Денежная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении теоретических аспектов денежной системы, исследовании становления, проблем и перспектив развития денежной системы Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность денежной системы и ее элементов;
- рассмотреть историю формирования денежной системы Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе;
- определить перспективные направления развития денежной системы Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…….…………………………………………..………….. 3
1 Теоретические аспекты функционирования финансового механизма 5
1.1 Понятие финансового механизма …………………………………...
1.2 Классификация финансового механизма …………………………...
2 Анализ состояния финансового механизма в условиях перехода к рыночной экономике ………………………………….. 11
2.1 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе
2.2 Система финансовых рычагов и стимулов в процессе финансового регулирования ……………………………………………..
2.3 Характеристика современного финансового механизма в Республике Беларусь ………………………………………………………
3 Направления реформирования финансового механизма ……………
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованных источников …………………………………..

Файлы: 1 файл

(Курсач) Денежная система 2011.docx

— 102.97 Кб (Скачать)

В июле 1990 года Верховным Советом  Белорусской ССР была принята  Декларация о государственном суверенитете. В начальный период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СCСР, а затем и Центрального банка  России. По решению Правительства  Республики Беларусь в мае 1992 года на территории Беларуси были введены в  обращение расчетные билеты Национального  банка Республики Беларусь следующих  достоинств: 50 копеек, 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. В дальнейшем были введены в обращение  расчетные билеты достоинством 200 и 500 (1992 г.), 1000 (1993 г.), 5000 и 20000 (1994 г.), 50000 (1995 г.), 100000 (1996 г.), 500000 (1998 г.), 1000000 и 5000000 (1999 г.) рублей.

Хотя расчетные билеты Национального  банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками  и выпущены первоначально в дополнение к основной денежной единице (советскому, а в дальнейшем и российскому  рублю), последующие события возвели  их в ранг наличных белорусских рублей. В мае 1994 года постановлением Национального  банка Республики Беларусь единственным платежным средством на территории Беларуси признан белорусский рубль, а в налично-денежном обороте - банкноты, именуемые расчетными билетами.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 1 января 2000 года были введены в обращение новые  банкноты (билеты) достоинством 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей, в 2001 году - 10000 рублей, в 2002 году - 20000 и 50000 рублей, а в 2005 году - 100000 рублей, банкноты номиналом в 1 и 5 белорусских рублей, выведены из обращения 1 января 2004 года и 1 июля 2005 года соответственно.

Банкноты различных номиналов  отличаются друг от друга размерами, цветом, а также изображениями  на лицевой и оборотной сторонах.

Банкнота номиналом 10 белорусских  рублей имеет размеры 110 х 60 мм, доминирующий цвет - светло-фиолетовый, на ее лицевой  стороне изображено старое здание Национальной библиотеки, расположенной в Минске, на оборотной стороне помещено большое  изображение числа 10.

Банкнота номиналом 20 белорусских  рублей имеет размеры 150 х 69 мм, доминирующий цвет - оливково-желтый, на обеих сторонах помещено изображение Национального  банка Белоруссии. Аналогичные размеры  имеют банкноты номиналом 50 и 100 белорусских  рублей. На лицевой части банкноты в 50 рублей, окрашенной преимущественно  в оранжево-красный цвет, изображены Холмские ворота Брестской крепости, а на ее оборотную сторону помещено изображение мемориала «Брестская крепость». Банкнота номиналом 100 рублей на лицевой стороне имеет изображение Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь и на оборотной - сцены из балета «Избранница» Е.А.Глебова. Доминирующий цвет - светло-зеленый [21].

Банкноты остальных номиналов  имеют единый размер - 150 х 74 мм. На банкноте номиналом 500 рублей, которая окрашена в светло-коричневый цвет, расположено  изображение Республиканского дворца культуры профсоюзов в Минске. Голубая  банкнота номиналом 1000 рублей на лицевой  стороне содержит изображение Национального  художественного музея Республики Беларусь, а на оборотной - фрагмент картины неизвестного художника  «Цветы и фрукты».

На лицевую сторону банкноты номиналом 5000 рублей фиолетового цвета  помещено изображение Дворца спорта в Минске, а на обороте - спорткомплекса «Раубичи». Городу Витебску посвящено оформление банкноты номиналом 10 000 рублей (преимущественный цвет - розовый); на ней расположено изображение панорамы Витебска и летнего амфитеатра в этом городе, Гомель является основным мотивом банкноты номиналом 20000 рублей, доминирующий цвет которой - серый: на лицевой стороне помещено изображение дворца Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, на оборотной - вид города Гомель [21].

Банкнота номиналом 50000 белорусских  рублей окрашена в голубой цвет, в своем оформлении содержит изображение  Мирского замка в Гродненской  области и фрагменты его декораций.

Банкнота номиналом 100000 белорусских  рублей окрашена в  оранжевый цвет, в своём оформлении содержит изображение  Несвижского замка и Картина Наполеона Орды «Несвижский замок».

Денежные обязательства на территории Республики Беларусь должны быть выражены в официальной денежной единице  Республики Беларусь (белорусском рубле).

В денежном обязательстве может  быть предусмотрено, что оно должно быть исполнено в официальной  денежной единице Республики Беларусь в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или  в условных (расчетных) денежных единицах. В этом случае подлежащая оплате сумма в официальной денежной единице Республики Беларусь определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных (расчетных) денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата определения курса не установлены законодательством Республики Беларусь или соглашением сторон.

Использование иностранной валюты, а также ценных бумаг и платежных  инструкций в иностранной валюте в денежных обязательствах на территории Республики Беларусь допускается в  случаях, порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Беларусь.

Национальная валюта наравне с  гербом, флагом и гимном является неотъемлемым атрибутом суверенного государства. Одной из важных составляющих полноценной  системы денежного обращения  являются металлические денежные знаки (монеты).

Слово «монета» происходит от имени богини Юноны (Juno Moneta), при храме которой в Древнем Риме в III веке до нашей эры находился монетный двор. В течение более чем двух тысяч лет (со времени своего появления в VII веке до нашей эры и до XVIII-XIX веков) монеты являлись практически единственным инструментом денежного обращения. С широким распространением бумажных денег они постепенно превратились из основного платежного средства во вспомогательное. Тем не менее, даже в наше время, когда осуществляются банковские расчеты, существуют кредитные карты и электронные деньги, монеты продолжают играть свою роль в денежном обращении.

27 декабря 1996 года были выпущены  первые монеты Республики Беларусь. Их появление - результат становления суверенного государства и его эмиссионного института. На страницах этого раздела Вы сможете ознакомиться с информацией о памятных монетах, выпущенных Национальным банком Республики Беларусь в период с 1996 года по настоящий момент. Здесь приведены: подробное описание, изображение обеих сторон монеты, краткие справки о событиях, персонажах, памятниках архитектуры, изображенных на монетах. Указаны также размеры и тиражи монет, общие характеристики сплавов, из которых они изготовлены.

Дизайн большинства монет разработан художниками Беларуси. В качестве декора использован традиционный белорусский  геометрический орнамент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Роль Национального Банка  в организации денежной системы

 

Банковская система - совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы [27, с.105]. Экономические и правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Законом Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», законом Республики Беларусь «О Национальном банке Республики Беларусь», другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь [27, с.106]. Действие законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь, т.е. на всю кредитную систему. Существует два основных типа построения банковской системы государства: одноуровневая и двухуровневая. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка Республики Беларусь и коммерческих банков.

Государственное регулирование денежно-кредитной  политикой может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с правительством ежегодно разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.

Основные функции Национального  банка составляют:

1) денежно-кредитное и валютное  регулирование, а также регулирование  внешнеэкономической деятельности  и кредитного рынка;

2) выполнение функций центрального  депозитария;

3) консультирование, кредитование  и осуществление функций финансового агента правительства и местных органов власти, организация совместно с Министерством финансов кассового исполнения республиканского и местного бюджетов;

4) регистрация банков, учет филиалов  и представительств банков, выдача им лицензий на совершение банковских операций, надзор за их деятельностью по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;

5) обеспечение единого порядка  бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики, определение форм и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве.

Национальный банк пользуется монопольным  правом эмиссии на территории Беларуси национальной денежной единицы [21].

Приоритетными направлениями денежно-кредитного регулирования в 2011 году являются: обеспечение обоснованного наращивания денежного предложения, адекватного динамике и структуре показателей развития реального и бюджетного секторов экономики; стимулирование долгосрочного инвестиционного кредитования, поддержание процентных ставок денежного рынка на реальном положительном уровне со снижением их поминальной величины по мере снижения темпов роста цен; стабилизация валютного рынка и обеспечение устойчивости национальной валюты; качественное, надежное обеспечение расчетно-платежного процесса.

Контроль за приростом рублевой денежной массы осуществлялся за счет лимитирования прироста чистого внутреннего кредита Национального банка.

Регулирование банковской ликвидности  оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.

Существуют три основные направления  кредитной политики, между которыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь. Поэтому меры, принятые, правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер. Рассмотрим инструменты, с помощью которых, проводя намеченную денежную политику, государство воздействует на кредитный рынок.

Кредитно-денежная политика в зависимости  от состояния экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента, Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум [28, с.48].

Для регулирования экономики ими  используются следующие методы денежно-кредитной политики: общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом; селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.

В соответствии с законами «О Национальном банке Республике Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» банковская система включает два уровня: Национальный банк и коммерческие банки. Коммерческие банки в республике являются универсальными. Национальный банк выполняет функции, свойственные центральным банкам. Это - разработка и проведение денежно-кредитной политики, денежно-кредитное и валютное регулирование, эмиссия денег, выполнение функций финансового агента и др. [21].

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Национальный банк является центральным банком страны. Нацбанк является юридическим лицом. Он имеет уставный, резервный, инвестиционный и другие фонды. Их размеры и порядок образования регулируются Уставом банка.

Национальный банк имеет право издавать нормативные акты, предписания, обязательные для исполнения всеми субъектами хозяйствования и коммерческими банками после их регистрации в Минюсте.

Перед Национальным банком стоят следующие ответственные задачи: регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, координация денежно-кредитной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии.

Национальный банк не несет ответственности по обязательствам Правительства Республики Беларусь, также как и Правительство не отвечает по обязательствам Национального банка.

Информация о работе Денежная система Республики Беларусь