Денежная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении теоретических аспектов денежной системы, исследовании становления, проблем и перспектив развития денежной системы Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность денежной системы и ее элементов;
- рассмотреть историю формирования денежной системы Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе;
- определить перспективные направления развития денежной системы Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…….…………………………………………..………….. 3
1 Теоретические аспекты функционирования финансового механизма 5
1.1 Понятие финансового механизма …………………………………...
1.2 Классификация финансового механизма …………………………...
2 Анализ состояния финансового механизма в условиях перехода к рыночной экономике ………………………………….. 11
2.1 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе
2.2 Система финансовых рычагов и стимулов в процессе финансового регулирования ……………………………………………..
2.3 Характеристика современного финансового механизма в Республике Беларусь ………………………………………………………
3 Направления реформирования финансового механизма ……………
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованных источников …………………………………..

Файлы: 1 файл

(Курсач) Денежная система 2011.docx

— 102.97 Кб (Скачать)

Сохраняющаяся высокая степень  интеграции иностранной валюты во всю  денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного  курса в качестве критерия хозяйственной  деятельности и средства тезаврации (накопление денег путем изъятия  их из обращения) даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу - рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами.

Для Республики Беларусь характерным  остаётся финансирование экономики  путем перераспределения государственных  ресурсов через банковский сегмент (использование государственных  системообразующих банков для поддержки  ряда отраслей народного хозяйства), притом, что консолидация банковского  сегмента, как и уровень поддержки  системообразующих банков, являются значительными.

На протяжении последних лет основные финансовые показатели банковской системы Республики Беларусь оставались на достаточно стабильном уровне. В целом по системе наблюдался несущественный рост активов банков и капитала. Гарантирование государством депозитов населения в банковской системе оказало положительное воздействие на уровень доверия к самой банковской системе, и дало возможность удержать ресурсную базу.

Высокая консолидация банковского  сегмента и его интеграция с государственным  сектором несколько смягчили негативные воздействия глобального финансового  кризиса на экономику страны. Вместе с тем, при сохранении негативных тенденций в экономике, такая  интеграция может значительно увеличить  нагрузку на суверена, так как поддержание  ликвидности финансовых учреждений может потребовать масштабного  отвлечения бюджетных ресурсов в  банковский сегмент (что может привести к усилению фискального давления на фоне увеличения суверенных обязательств республики перед иностранными кредиторами) либо дополнительных эмиссий денежных инструментов (что негативно отражается на стабильности денежной единицы).

Наиболее существенное влияние на банки в текущем году оказывали:

- ухудшение макроэкономических показателей в стране в целом, а также платежеспособности ряда экономических субъектов в частности, что в дальнейшем может негативно отразиться на качестве активов банковских учреждений;

- усиление сотрудничества Республики Беларусь и МВФ, оказавшее влияние на монетарную политику в стране, а также на возможности ряда ключевых субъектов рассчитываться по обязательствам в будущем;

- высокий уровень поддержки государством системообразующих банков, что способствует стабилизации и поддержанию приемлемого уровня платежеспособности этих учреждений;

- сохранение доверия населения к банковской системе Республики Беларусь и, соответственно, сохранение ресурсной базы в банковском сегменте;

- усиление регуляторных мер для минимизации валютных рисков банковского сектора страны, в том числе и за счет ограничения на кредитование населения.

Несмотря на меры по стабилизации в банковской системы Республики Беларусь и низкую зависимость от внешних рынков капитала, для банковского  сегмента страны остаются характерными высокие кредитные и валютные риски, тогда как риск ликвидности  - умеренный. Учитывая текущее состояние банковской системы страны, а также тенденции на мировых рынках, в экономике страны и непосредственно в банковской системе, прогнозируется:

- снижения деловой активности экономических субъектов и реальных доходов населения, вследствие чего банковские учреждения уже в текущем году могут столкнуться с необходимостью рефинансирования значительной части кредитов заемщиков, а также оттоком клиентских пассивов;

- ухудшения качества активов, что может потребовать капитальных вливаний для покрытия возможных убытков;

- отсутствия существенных структурных изменений в банковском сегменте, в том числе, изменения структуры собственности системообразующих банков, несмотря на заявленные ранее планы по приватизации банковских учреждений (ввиду ухудшения конъюнктуры на рынках капитала);

- сохранения высокого уровня доверия внутренних инвесторов и кредиторов к банковской системе, а также оказания государственной поддержки ключевым системообразующим банкам страны в случае ухудшения платежеспособности последних.

С учетом имеющегося как собственного, так и международного опыта Правительством и Национальным банком Республики Беларусь выработаны соответствующие меры по минимизации негативного влияния  на состояние денежной системы страны последствий мирового финансового  кризиса, временных трудностей в экономике.

Среди наиболее актуальных аспектов денежно-кредитной политики, которым  целесообразно уделять особое внимание можно выделить следующие:

Повышение эффективности осуществляемых банковским сектором функций по обслуживанию реального сектора экономики, аккумулированию  денежных средств населения, предприятий  и их трансформации в кредиты  и инвестиции.

Проблема адекватной оценки спроса на деньги и реакция Национального  банка на прогнозируемые изменения  на рынке, которые, в свою очередь, в  большей мере обусловлены недостаточным  изучением трансмиссионного механизма  и качеством макроэкономических прогнозов, на базе которых определяются основные целевые монетарные ориентиры.

Условия поддержания внешней и  внутренней устойчивости национальной валюты. Обоснование движущих сил  динамики реального курса и оценка динамики равновесного валютного курса.

Взаимодействие денежно-кредитной, фискальной и социально-экономической  политики для формирования наиболее благоприятных условий социально-экономического развития.

Роль процентной политики в формировании условий для роста объемов  сбережений и кредитования реального  сектора экономики. Обоснование  оптимального уровня реальных процентных ставок.

Методологические подходы к  оценке возможных размеров обращения  наличной иностранной валюты в экономике.

Обеспечение прозрачности денежно-кредитной  политики и повышения доверия  к ней.

Совершенствование инструментов денежно-кредитного регулирования и эффективности  их применения. Вопросы адаптации  инструментов денежно-кредитного регулирования, апробированных международной практикой, к конкретным условиям стран с  переходным типом экономики.

Использование современных экономико-математических методов и моделей для обработки, анализа и прогнозирования тенденций  в денежно-кредитной сфере и  оценки влияния последних на реальный сектор экономики.

Совершенствование институциональной  и функциональной структуры банков. Пути и возможности расширения ресурсной  базы банков.

Комплексное развитие финансового  рынка и антимонопольное регулирование.

Совершенствование принципов и  инструментов банковского надзора  на основе внедрения международных  стандартов.

Операционная надежность, эффективность  и безопасность платежной системы.

Развитие системы безналичных  расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. Создание единого  информационно-расчетного пространства.

Управление финансовыми рисками.

Развитие и совершенствование  правовой базы банковской деятельности. 

Решение вышеуказанных проблем  создаст условия для повышения  эффективности монетарной политики, проводимой Национальным банком. Это  обеспечит финансовую стабилизацию, необходимую для структурной  перестройки национальной экономики. Национальному банку также целесообразно  расширять взаимовыгодное сотрудничество в сфере денежно-кредитной политики, в том числе с международными финансовыми организациями. В современных  условиях усиление взаимодействия в  области разработки и реализации монетарной политики приобретает все  большее значение как фактор развития национальной экономики и снижения степени ее уязвимости к внешним финансовым потрясениям [15, с.56].

Основными целями денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2011 г., в соответствии с «Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год», утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 г. № 597, являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития. Защита и обеспечение покупательной способности белорусского рубля инструментами денежно-кредитной политики предполагают поддержание цен и обменного курса используемой в Беларуси валюты за счет монетарных факторов на уровнях, обеспечивающих динамическое социально-экономическое развитие страны [19].

По мере либерализации цен, совершенствования  государственного регулирования цен  на продукцию предприятий естественных монополий, ликвидации перекрестного  субсидирования, прекращения финансирования дефицита республиканского бюджета  за счет кредитов Национального банка  будет повышаться роль денежно-кредитной  политики в обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля.

Обменный курс белорусского рубля  будет формироваться на рыночных принципах в соответствии со спросом  и предложением. Политика обменного  курса белорусского рубля будет  ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов.

При формировании валютного курса  белорусского рубля будут учитываться  условия внешней торговли, и, прежде всего, колебания мировых цен  на товары, изменение кросс-курсов валют  стран, являющихся основными экономическими партнерами Беларуси. С учетом допускаемой  инфляции и других макроэкономических характеристик, особенно состояния торгового баланса товаров и услуг, будет обеспечиваться предсказуемая динамика официального обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других государств [18].

Определяющая роль в обеспечении  требуемой динамики цен и официального обменного курса белорусского рубля  среди монетарных факторов будет  принадлежать темпам наращивания денежного  предложения в белорусских рублях. Базовым условием, которое будет  определять увеличение денежного предложения  используемой в Республике Беларусь, будет увеличение реального спроса на деньги, создаваемого ростом реального  ВВП. Кроме того, реальный спрос на деньги будет формироваться за счет расширения сферы применения белорусского рубля в совершении внутренних и  внешних операций, снижения скорости обращения денег, а также других факторов.

Каналами наращивания денежного  предложения будут преимущественно  покупка иностранной валюты и  рефинансирование банков на рыночных принципах. Основным средством регулирования  текущей ликвидности банков станут операции Национального банка на открытом рынке с ценными бумагами Правительства Республики Беларусь и с иностранной валютой.

Процентная политика станет одним  из важнейших инструментов регулирования  денежного предложения. Процентная политика будет ориентирована на снижение процентных ставок по кредитам и депозитам при обеспечении  их положительного уровня в реальном выражении, создание всем агентам экономических  отношений равных условий в размещении средств в банках, государственные  ценные бумаги и другие активы, в  пользовании банковскими услугами, недопущение монопольных и спекулятивных  тенденций на денежном рынке, развитие добросовестной конкуренции.

По мере укрепления макроэкономической и финансовой стабилизации будет  проводиться политика снижения норматива  резервных требований к привлеченным банками депозитами, что станет одним  из факторов роста ресурсной базы банков для осуществления ими  активных операций. Отношения Национального  банка как кредитора последней  инстанции и банков будут строиться  на рыночных принципах. Последовательно  будет проводиться политика отказа от установления индивидуальных нормативов деятельности банков [19].

В обеспечении внутренней и внешней  устойчивости белорусского рубля значительная роль будет принадлежать увеличению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования.

Важнейшими направлениями увеличения государственных золотовалютных резервов будут являться покупка Национальным банком золота и иностранной валюты, получение доходов от управления золотовалютными резервами, привлечение  внешних займов, а также аккумулирование  части валютных доходов, полученных от приватизации государственной собственности.

Целевые ориентиры денежно-кредитной  политики, ее важнейшие инструменты  будут формироваться в направлениях и на уровнях, которые будут создавать  наиболее благоприятные условия  для проведения эффективной экономической политики [19].

Что касается среднесрочной перспективы, то важно обеспечить реализацию следующих  конкретных направлений и мероприятий:

 Продолжить проведение денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильного курса белорусского рубля. Нормализация платежного баланса должна осуществляться за счет повышения конкурентоспособности экономики, привлечения иностранных инвестиций и интеграции отечественных производителей в структуру международных хозяйственных связей при параллельном укреплении реального курса рубля.

Информация о работе Денежная система Республики Беларусь