Центральный Банк как орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Файлы: 1 файл

цб как орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Когда руководство коммерческого  банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к потере управляемости, Центральный банк России может назначать временную администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. В состав временной администрации и ее рабочих групп привлекаются высококвалифицированные работники Банка России. С момента назначения временной администрации полномочия правления банка приостанавливаются и переходят к временной администрации.

Задачей временной администрации  являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах  его кредиторов, вкладчиков и также  акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка.

Если руководителями или  акционерами (пайщиками) банка, в который  назначена временная администрация, совершаются действия, препятствующие осуществлению ее функций, Банком России может быть принято решение об отзыве лицензии. В такой ситуации временная администрация вправе направить в арбитражный суд заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка.

Деятельность временной  администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или представлением временной администрацией Банку России обоснованного вывода о невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока деятельности временной администрации либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.

Как крайнюю меру Центральный  банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В  таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.

Вывод проблемных и нарушающих федеральные законы кредитных организаций  с рынка банковских услуг

В период с 1 января 2006 года до 1 января 2010 года лицензии отозваны у 186 кредитных организаций, в том числе у 112 кредитных организаций - за нарушения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

Основания, по которым в 2006 - 2009 годах отзывались лицензии на осуществление  банковских операций у кредитных  организаций, представлены в Таблице 1.

 

 Таблица 1. Основания  отзыва лицензии.

 Основания отзыва лицензии 

Год отзыва лицензии

 

2006

2007

2008

2009

Недостоверная отчетность (п.3 ч.1 ст.20 ФЗ "О банках и банковской деятельности")

3

2

17

17

Задержка представления отчетности (п.4 ч.1 ст.20 ФЗ "О банках и банковской деятельности")

1

1

0

0

Осуществление операций, не предусмотренных лицензией (п.5 ч.1 ст.20 ФЗ "О банках и банковской деятельности")

1

0

0

0

Нарушение банковского законодательства (п.6 ч.1 ст.20 ФЗ "О банках и банковской деятельности")

51

29

24

34

Нарушение требований ст.6 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ (п.6 ч.1 ст.20 ФЗ "О банках и банковской деятельности")

51

44

7

10

Неоднократное непредставление в установленный срок в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях (п.9 ч.1 ст.20 ФЗ "О банках и банковской деятельности")

0

0

0

1

Достаточность капитала ниже 2 % (п.1 ч.2 ст.20 ФЗ "О банках и банковской деятельности")

1

0

5

11

Размер собственных средств ниже min значения уставного капитала (п.2 ч.2 ст.20 ФЗ "О банках и банковской деятельности")

1

0

3

12

Неисполнение в срок требований Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала) (п.3 ч.2 ст.20 ФЗ "О банках и банковской деятельности")

0

1

0

1


 

Нарушение требований Федерального закона № 115-ФЗ сочеталось в ряде банков и с недостаточностью имущества для удовлетворения требований кредиторов. По состоянию на 1 января 2010 года 57 кредитных организаций, основанием для отзыва лицензии у которых явилось нарушение данного закона, признаны арбитражными судами банкротами.

Приказы Банка России об отзыве у кредитных организаций  лицензий на осуществление банковских операций являются предметом судебного  контроля.

В период с 2004 года по декабрь 2009 года в арбитражных судах были оспорены 39 приказов Банка России об отзыве лицензии. Действия Банка России, связанные с отзывом лицензий у 35 кредитных организаций, признаны законными, а соответствующие приказы обоснованными. При оспаривании приказов Банка России об отзыве лицензии по 4 кредитным организациям заявители отказались от заявленных требований.

Временные администрации  по управлению кредитной организацией, назначаемые после отзыва лицензии

Согласно статье 17 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, Банком России назначается временная администрация по управлению указанной кредитной организацией, состоящая из служащих Банка России. Кроме того, в деятельности временной администрации могут принимать участие служащие Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство).

Основными задачами временных  администраций, назначаемых после отзыва лицензий, являются:

проведение обследования кредитной организации;

принятие мер по обеспечению  сохранности имущества и документации кредитной организации;

установление кредиторов кредитной организации и размеров их требований по денежным обязательствам;

принятие мер по взысканию  задолженности перед кредитной  организацией.

Всего за период с 1 января 2006 года до 1 января 2010 года Банком России были назначены временные администрации  в 186 кредитных организациях в связи  с отзывом у них лицензий на осуществление банковских операций. По состоянию на 1 января 2010 года действовали 12 временных администраций по управлению кредитными организациями.

Временная администрация при осуществлении функций, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", проводит обследование кредитной организации на предмет выявления сомнительных сделок, а также сделок, свидетельствующих о совершении руководством и собственниками банка уголовно наказуемых деяний, в том числе предусмотренных ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство) и ст. 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве).

В связи с выявлением в  действиях бывшего руководства  и/или собственников кредитных  организаций признаков преднамеренного  банкротства, неправомерных действий при банкротстве и иных злоупотреблений с их стороны в условиях наличия признаков банкротства банков за период с мая 2004 года по декабрь 2009 года в правоохранительные органы временными администрациями и Банком России направлены сведения о наличии признаков уголовно наказуемых деяний в деятельности 107 кредитных организаций.

Получаемые в ходе работы временных администраций сведения передаются конкурсным управляющим (ликвидаторам) и впоследствии активно используются ими для оспаривания сомнительных сделок, привлечения бывшего руководства кредитных организаций к гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Сведения о результатах  ликвидационных процедур в кредитных  организациях. Согласно представляемой в Банк России отчетности по состоянию на 1 января 2010 года, в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации в связи с ликвидацией по 1 538 кредитным организациям.

По состоянию на 1 января 2010 года по указанным выше 1 538 ликвидированным кредитным организациям общая сумма установленных требований кредиторов составила 373 751,7 млн. рублей, из которых были удовлетворены требования кредиторов на 37 138,2 млн. рублей или 9,9 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Анализ осуществления ЦБ РФ регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций

 

2.1 Лицензирование и регистрация кредитных организаций

 

Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентирован законодательством Российской Федерации, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также нормативными указаниями Банка России.

В соответствии с Федеральным  законом "О банках и банковской деятельности" кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который в процессе осуществления этих функций уполномочен вести Книгу регистрации кредитных организаций РФ. За регистрацию кредитных организаций взимается сбор, поступающий в доход федерального бюджета. Размер сбора определяется Банком России, но он не может быть более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации.

Под регистрацией кредитной  организации понимается соответствующая  запись, осуществляемая уполномоченным государственным органом (Банком России), включающая конкретное юридическое лицо, в список специализированных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, придающая законность такой деятельности и позволяющая вести учет, осуществлять постоянный банковский надзор и контроль за деятельностью кредитных организаций.

Статус юридического лица кредитные организации получают с момента их государственной  регистрации. Сообщение о регистрации  кредитной организации публикуется в "Вестнике Банка России". О государственной регистрации кредитной организации выдается свидетельство в 2 экземплярах.

Для государственной регистрации  кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители, не позднее, чем через месяц после подписания учредительного договора и (или) утверждения устава общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, либо после подписания договора о создании и утверждения устава акционерного общества, представляют в ТУ Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации вместе с сопроводительным письмом, на имя его руководителя, документы, перечисленные в статье 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

ТУ Банка России принимает  от учредителей перечисленные документы при соблюдении следующих условий: заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций должно быть на имя руководителя Банка России и включать бизнес-план кредитной организации, а также (при создании расчетной небанковской кредитной организации) положения, регламентирующие порядок проведения расчетов. На основе бизнес-плана Банк России должен иметь возможность оценить:

а) соответствие создаваемой кредитной организации требованиям, установленным для создания кредитной организации;

б) способность кредитной  организации сохранять финансовую стабильность и выполнять пруденциальные нормы деятельности, обязательные резервные  требования с учетом возможного влияния на ее деятельность взаимозависимых учредителей и их корпоративных групп;

в) адекватность структуры  управления кредитной организации  принимаемым рискам.

Учредительный договор должен быть подписан всеми учредителями кредитной  организации. При этом указываются местонахождение, почтовый адрес и банковские реквизиты (для учредителя - кредитной организации - банковский идентификационный код и номер корреспондентского счета). Устав кредитной организации должен быть утвержден общим собранием учредителей.

Копии свидетельств о государственной  регистрации учредителей - юридических  лиц должны быть нотариально удостоверены, аудиторские заключения о достоверности  финансовой отчетности учредителей - юридических  лиц с приложением балансов и  отчетов о прибыли и убытках должны быть представлены за 3 последних года деятельности. Подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами должны быть представлены за 3 последних года.

Кандидатуры на должности  руководителей исполнительных органов  кредитной организации - председатель правления (директор, генеральный директор и т.п.) и его заместители, а  также кандидатура на должность главного бухгалтера должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Банк России принимает во внимание деловую репутацию кандидатов на указанные должности.

После изучения поступивших  документов по ним составляется заключение территориального учреждения, которое  направляется в Банк России вместе с другими необходимыми согласно действующим правилам документами. Рассмотрев поступившие материалы, Банк России принимает решение в регистрации кредитной организации или в отказе от регистрации. После этого рассматривается вопрос о выдаче кредитной организации соответствующей лицензии.

Информация о работе Центральный Банк как орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков