Денежно-кредитная политика: сущность, направления, и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы.
- Показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики.
- Изучить основные направления основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

Оглавление

Введение. 3
Понятие и цели кредитно-денежной политики. 5
Понятие кредитно-денежной политики.
Цели кредитно-денежной политики. 7
2. Инструменты денежно-кредитной политики. 15
2.1. Рефинансирование коммерческих банков 15
2.2. Политика обязательных резервов 18
2.3. Операции на открытом рынке 19
2.4. Другие методы регулирования денежно-кредитной сферы 20
3. Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. 23
3.1. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. 23
3.2. Сценарии макроэкономического развития на 2010 год
и период 2011 и 2012 годов и прогноз платежного баланса . 25
3.3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов. 26
Заключение. 33
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Оболенская Е В.docx

— 70.89 Кб (Скачать)

     По  мере того как развиваются рыночные отношения, рефинансирование всё активнее используется как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Иначе говоря, рефинансирование позволяет  защититься от неожиданного недостатка ликвидности, иначе коммерческим банкам необходимо было бы самим сохранять  большой объём ликвидных активов, что на доходной части баланса  отразилось бы крайне неудовлетворительно. И, наконец, рефинансирование можно  предложить как инструмент предотвращения банковских кризисов; предоставляя кредиты, Центральные банки временно пополняют  резервы коммерческих банков, предотвращая эффект "домино" в банковской системе.

     Очень важно помнить, что кризис ликвидности  подразумевает временную неспособность  банков выполнять свои платёжные  обязательства доступными средствами платежа; нельзя путать это явление  с неплатежеспособностью, которая  подразумевает неспособность банка  погасить свои обязательства активами в средне- и долгосрочный период.

     Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным банком использовалась исключительно для оказания воздействия  на состояние денежно-кредитного обращения.

     Посредством рефинансирования центральный банк действует как "кредитор последней  инстанции"; то есть является гарантом бесперебойного функционирования банковской и финансовой системы в целом.

     Кредитно-банковские институты, испытывающие временные  финансовые трудности, получили возможность  обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных средств в результате использования заимствований у центрального банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощённых ресурсов. Возможность получения кредитов рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя.

     Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты. Кредиты рефинансирования, предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя  вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь только после  получения заключения аудиторской  фирмы о финансовом состоянии  данного банка.

       Возможность получения кредита зависит от многих факторов, а именно от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

       Кредиты рефинансирования различаются по:

  • форме обеспечения ( "учётные" и "ломбардные кредиты" );
  • методам предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе аукционов);
  • срокам предоставления (краткосрочные на несколько часов "внутридневные" либо дней "овернайт", среднесрочные до 1 месяца "ломбардный кредит" и долгосрочные до 1 года "стабилизационный кредит");
  • воздействию на сектора финансового рынка (на Организованном Рынке Ценных Бумаг - "операции РЕПО").
 
    1. Политика  обязательных резервов.

     Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

      Минимальные резервы выполняют две основные функции.

     Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

       Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.   Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

       Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

       Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

     В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

    1. Операции  на открытом рынке

     Операции  на открытом рынке проводятся центральным  банком обычно совместно с группой  крупных банков и других финансово-кредитных  учреждений.

Схема проведения этих операций такова:

  • Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении, и центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Что, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.
  • Предположим теперь, что на денежном рынке - недостаток денежных; средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику; направленную на расширение денежного предложения, а именно: центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) - к увеличению денежного предложения. При этом процентная ставка падает.
    1. Другие методы регулирования денежно-кредитной сферы.

   Помимо  экономических методов, посредством  которых центральный банк проводит  денежно - кредитную политику, им  могут использоваться в этой  области и административные методы  воздействия.

     К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

     Так же центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Кроме того, центральный банк может устанавливать  необязательные, так называемые оценочные  нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном  уровне.

     При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

     Использование административного воздействия  со стороны ЦБ РФ по отношению к  коммерческим банкам не носит систематического характера, а применяется в порядке  исключительно вынужденных мер.

     Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, ЦБ РФ может использовать второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи.

     Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, ЦБ РФ устанавливает предписываемую законом “маржу”, т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который  должен быть оплачен при покупке  либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть  может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и  понижают при желании оживить  фондовый рынок.

     Государство и центральный банк может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к  тому или иному действию. Государство  обращается к чувству общественного  долга банкиров. В общей форме  могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита  в будущем. Иногда увещевания оказывают  определенное воздействие, ведь банкиры  столь же чувствительны к общественному  мнению, как и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные направления единой государственной

денежно-кредитной  политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

3.1. Принципы денежно-кредитной политики  на среднесрочную перспективу.

    В предстоящий трехлетний период главной  целью единой государственной денежно-кредитной  политики остается снижение инфляции до 9 - 10% в 2010 году и 5 - 7% в 2012 году. При  сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном  периоде в значительной степени  будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику  и банковский сектор.

    Банк  России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних  и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и  на период до 2012 года. В предстоящий  период Банк России усилит акцент на удержании  инфляции на траектории ее последовательного  снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся  в его распоряжении инструменты  денежно-кредитной политики.

    В предстоящий период Банк России предполагает завершить создание условий для  применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.

    Установленный в январе 2009 года широкий диапазон допустимых значений рублевой стоимости  бивалютной корзины позволяет Банку  России значительно сократить свое участие на внутреннем валютном рынке  с целью курсообразования. Динамика обменного курса рубля будет  определяться главным образом действием  фундаментальных макроэкономических факторов. В рамках выбранного режима валютной политики Банк России будет  использовать валютные резервы, обеспечивая  сохранение их объема на уровне, необходимом для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: сущность, направления, и инструменты