Денежно-кредитная политика: сущность, направления, и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы.
- Показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики.
- Изучить основные направления основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

Оглавление

Введение. 3
Понятие и цели кредитно-денежной политики. 5
Понятие кредитно-денежной политики.
Цели кредитно-денежной политики. 7
2. Инструменты денежно-кредитной политики. 15
2.1. Рефинансирование коммерческих банков 15
2.2. Политика обязательных резервов 18
2.3. Операции на открытом рынке 19
2.4. Другие методы регулирования денежно-кредитной сферы 20
3. Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. 23
3.1. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. 23
3.2. Сценарии макроэкономического развития на 2010 год
и период 2011 и 2012 годов и прогноз платежного баланса . 25
3.3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов. 26
Заключение. 33
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Оболенская Е В.docx

— 70.89 Кб (Скачать)

      Кредитная политика реализуется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики.

     В условиях рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики центрального банка лежит принцип "компенсационного регулирования".     Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

  • политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций путем повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);
  • политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).

     Политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования[5].

      Основные цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

     Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

      В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

  • регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
  • достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
  • создание безинфляционной экономики.

К преимуществам  денежно-кредитной политики следует  отнести:

  • быстроту и гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур);
  • независимость от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции и полномочия);

      Но существует и ряд негативных  моментов. Политика дорогих денег,  если ее проводить достаточно  энергично, действительно способна  понизить резервы коммерческих  банков до точки, в которой  банки вынуждены ограничить объем  кредитов. А это означает ограничение  предложения денег.                                                                                                                                                                     Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.   Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

     Иными словами, при дешевых  деньгах скорость обращения денег  снижается, при обратном ходе  событий политика дорогих денег  вызывает увеличение скорости  обращения. А нам известно, что  общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное  на скорость обращения денег.  И, следовательно, при политике  дешевых денег, как было сказано  выше, скорость обращения денежной  массы падает, а, значит, и общие  расходы сокращаются, что противоречит  целям политики. Аналогичное явление  происходит при политике дорогих  денег.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

     В основе денежно-кредитной политики  лежит теория денег,  изучающая  воздействие денег на состояние  экономики в целом.

     Среди экономистов ведутся споры,  обусловленные двумя различными  подходами: кейнсианской теорией  и монетаризмом.  В чем же  суть  этих разногласий?

Кейнсианская  теория денег.

Джон  Мейнард Кейнс и его последователи  полагали,  что  рыночная структура  экономики  обладает внутренними "пороками",  что она неспособна к саморегулированию.  Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство  должно активно вмешиваться в  дела экономики для  предотвращения кризисов  и  обеспечения  стабильности,  должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения  влияет на номинальный ВНП,  причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как, изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП).

     Основополагающим кейнсианским  уравнением является:

ВНП=С+I+G+NX (С  -  потребительские  расходы  населения,   I   - инвестиции, G  -  государственные расходы  на покупку товаров и услуг,  NX - чистый экспорт).

     Кейнсианцы считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается  более действенной в период  экономического кризиса,  чем  денежная политика.

     По мнению кейнсианцев, скорость  обращения денег изменчива и  непредсказуема. Кейнсианская позиция  состоит в том,  что деньги  нужны не только для заключения  сделок,  но и для владения  ими в качестве активов. "Движутся" только деньги "для сделок", деньги - активы не участвуют в  обороте.  Следовательно, чем больше  относительное значение денег,  используемых для сделок, тем  выше скорость денежного обращения.

    Расширение денежного предложения  понизит процентную ставку. Коль  скоро  теперь становится менее  накладно иметь деньги в качестве  активов,  население будет держать  больше денежных активов с  нулевой  скоростью обращения.   Поэтому общая скорость денежного  обращения падает.

     Итак, скорость обращения денег  изменяется прямо пропорционально  ставке  процента  и  обратно  пропорционально предложению денег.  Если это так,  то стабильная  связь между денежной массой  и чистым национальным продуктом  отсутствует, так как скорость  денежного обращения изменяется  с изменением денег.

      Выше было отмечено,  что для  борьбы с инфляцией необходимо  ограничить денежную массу.

      Кейнсианцы придерживаются здесь  другого мнения. Они считают, что  уменьшение денежного предложения  может привести к  уменьшению  спроса, что приведет к спаду  производства, что в свою очередь  усилит инфляцию.    

На самом  деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении  товаров повысить денежную массу,  то это приведет только к росту  цен - инфляции.

      Если же на рынке предложение  эластично (товаров много - денег  не хватает), то с повышением  объема денежной массы увеличится  производство, следовательно инфляция  начнет утихать.

    Кейнсианцы считают,  что главной  проблемой в государственном  регулировании является подстегивание  эффективного спроса, а не борьба  с инфляцией, которая должна  носить регулируемый характер.

Монетаристский  подход.

      На 70-е  годы  приходится  кризис  кейнсианства.  Над идеями этой  школы берут верх идеи монетаризма,  главным теоретиком которого  является Мильтон Фридман, известный  американский экономист.

     Монетаристы считают,  что рыночная  экономика является  внутренне  устойчивой системой. Все неблагоприятные  моменты - следствие неразумного  вмешательства государства, которое  необходимо свести к минимуму.

Монетаризм  делает упор на деньгах. Представители  этой школы считают, что связь  между ВНП и денежной  массой  более  прочная,  нежели между  инвестициями и ВНП. Такой вывод  делается из уравнения И.Фишера:

МхY=PхG (M - денежная масса,  Y - скорость денежного  обращения,  Р  -индекс цен,  G  -  количество  товаров).  Ведь  если  посчитать,  что  ВНП=PхG, а Y стабильна (или ее изменения предсказуемы),  то  ВНП напрямую зависит от массы  денег, находящихся в обращении.

     В заключение хотелось бы отметить, что современные модели денежной  политики  базируются и на кейнсианских  и на монетаристских идеях.

      Формирование в   нашей   стране  рыночных  отношений   объективно предопределяет овладение  всем спектром механизмов экономического  регулирования. Бытующие порой  представления о стихийности  экономических процессов в рыночной  экономике не имеют под собой  почвы.  Регулируются, и довольно  жестко, практически все основные  отношения, определяющие эффективность  и жизнеспособность экономики   в  целом.  Среди  них своей  значимостью выделяются и денежно-кредитные  инструменты. 
 

 

    

  1. Инструменты денежно-кредитной  политики.

        Рассмотрим теперь основные инструменты денежно-кредитной политики, с помощью которой центральный банк осуществляет  свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

    1. Рефинансирование коммерческих банков.

     Учётная политика Центрального Банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

     В Российской Федерации официальной  является ставка рефинансирования.

     Формулировка  понятия рефинансирования в Федеральном  законе от 27 июня 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в главе VII, статьи 40, приводится следующее: “Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций” [6].

     Под рефинансированием, в широком смысле этого слова понимается предоставление коммерческим банкам временных заимствований  в тех случаях, когда они остро  нуждаются в дополнительных ресурсах. Центральный банк РФ, осуществляя  политику рефинансирования, преследует приоритетную цель - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы[7].

     Проводя краткосрочное кредитование коммерческих банков, Центральный банк с одной  стороны выступает как кредиторы  последней инстанции, а с другой стороны становится участниками  межбанковского рынка. Изменяя процентную ставку по своим кредитам, Центральный банк может оказывать воздействие на состояние денежно-кредитного обращения и определять направление денежно-кредитной политики, а именно политики дешёвых или дорогих денег.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: сущность, направления, и инструменты