Центральный Банк как орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Файлы: 1 файл

цб как орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

6. Что касается надзора и инспектирования выполнения банковских правил, то здесь тоже есть множество нерешенных проблем. Во-первых, Банк России ежегодно издает сотни различных актов. Эти акты, как уже говорилось, далеко не безупречны с точки зрения юридической техники. Кроме того, они недостаточно систематизированы. Возникают проблемы их доступности не только для широкого потребителя, но и для работников Банка России. Во-вторых, нет четкой специализации в самом банковском надзоре, а главное - в инспектировании кредитных организаций.

7. Общая цель инспектирования  состоит в том, чтобы Банк  России получил информацию о  реальном положении кредитной  организации. Эта общая цель  включает две конкретные. Во-первых, в процессе инспектирования следует  выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы; во - вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, позволяющую выяснить ее влияние на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные. В законе эти цели определены: соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:

а) кредитная организация  как таковая;

б) системные связи кредитных  организаций.

В каждом из этих объектов, в соответствии с частными целями, можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности: а) правовые отношения; б) финансовые отношения; в) бухгалтерский учет и отчетность.

К сожалению, на практике банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организацией как таковой. Практически не изучен второй объект - банковская система, т.е. связи между конкретными кредитными организациями.

Системные связи между  кредитными организациями повышают возможности банковской системы в целом и каждой кредитной организации в отдельности. Однако системные связи - всегда возможность системного кризиса. Поэтому правильно организованное инспектирование системных связей между кредитными организациями могло бы уменьшить риск кризиса не только в банковской системе, но и в системе экономики в целом.

8. Следующий аспект - предмет  инспектирования. Банк России  в лучшем случае инспектирует  постановку бухгалтерского учета  в кредитных организациях. Нужно лишь сопоставить проводки с правилами бухгалтерского учета, с письмами Банка России. Иногда делаются попытки проанализировать финансовое состояние кредитной организации в смысле ее доходов и расходов, прибыли и перспектив развития.

Недооценка юридических аспектов в банковском надзоре и в инспектировании коммерческих банков еще раз свидетельствует о необходимости создания специальной организации (Банковской комиссии) при Правительстве РФ, которая могла бы инспектировать соблюдение законодательства в банковской системе. Тогда будет меньше таких злоупотреблений, как, например, обман вкладчиков банками или "утечки капитала". Что же касается проверки финансовых нормативов и соблюдения правил учета, то эти вопросы должны быть предметом инспектирования со стороны Банка России.

9. В инструкции Банка  России № 34 предусматриваются  цели инспектирования кредитных  организаций. Естественно, что  цели инспектирования должны  быть согласованы с целями  банковского надзора, закрепленными  в Федеральном законе. На наш  взгляд, такая согласованность отсутствует. В Федеральном законе на первое место поставлена цель - проверка соблюдения законов. В инструкции она занимает третье место. И этот момент весьма показателен. Как уже говорилось, роль законности явно недооценивается. Таким образом, мы видим, что есть определенное расхождение между законом и нормативным актом Банка России в части целей проводимых проверок.

  1. Банк России имеет довольно широкий набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

 Заключение

 

В России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и надзор, в соответствии с законодательством является Центральный Банк. Объясняется это, прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые проходили почти одновременно.

Банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора  в рамках установленной компетенции  и, как правило, в соответствии с  открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов.

Банковский надзор выступает  наиболее существенным элементом всей совокупности надзорных функций, выполняемых Банком России, и осуществляется им, главным образом, на основании двух федеральных законов: "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности", а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством.

Одним из основных полномочий Банка России в области банковского  надзора или его начальной  стадией является осуществление  функций по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций. Обычно при создании кредитного учреждения предъявляются требования по трем основным направлениям:

минимальные требования к  капиталу;

требования к качеству руководящего состава;

антимонопольные ограничения.

Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера.

В отличие от лицензирования, текущий надзор занимается угрозами здоровью кредитных организаций, обусловленных их поведением и неблагоприятным влиянием окружающей среды. В процессе решения указанной задачи первостепенное внимание надзорного органа направлено на анализ и оценку текущего и перспективного финансового состояния кредитной организации.

Банк России устанавливает  обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и иные пруденциальные нормы, осуществляет контроль за их соблюдением. Проводится работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете.

Сосредоточение функций  по надзору за деятельностью кредитных  организаций, регулированию и контролю за функционированием ряда сегментов финансового рынка обусловлено характером задач, определенных Банку России Конституцией РФ. Выполнение Банком России комплекса взаимосвязанных функций создает условия для системного подхода к достижению поставленных целей и решению возникающих проблем. Дезинтеграция функций Банка России неминуемо привела бы как минимум к снижению общей эффективности выполнения функций со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

 

 

 Список литературы

 

1. Шестаков А.В. "Банковская система РФ: Учебное пособие" // МГИУ - 2007г.

2. Хохленкова М.А. "Банк  России как орган банковского  регулирования и надзора." // Банковское  дело. - №8. - 2002. - С.11-15.

3. Конституция РФ от 12.12.1993г. (ред. от 30.12.2008г)

4. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009)

5. Федеральный Закон "О  банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 28.04.2009)

6. Федеральный Закон "О  Центральном Банке РФ (Банке России)" от 27.06.2002 г. №86-ФЗ (ред. от 19.07.2009)

8. Инструкция Банка России "О порядке принятия Банком  России решения о государственной  регистрации кредитных организаций  и выдаче лицензий на осуществление  банковских операций" № 109-И  от 14.01.2004

Интернет-ресурсы:

9. www.cbr.ru

10. www.prime-tass.ru

11. www.m3m.ru


Информация о работе Центральный Банк как орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков