог с формально лучшими, чем в прошлом году, объемами сборов — менее «эластичный» к кризису ЕСН. Его в январе—марте 2009 года поступило на 5% больше, чем за эти же месяцы в 2008 году: 112 млрд. руб. против 107 млрд. руб.

Согласно принятой новой редакции закона о федеральном бюджете на 2009 год, налоговые доходы госказны сократятся с 6,33 трлн. рублей до 3,84 трлн. рублей. В сравнении с первоначальными прогнозными значениями сильнее всего сократятся поступления налога на прибыль — на 74%. Сборы НДПИ упадут на 53%, таможенных пошлин и сборов — на 48,5 %, НДС — на 30%. Кризис и внесенные им поправки изменили и саму структуру налоговых доходов в сравнении с прежней редакцией бюджета-2009. Сократились доля налога на прибыль организаций (с 11,9 % до 5,1 %) и НДПИ (с 22,8% до 17,5%). Вклад НДС, напротив, возрос с 51,7% до 59,6%, ЕСН — с 9,6% до 13,2%.

Обсуждение антикризисной программы дало старт широкому обсуждению приоритетов налоговой политики в условиях кризиса.

Все участники апрельской дискуссии (Минфин, Минэкономразвития, бизнес, экспертное сообщество) настроены на компромисс и едины в основополагающем подходе – в кризис налоговая нагрузка расти не должна. Спор идет главным образом между двумя основными точками зрения: какая функция налоговой системы должна сейчас доминировать – фискальная или стимулирующая.

С одной стороны, налоговая реформа – важнейший элемент экономической политики, главным приоритетом которой в условиях кризиса является безусловное выполнение государством всех обязательств перед гражданами. Но на это нужны средства. А ведь доходы бюджета-2009 сокращены почти на 40% от изначально запланированных. И задача налоговой системы в условиях кризиса, сопровождающегося и оттоком капитала, и резким сокращением спроса на отечественные экспортные товары – эффективно мобилизовать финансовые ресурсы в бюджетную систему. В тоже время именно в условиях кризиса налоговая система, как минимум, не должна препятствовать бизнесу бороться за выживание, и как максимум, создать предпосылки для скорейшего начала роста и модернизации экономики.

Что касается давней истории с обнулением НДС на технологическое оборудование, то зам главы Минфина обещал принятие этого судьбоносного решения в ближайшем будущем.

Минфин РФ предлагает упростить порядок возмещения НДС и перейти к практически заявительной процедуре. При этом будет сохранен общий режим возмещения налога на добавленную стоимость, когда налогоплательщик предоставляет документы в налоговые органы, затем эти документы проверяются в рамках камеральной проверки, и только после этого налоговый орган выносит решение о возмещении или отказе в возмещении НДС. Однако у налогоплательщиков появится дополнительная возможность: они смогут получать возмещение до результатов камеральной проверки (в течение 30 дней с момента подачи заявления) при условии предоставления банковской гарантии. Если по результатам проверки выяснится, что налогоплательщик не имел права на возмещение всей суммы НДС или ее части, то эта сумма будет уплачена через механизм банковской гарантии. Законопроект планируется принять в весеннюю сессию Госдумы и с июля он может вступить в силу.

Бизнесу и банкам идея понравилась. Для кредитных организаций такие гарантии будут интересным продуктом. Ставки по гарантиям могут варьироваться в пределах 1-3% годовых, а заем на такой же срок обходится в 15-20%, то есть стоимость гарантии в любом случае будет меньше, чем заимствование средств. А самое главное - процедура позволит существенно увеличить размер оборотного капитала компаний. Сейчас, например, по экспортным операциям возмещения НДС приходится ждать минимум полгода.

Информация о работе Финансовая политика