Денежная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении теоретических аспектов денежной системы, исследовании становления, проблем и перспектив развития денежной системы Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность денежной системы и ее элементов;
- рассмотреть историю формирования денежной системы Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе;
- определить перспективные направления развития денежной системы Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…….…………………………………………..………….. 3
1 Теоретические аспекты функционирования финансового механизма 5
1.1 Понятие финансового механизма …………………………………...
1.2 Классификация финансового механизма …………………………...
2 Анализ состояния финансового механизма в условиях перехода к рыночной экономике ………………………………….. 11
2.1 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе
2.2 Система финансовых рычагов и стимулов в процессе финансового регулирования ……………………………………………..
2.3 Характеристика современного финансового механизма в Республике Беларусь ………………………………………………………
3 Направления реформирования финансового механизма ……………
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованных источников …………………………………..

Файлы: 1 файл

(Курсач) Денежная система 2011.docx

— 102.97 Кб (Скачать)

Большинство экономистов рассматривают  кредитную политику как неотъемлемую часть любой экономической политики.

Однако следует признать, что  кредитно-денежная политика имеет определенные недостатки и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

Как известно, коммерческие балки  являются учреждениями, которые не могут функционировать изолированно от экономической среды. Это вытекает из их предназначения как финансовых посредников, соединяющих косвенным образом заемщиков и кредиторов. Поэтому неудивительно, что неудовлетворительное состояние производства, нарушение хозяйственных связей, падение уровня жизни являются одним из факторов, определяющих состояние банковской системы Республики Беларусь.

Государство, в первую очередь заинтересованное в поддержании безупречной репутации  банков, устанавливает им определенные ограничения, нормативы, как обязательные для исполнения, так и рекомендательные, которые регулируют деятельность банков с целью обеспечения их надежности, ликвидности, платежеспособности.

Национальный банк Республики Беларусь Правилами регулирования деятельности банков в области платежеспособности, ликвидности и крупных рисков определяет ликвидность как способность банка своевременно осуществлять платежи по своим обязательствам,

Управление риском ликвидности - ежедневная задача руководящих работников банка, однако до сих пор нет доступной и повсеместно приемлемой формулы для определения потребностей банка в ликвидных средствах. В экономике любой страны постоянно происходят различные изменения: случайные, сезонные, циклические и долговременные. Такие события, как стихийные бедствия, забастовки, паника, неординарные экономические или политические действия могут серьезно повлиять на уровень вкладов и потребность в кредитах [30, с.88].

Основными целями деятельности Национального банка  являются: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Функции Национального  банка Республики Беларусь: осуществляет эмиссию денег; регулирует денежное обращение; регулирует кредитные отношения; организует функционирование платежной системы Республики Беларусь; является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование; осуществляет валютное регулирование; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством; выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка.

В целях организации  оборота наличных денег Национальный банк устанавливает [2]:

- порядок ведения кассовых операций, порядок работы с наличностью, формы отчетности и сроки ее представления, меры ответственности за нарушения в сфере наличного обращения;

- правила хранения, инкассации и перевозки наличности и ценностей;

- правила осуществления эмиссионных операций;

- правила определения признаков платежности наличных денег, порядок их замены и уничтожения.

Специалист Национального банка по письменному распоряжению одною из его руководителей могут посещать любые предприятия и банки, инспектировать их бухгалтерские счета и другие документы, получать от них информацию, которая необходима для исполнения лицензионных и надзорных функций.

Для денежно-кредитного регулирования  Национальный банк использует централизованные кредитные ресурсы. Источниками их формирования служат: собственный капитал Национального банка (уставный, резервный фонды, свободные остатки других фондов); временно свободные средства на корреспондентских счетах банков и их филиалов, открытых в Национальном банке; средства, перечисляемые коммерческими банками в централизованный фонд регулирования кредитных ресурсов и др.

Государство, в первую очередь заинтересованное в поддержании безупречной репутации  банков, устанавливает им определенные ограничения, нормативы, как обязательные для исполнения, так и рекомендательные, которые регулируют деятельность банков с целью обеспечения их надежности, ликвидности, платежеспособности.

Национальный банк Республики Беларусь Правилами регулирования деятельности банков в области платежеспособности, ликвидности и крупных рисков определяет ликвидность как способность банка своевременно осуществлять платежи по своим обязательствам,

Национальный банк и его учреждения освобождены от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин. Тем не менее, он участвует в формировании доходов бюджета, так как часть прибыли, в установленном размере, перечисляется в республиканский бюджет.

Свои доходы Национальный банк и его учреждения получают исключительно от банковской деятельности. Они не могут быть акционерами в других банках, за исключением Внешэкономбанка, Беларусбанка и банков за рубежом.

Таким образом, денежная единица - это законодательно установленный денежный знак, который  служит для соизмерения и выражения  цен всех товаров.

Национальный  банк является центральным банком и  государственным органом Республики Беларусь. Он регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено исключительное право эмиссии банкнот и монет на территории страны. Эмитируемая национальная денежная единица является единственным законным платежным средством на территории республики. Национальный банк Республики Беларусь также определяет достоинство (номинал), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля, на него возложены функции изготовления, хранения и обновления денег.

Для денежно-кредитного регулирования  Национальный банк использует централизованные кредитные ресурсы. Источниками их формирования служат: собственный капитал Национального банка (уставный, резервный фонды, свободные остатки других фондов); временно свободные средства на корреспондентских счетах банков и их филиалов, открытых в Национальном банке; средства, перечисляемые коммерческими банками в централизованный фонд регулирования кредитных ресурсов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Особенностью денежно-кредитной  политики Республики Беларусь последних  лет была нацеленность на преодоление  негативных явлений и стабилизацию национальных денежных единиц. Это  нашло свое отражение в существенном снижении инфляции и изменении обменного  курса, что взаимосвязано с позитивной динамикой макроэкономических показателей. Вместе с тем, несмотря на определенные успехи, в денежно-кредитной сфере  существуют проблемы, которые снижают  эффективность регулирования денежно-кредитного рынка [9, c.32 ].

Процесс экономической трансформации  в Республике Беларусь развивается  в том же направлении, что и  в других государствах с переходной экономикой. Поэтому основные характеристики ее денежно-кредитной политики и  стоящие в настоящее время  задачи имеют в принципиальных аспектах значительное сходство с направленностью  денежно-кредитной политики в других странах, находящихся на том или  ином этапе периода трансформации. Вместе с тем ряд особенностей экономики Республики Беларусь и  специфика отдельных подходов к  парадигме социально-экономического развития обусловили специфику функционирования трансмиссионного механизма и, соответственно, некоторых аспектов разработки и  реализации денежно-кредитной политики.

В целом экономика Республики Беларусь может быть охарактеризована как  малая открытая экономика. Сложившееся  еще в период существования СССР географическое разделение труда предполагало функционирование белорусской экономики  в качестве части единого комплекса, специализированной, прежде всего, на сборочных и перерабатывающих производствах. Это обусловило унаследованную структуру  белорусской экономики, основанную на крупных предприятиях, которые  в настоящее время доминируют в таких отраслях, как машиностроение, нефтепереработка, нефтехимия и химическая промышленность.

Такая структура экономики, с учетом достигнутого технологического уровня, позволяет в настоящее время  обеспечивать конкурентоспособность  отечественной продукции на ряде внешних рынков. Основными внешнеторговыми  партнерами страны являются Россия, Нидерланды, Украина, Германия, Польша, Великобритания.

При этом основным партнером как  по экспорту, так и по импорту  является Российская Федерация. Следует  отметить, что сильные позиции  белорусских товаров на российском рынке оказали существенное позитивное воздействие на темпы экономического роста в Республике Беларусь. Это  было обусловлено тем, что наблюдающиеся  в последние годы высокие темпы  роста цен на энергоносители стали  важным стимулом экономического роста  в Российской Федерации и повлекли за собой увеличение внутреннего спроса в российской экономике. Это создало предпосылки для расширения белорусского экспорта в Россию и, соответственно, стало значимым фактором экономического роста в нашей стране. Однако в последние годы перед Беларусью остро стал вопрос диверсификации как рынков сбыта, так и сырьевых рынков, в первую очередь, энергоносителей.

Макроэкономическая ситуация в  январе-марте 2011 г. по сравнению с  январем-мартом 2010 г., как свидетельствуют  данные официальной статистики и  результаты опроса предприятий, проводимого  Национальным банком, характеризовалась  значительными темпами роста  реального валового внутреннего  продукта на фоне высокого внутреннего  спроса  (как потребительского, так  и инвестиционного) при одновременном  ускорении инфляции и усилении внешнеэкономической  несбалансированности.

Значительное число уровней  важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь находились несколько ниже установленных параметров на 2011 год.

Объем валового внутреннего продукта в январе-марте 2011 г. составил 40,3 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню января-марта 2010 г. на 10,9 процента (прогноз на год - рост на 9 - 10 процентов).

Энергоемкость ВВП в январе-феврале 2011 г. снизилась на 6,4 процента (прогноз  на год - снижение на 6 - 7 процентов).

Увеличение темпов роста валового внутреннего продукта было обусловлено  в основном ростом внутреннего спроса. При этом наблюдается тенденция  повышения инфляционной составляющей в росте номинального ВВП (прирост  дефлятора ВВП почти в два  раза превышает прирост реального  ВВП).

Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в январе-марте 2011 г. по сравнению с январем-мартом 2010 г. увеличился на 20,9 процента (в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г. - на 13,3 процента). Реализация платных услуг населению в январе-феврале 2011 г. по сравнению с январем-февралем 2010 г. увеличилась на 8,8 процента (годом ранее - на 5,7 процента). При этом реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-феврале 2011 г. по сравнению с январем-февралем 2010 г. увеличились на 26,1 и 20,8 процента соответственно (годом ранее - на 3,9 и 5,5 процента соответственно).

Инвестиции в основной капитал в январе-марте 2011 г. увеличились на 25,4 процента (в январе-марте 2010 г. - снизились на 2,6 процента).

Объем промышленного производства в январе-марте 2011 г. увеличился по сравнению с январем-мартом 2010 г. на 11,8 процента (годом ранее - на 1,3 процента).

Соотношение запасов готовой продукции  и среднемесячного объема производства в январе-марте 2011 г. составило 53,2 процента (в январе-марте 2010 г. - 71,4 процента).

Производство продукции сельского  хозяйства в январе-марте 2011 г. по сравнению с январем-мартом 2010 г. увеличилось в сопоставимых ценах на 5 процентов (в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г. - на 5,3 процента) [20].

Сохранение  достигнутых высоких темпов экономического роста является важнейшей задачей, поскольку их поддержание является необходимым условием увеличения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь на международной арене и, в конечном итоге, повышения уровня жизни населения страны.

Необходимо отметить, что, несмотря на динамичное развитие белорусской экономики, сохраняется ряд нерешенных проблем, в частности: высокий уровень налоговой нагрузки в стране, который снижает деловую и инвестиционную активность предприятий, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках; высокий уровень износа активной части основных фондов, оказывающий негативное влияние на конкурентоспособность и эффективность производства; недостаточное развитие малого и среднего бизнеса; ограниченные темпы развития финансового рынка; демографические тенденции, связанные со старением населения, что в будущем существенно увеличит нагрузку не только на пенсионную, но и систему здравоохранения; уязвимость экономики со стороны внешнего сектора из-за слабой диверсификации как экспорта и импорта, так и топливно-энергетического баланса, высокой энергоемкости и материалоемкости выпускаемой продукции, ценовой зависимости от поставщиков топливно-энергетических ресурсов; ограниченность инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов; недостаточный уровень инновационной активности, отсутствие механизма трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций; риски банковского сектора, обусловленные прежде всего финансовым состоянием предприятий, а также практикой административного регулирования.

Соответственно, их наличие порождает ряд задач, необходимость решения которых признана на государственном уровне и закреплена в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 20010 - 2015 годы. На реализацию этой программы направлена в настоящее время вся единая государственная экономическая политика Республики Беларусь, в том числе денежно-кредитная политика как неотъемлемый ее компонент.

Информация о работе Денежная система Республики Беларусь