Денежно-кредитная политика: сущность, направления, и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы.
- Показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики.
- Изучить основные направления основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

Оглавление

Введение. 3
Понятие и цели кредитно-денежной политики. 5
Понятие кредитно-денежной политики.
Цели кредитно-денежной политики. 7
2. Инструменты денежно-кредитной политики. 15
2.1. Рефинансирование коммерческих банков 15
2.2. Политика обязательных резервов 18
2.3. Операции на открытом рынке 19
2.4. Другие методы регулирования денежно-кредитной сферы 20
3. Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. 23
3.1. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. 23
3.2. Сценарии макроэкономического развития на 2010 год
и период 2011 и 2012 годов и прогноз платежного баланса . 25
3.3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов. 26
Заключение. 33
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Оболенская Е В.docx

— 70.89 Кб (Скачать)

│ правительству                │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

├──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│  - чистый кредит федеральному│   -4 047│   -1 723│   -2 184│   -2 439│  -3 091│  -1 027│  -1 375│  -2 383│  -3 819│    -339│    -595│  -2 350│  -4 423│

│  правительству               │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

├──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│  - остатки  средств           │     -820│     -870│     -920│     -920│    -920│    -920│    -970│    -970│    -970│    -970│  -1 020│  -1 020│  -1 020│

│  консолидированных  бюджетов  │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

│  субъектов  Российской        │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

│  Федерации  и государственных │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

│  внебюджетных фондов на      │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

│  счетах в Банке России       │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

├──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│ Чистый кредит банкам         │      159│   -1 088│   -1 100│   -1 555│  -1 746│  -1 025│  -1 431│  -1 816│  -2 154│    -976│  -1 827│  -2 053│  -2 454│

├──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│  - валовой  кредит банкам     │    1 355│    1 022│      952│      924│     829│     951│     905│     878│     788│     861│     830│     800│     750│

├──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│  - корреспондентские  счета   │   -1 195│   -2 110│   -2 051│   -2 478│  -2 575│  -1 976│  -2 336│  -2 694│  -2 942│  -1 836│  -2 657│  -2 853│  -3 204│

│  кредитных  организаций,      │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

│  депозиты банков в Банке     │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

│  России и другие инструменты │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

│  абсорбирования свободной    │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

│  банковской ликвидности      │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

├──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│Прочие чистые                 │   -2 379│   -2 749│   -2 636│   -2 543│  -2 527│  -2 994│  -2 843│  -2 793│  -2 840│  -3 204│  -3 016│  -3 354│  -3 689│

│неклассифицированные активы   │         │         │         │         │        │        │        │        │        │        │        │        │        │

└──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘ 

    Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние  денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В  целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной  сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной  политики Банк России будет применять  весь спектр инструментов, имеющихся  в его распоряжении.

3.3.2. Политика валютного курса.

     Политика валютного курса Банка России в 2010 - 2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.

    В качестве операционного ориентира  при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит  использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. При этом сохранится действующий  механизм ограничения волатильности  валютного курса, включающий правило  автоматического изменения границ плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в  зависимости от объема интервенций, осуществленных Банком России.

    В течение переходного периода  подобный подход позволит постепенно повышать степень зависимости курса  рубля от изменений рыночной конъюнктуры, что даст возможность участникам рынка адаптироваться к плавающему валютному курсу.

    Таким образом, долгосрочные тенденции изменения  курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а  также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом в среднесрочной  перспективе существенную роль в  формировании указанных составляющих продолжит играть конъюнктура мировых  рынков энергоносителей - основных товаров  российского экспорта, изменение  которой будет определять величину притока иностранной валюты от экспортных операций и ожидания внешних инвесторов. В то же время высокая волатильность  потоков капитала и их зависимость  от состояния внешних финансовых рынков будут обусловливать неопределенность курсовой динамики. В этих условиях тенденция к росту валютных рисков повысит эффективность использования  процентной политики Банка России и  ее вклада в достижение установленных  целей денежно-кредитной политики.

    3.3.3.Инструменты денежно-кредитной политики и их использование

     В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

    По  мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям  предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут  определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей  производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

    В случае образования существенного  дефицита ликвидности банковского  сектора Банк России продолжит использование  всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как  операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

    При этом в среднесрочной перспективе  политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму  рефинансирования кредитных организаций  с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для  кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения  по операциям рефинансирования.

    При формировании избыточного денежного  предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже  государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит  проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного "связывания" свободной ликвидности кредитных  организаций. При этом будут применяться  рыночные инструменты изъятия свободной  ликвидности - депозитные аукционы, а  также инструменты постоянного  действия - депозитные операции по фиксированным  процентным ставкам.

    В 2010 - 2012 годах Банк России продолжит  осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области  развития финансового рынка, так  и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный  в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

    Кроме того, Банком России совместно с  Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию  рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению  эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования  денежного предложения.

    Банк  России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование  обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования  ликвидности банковского сектора.

    В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с  учетом других факторов Банк России при  необходимости может принять  решение относительно изменения  нормативов обязательных резервов и  их дифференциации. Вместе с тем  Банк России не исключает дальнейшего  повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным  организациям при выполнении ими  обязательных резервных требований. 
 
 
 
 
 

Заключение.

       Подводя итог проведенной работе необходимо еще раз отметить, что денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.

       Денежно–кредитная политика, основываясь на принципах монетаризма, проводится в дополнение к фискальной политики и является тонкой настройкой экономической конъюнктуры. Денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки, но не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.

     Основным проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который в настоящее время наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и другие методы регулирования денежно-кредитной сферы.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: сущность, направления, и инструменты