Денежный оборот и денежное обращение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение денежного оборота, его особенностей в современной экономике и тенденций его развития, разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию в современной России.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность и значение денежного оборота;
проанализировать основные принципы организации наличного и безналичного оборота;
исследовать состояние денежного оборота в современной экономике;
выявить современные тенденции развития денежного оборота;
разработать рекомендации по совершенствованию и развитию денежного оборота в России в современных экономических условиях.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты денежного оборота
1.1 Сущность, значение, роль денежного оборота
1.2 Структура денежного обращения
Глава 2. Проблемы и перспективы денежного обращения в современной экономике России
2.1 Характеристика современного денежного оборота
2.2 Основные задачи и перспективы денежного оборота в России
2.3 Пути стабилизации и развития денежного обращения в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 156.23 Кб (Скачать)

Необходимо развитие инфраструктуры для совершения операций с использованием платежных карт (расширение сети приема платежных  карт), оборудование предприятий розничной  торговли электронными терминалами  и импринтерами для оплаты товаров  и услуг посредством платежных  карт. За 2006 г. в России число организаций розничной торговли и услуг, принимающих при оплате товаров услуг банковские карты, возросло на 19,8%. Тем не менее в масштабах нашей страны количество данных организаций крайне мало (на начало 2007 г. их было всего 151,3 тыс. единиц).

Важнейший вопрос - обеспечение  платежными системами безопасности электронных платежей защиты данных клиентов. В последние годы по всему  миру участились случаи взлома банковских информационных систем, а также факты  мошенничества и кражи данных держателей карт.

Необходимо и финансовое образование населения, ознакомление клиентов банков с новыми банковскими  продуктами, а так же решение вопроса  о том, кто будет нести затраты  на продвижение безналичных платежей в тех местах, где объем операций незначителен и не дает сравнительно быстрой окупаемости понесенных затрат.

Банки более активно  должны заниматься финансовым просвещением с целью повышения своего) имиджа и ознакомления клиентов с новыми банковскими продуктами, о существовании  которым большинство физических лиц даже не знает. Так, например, родители могут завести пластиковую карту  ребенку, уезжающему учиться в другой город или страну. На нее можно перечислять деньги, не пользуясь системой переводов, что удобнее, экономнее, надежнее. В то же время ни один банк или финансовый институт самостоятельно не в силах справиться с проблемой финансовой неграмотности населения в силу ее серьезности и масштабности. Просвещение граждан - задача не только финансовых структур, но и государства.

Хотелось бы отметить, что наличное денежное обращение  остается важнейшей составной частью экономики страны и основой социальной стабильности. Увеличение наличного  денежного оборота носит объективный  характер и зависит от динамики основных макроэкономических показателей: ВВП, денежных доходов населения, оборота  розничной торговли, индекса потребительских  цен, обменного курса; а также  связано с изменением Банком России методов регулирования количества наличных денег в обращении. В  условиях развития информационных технологий возможности для расширения безналичных  расчетов в сфере личного потребления  имеются. Однако внедрение электронных  средств платежа для оплаты товаров  и услуг происходит постепенно, исходя из потребностей хозяйствующих субъектов. 19

Распространение электронного банковского дела и электронных  денег особенно актуально в российских условиях, учитывая масштабы страны и  неравномерную распределенность банковских офисов по ее территории. В ближайшем  будущем электронные каналы доставки банковских продуктов должны стать  самым перспективным направлением повышения доступности банковских услуг для населения. Тем более  что задача повышения доступности  банковских услуг для населения  была поставлена Президентом РФ в  ноябре 2006 г. Сегодня наиболее быстрым способом реализации этой задачи можно считать распространение в регионах электронных банковских услуг. Следует признать, что первичное внедрение электронных систем банковского обслуживания требует существенных вложений, однако они гораздо меньше тех затрат, которые необходимы для открытия полноценных физических банковских отделений с таким же охватом клиентов.

Однако задача расширения банковских услуг в регионах в  рамках конкурентной борьбы за регио нальный рынок стоит не только перед банковским сообществом. Для внедрения технологий дистанционного банковского обслуживания нужно создать сетевую инфраструктуру и повышать финансовую и компьютерную грамотность населения, а здесь без поддержки государства частному сектору не обойтись. Целесообразно предусмотреть налоговые льготы для банков, внедряющих системы дистанционного банковского обслуживания, нацеленные на региональный рынок, а также применять более либеральную надзорную политику к этим банкам.


Осуществляя разумную монетарную и надзорную политику, с учетом развития электронного банковского  дела и электронных денег, центральный  банк и дальше сможет обеспечивать выполнение функции поддержания  стабильности цен, сохранение функции  денег как меры стоимости и  бесперебойную деятельность банковской системы, а также развитие экономики  страны в целом.

Когда электронные деньги выпущены в обращение путем конверсии  банкнот или безналичных денег  на банковских счетах, то они не меняют величину предложения денег и  не влияют на стабильность цен. Однако если электронные деньги попадают в  обращение в результате кредитования, тогда эмитенты стимулируют их дополнительное предложение на рынке.

Эмитент будет продолжать выпускать электронные деньги до тех пор, пока проценты за размещенные  в электронных деньгах активы не начнут превышать расходы по обеспечению  функционирования платежной системы  и премию за риск неплатежа по кредиту (т.е. возможные потери, вызванные  кредитным риском). При низких предельных затратах на выпуск электронных денег их можно будет продолжать эмитировать, пока процентная ставка за кредит, предоставленный в электронных деньгах, не сравняется с премией за кредитный риск. Это повлечет снижение уровня процентных ставок в целом и может вызвать инфляционный всплеск. Таким образом, единственным ограничителем эмиссии электронных денег является экономическая целесообразность их выпуска, что должно насторожить регулятора.

Риск чрезмерного  выпуска может быть ограничен  тремя способами, которые увеличивают  стоимость эмиссии электронных  денег и тем самым ограничивают их предложение.

Первый - в конкурентной среде начисление процентов на дебетовые  балансы в электронных деньгах  становится необходимостью.

Второй - требование к  обязательности немедленного погашения (обмен электронных денег на реальные по первому требованию клиента) может  обязать эмитента иметь запас  денег центрального банка. При дальнейшем развитии электронных денег можно  будет применить более жесткие  меры, в частности, требование достаточного покрытия (норматив достаточности реальных денег) к электронным деньгам, т.е. обязать их эмитентов обеспечивать часть своих обязательств живыми деньгами.

Третий способ смягчения  риска сверхвыпуска - это требование со стороны регулятора немедленного клиринга транзакций, осуществленных в электронных деньгах, деньгами центрального банка.

Чрезмерная эмиссия  электронных денег связана также  с появлением угрозы для функции  денег как меры стоимости. В условиях отсутствия какого-либо регулирования  некоторые электронные продукты распространяются высокими темпами. При  этом может возникнуть ситуация, когда  электронные деньги, выпущенные разными  эмитентами, в зависимости от кредитоспособности, рыночной доли и надежности эмитентов, начнут обращаться по различным курсам, создавая возможность для арбитража. Таким образом, необходимость сохранения функции денег как меры стоимости - это существенный аргумент для внедрения требования обязательного и немедленного погашения к электронным деньгам. Подобное требование, или норматив, будет гарантировать обеспечение роли денег как всеобщего финансового эквивалента в экономике.

По нашему мнению, электронные  деньги станут значительно влиять на монетарную политику в ближайшем  будущем. В связи с этим необходимо установить четкие правила и условия, при соблюдении которых такие  деньги могут быть выпущены.

Технологии электронных  денег позволяют существенно  повысить эффективность использования  платежных систем. Однако этой эффективности  можно достичь только в случае применения достаточных мер по обеспечению  безопасности. Высокий уровень безопасности станет гарантом для признания надежности электронных денег всеми участниками  рынка. Неправильное управление свободным  колебанием курса, появление поддельных электронных денег, серьезные технические  сбои, и, в конечном счете, возможный  крах эмитента, могут вызвать кризис недоверия к электронным деньгам.

Развитие электронных  денег не должно препятствовать бесперебойному функционированию платежных систем. Распространение схем, основанных на электронных деньгах, может повлечь  сокращение существующих банковских платежных  систем. В таких условиях крах крупного эмитента электронных денег может  пошатнуть устойчивость системы  электронных платежей в целом, а  мгновенный переход обратно к  обычным и более традиционным платежным системам может оказаться  невозможным. 20

Одна из важнейших  задач кредиторов в рыночной экономике - определение кредитоспособности заемщиков. Однако многие клиенты кредитных  организаций не могут оценить  качество этих институтов по причине слабой финансовой грамотности, асимметричной информации, недостаточного понимания технических деталей и опций безопасности, которые предлагаются различными компаниями на рынке.

Электронные деньги представляют собой обязательства на балансе  эмитента, возникающие при вложении клиентами реальных денег на электронный  счет, которые затем принимаются  к оплате по номиналу компаниями, признающими  электронные деньги в качестве средства платежа.

Так же как и в случае с традиционными депозитами, предоплаченные эмитенту суммы инвестируются для  получения прибыли. Значит, как и  банковские депозиты, электронные деньги могут обесцениваться. В таких  условиях, если обязательства эмитента превышают его активы, а проводимая им инвестиционная политика недостаточно устойчива, финансовая стабильность эмитента будет подвержена опасности. Риски  для банков, скорее всего, станут выражаться в проблемах с ликвидностью.

Неадекватное управление операционным риском и недостаток технической  безопасности приводят к тому, что  электронные деньги зачастую подвергаются подделкам. Оборот фальшивых электронных  денег влечет за собой увеличение обязательств эмитентов, которые не обеспечены доступными эмитенту активами. И тогда финансовая стабильность эмитента ставится под угрозу.

В среде быстрорастущих технических инноваций риск подделки электронных денег постоянно  растет. По этой причине, если в системе  не предусмотрены достаточные меры по своевременному выявлению подделок, то принятие необходимых контрмер может  оказаться невозможным. Данная проблема менее значима для систем, где  обработка транзакций с электронными деньгами производится таким же образом, как с банковскими счетами. Если система основана на принципе регистрации  сделок, согласно которому каждая платежная  операция приводит к открытию дебетового или кредитного сальдо на балансе  эмитента, то мошеннические действия могут быть обнаружены и устранены на самой ранней стадии их проявления. Однако если в системе разрешено передавать единицы электронных денег от одного пользователя другому без их регистрации эмитентом или клиринговой системой, то из-за невозможности отследить все сделки, определить источник денег и их точное количество операционный риск возрастает в разы. Кроме того, если схемы электронных денег будут обеспечивать возможность осуществления анонимного перевода крупных сумм, то они станут широко использоваться в целях отмывания преступных доходов и уклонения от налогов.


Поскольку на практике пользователи не могут достаточно адекватно  оценить платежеспособность эмитента, они могут быть излишне уверенными в его состоятельности до тех  пор, пока не наступит кризис доверия, за которым последует массовое изъятие  денежных средств. История банковского  дела показывает, что паническое изъятие  банковских вкладов может повлечь  системный кризис и в конечном итоге затронуть реальный сектор экономики. Именно по этой причине избежание  системных рисков и, следовательно, обеспечение стабильности финансовых рынков всегда было основной задачей  регулирующих органов. С экономической  точки зрения, электронные суммы, загруженные на предоплаченные карты  или сохраненные в памяти компьютеров, аналогичны средствам на банковских счетах. В связи с этим стабильность рынка электронных денег так  же значима для стабильности экономики, как и традиционный денежный рынок.

Как показывает опыт предыдущих форм финансовых инноваций, развитие электронных  денег может создать дополнительные трудности для разграничения  монетарных и немонетарных активов, тем самым размывая грань между  денежными агрегатами. 21

Замена банкнот электронными деньгами, выпускаемыми частными эмитентами, приведет к сокращению базовых денег и сжатию баланса центрального банка, уменьшая тем самым его гибкость в поглощении шока ликвидности. Поэтому возникает опасность, что это нововведение подвергнет риску способность центрального банка контролировать процентную ставку на денежном рынке в краткосрочном временном отрезке.

Однако пока существует спрос на деньги, выпущенные центральным  банком, и он занимает позицию монопольного поставщика денег на рынок, центральный  банк сможет регулировать процентную ставку. При прочих равных условиях сокращение денежной базы будет означать сокращение возможностей центрального банка по поддержанию ликвидности.

Тем не менее это не уменьшит возможности регулятора контролировать состояние денежного рынка по следующим причинам:

центральный банк вполне может направлять показатели денежного  рынка в необходимое русло  даже в условиях избыточности денежного  рынка. В этих целях он может выпустить  долговые бумаги или начать аккумулировать депозиты на межбанковском рынке;

если же центральный  банк не хочет выступать на открытом рынке в качестве заемщика, то для  сглаживания воздействия электронных  денег на его баланс могут быть задействованы нормативы резервирования. Можно предположить, что в условиях высоких темпов нарастания массы  электронных денег целесообразно  увеличить нормативы обязательного  резервирования.

Основными аргументами  в пользу сохранения статуса денег  центрального банка при осуществлении  межбанковских операций являются факторы  доверия и отсутствия кредитного риска.

Несмотря на то, что  в России схемы электронных денег  пока не достигли пика своего развития, применение к ним либеральных  надзорных норм и требований можно  считать целесообразным и своевременным. Наряду с этим, развитие и распространение  систем электронного банковского обслуживания должно поддерживаться и поощряться государством как одно из стратегических направлений развития банковской системы. 22

Таким образом, можно  сделать вывод о необходимости  упорядочения наличного денежного  обращения и о стимулировании развития безналичного обращения. В  свете вышеизложенного рассмотрим возможные пути стабилизации денежного  обращения в России.

2.3 Пути стабилизации  и развития денежного обращения  в России

Информация о работе Денежный оборот и денежное обращение в России