Центральный Банк как орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Файлы: 1 файл

цб как орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Кредитным организациям могут  быть предоставлены следующие виды лицензий:

лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

лицензия на осуществление  банковских операций со средствами в  рублях и иностранной валюте (без  права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

лицензия на привлечение  во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

лицензия на привлечение  во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной  валюте;

генеральная лицензия (лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала);

лицензия на привлечение  во вклады и размещение драгоценных металлов;

лицензия на осуществление  банковских операций со средствами в  рублях и иностранной валюте для  расчетных небанковских кредитных  организаций;

лицензия на осуществление  инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов для небанковских кредитных организаций - организаций инкассации.

Кредитные организации, ходатайствующие  о расширении своей деятельности, должны иметь устойчивое финансовое положение, структуру, адекватную предполагаемому  направлению деятельности, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

Кредитные организации вправе открывать филиалы и представительства  как на территории РФ, так и за рубежом.

Банк России вправе отказать кредитной организации в регистрации  и выдаче лицензии по основаниям, указанным в ст.16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Центральный банк РФ опубликовал  статистику зарегистрированных кредитных  организаций в России по состоянию  на 1 января 2010 года.  По этим данным, на начало текущего года в стране зарегистрировано 1 178 кредитных организаций против 1 228 на начало прошлого года, в том числе 1 124 банка (на 1 января 2009 года - 1 172) и 54 небанковские кредитные организации (56 на начало 2009 года). Количество зарегистрированных кредитных организаций со 100-процентным иностранным участием в капитале составило на 1 января 2010 года 82 (на начало 2009 года - 77).

На начало января нынешнего  года в РФ насчитывалось 1 058 действующих  кредитных организаций (1 108 на 1 января 2009 года), в том числе 1 007 банков (1 058 на аналогичную дату прошлого года), 51 небанковская кредитная организация, на одну больше, чем годом ранее. Количество действующих кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале составило на начало 2010 года 226 (221 на 1 января 2009 года), из них со 100-процентным участием - 82 (76 годом ранее), свыше 50% - не изменилось и составило 26.

На 01.01.2010 г. на территории РФ зарегистрировано 3 183 филиала действующих  кредитных организаций, в том  числе 645 филиалов Сбербанка (3 470 и 775 филиалов соответственно на 01.01.2009 г.). За рубежом на 01.01.2010 г. зарегистрировано 5 филиалов действующих кредитных организаций, как и годом ранее. Количество представительств действующих кредитных организаций составило на 1 января текущего года - 517 (721 на 1 января 2009 года), в том числе на территории РФ - 475 (679 ровно год назад), в дальнем зарубежье - 29 против 30 на начало прошлого года, в ближнем зарубежье - 13 (на 1 января 2009 года - 12).

Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций на 1 января 2010 года составил 1 трлн 244 млрд 364 млн руб. (на 1 января предыдущего года - 881 млрд 350 млн руб.).

 

2.2 Установление и соблюдение экономических нормативов

 

В целях обеспечения устойчивости банковской системы Центральный банк Российской Федерации разрабатывает для коммерческих банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.

Банк России вправе устанавливать  дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее, чем за месяц до их введения в действие.

Перечень нормативов и  порядок их расчета устанавливается Инструкцией №1 Центрального Банка России "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций". Согласно ей устанавливаются следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков:

1. минимальный размер  уставного капитала для вновь создаваемых банков;

2. минимальный размер  собственных средств (капитала) для  действующих банков;

3. норматив достаточности  капитала;

4. нормативы ликвидности  банков;

5. максимальный размер  риска на одного заемщика или  группу связанных заемщиков;

6. максимальный размер крупных кредитных рисков;

7. максимальный размер  риска на одного кредитора  (вкладчика);

8. максимальный размер  риска на одного акционера  (участника);

9. максимальный размер  кредитов, гарантий и поручительств,  предоставленных банком своим инсайдерам;

10. максимальный размер  привлеченных денежных вкладов  (депозитов) граждан;

11. максимальный размер  обязательств банка перед банками  - нерезидентами и финансовыми  организациями - нерезидентами;

12. норматив риска собственных вексельных обязательств банка;

13. норматив использования  собственных средств банков для  приобретения долей (акций) других  юридических лиц.

Экономические нормативы  предполагают определенные пропорции  между активами и пассивами коммерческого  банка. Их соблюдение призвано обеспечить оптимальные отношения между привлеченными и размещенными ресурсами с тем, чтобы обеспечивать соответствующий уровень ликвидности банка.

Важное практическое значение имеет соблюдение рекомендуемых  обязательных нормативов. Для расчета как директивных, так и оценочных нормативов активы банка корректируют исходя из показателей их риска. Банк России рекомендовал все активы коммерческих банков распределить на шесть групп исходя из степени риска вложений и возможной потери части стоимости. При этом отдельным категориям и группам активов присваиваются соответствующие поправочные коэффициенты риска, выраженные в процентах. Например, если конкретному активу соответствует коэффициент риска 20%, то это означает, что вероятность надежности возврата инвестированных сюда денег равна 80% первоначально выданной суммы.

Рост привлекаемых кредитных  ресурсов, т.е. рост обязательств банка, предопределяет адекватный рост капитала банка, ибо он является гарантом защиты интересов индивидуальных вкладчиков и других кредиторов. Капитал должен быть достаточным, чтобы обеспечить эти интересы. Абсолютная сумма капитала сама по себе не может свидетельствовать о его достаточности, ибо это, прежде всего, связано с суммой его обязательств.

Банк в своей деятельности по кредитованию заемщиков не должен ориентироваться на относительно небольшую группу предприятий и организаций, поскольку предоставление ссуд в крупных суммах нескольким заемщикам включает в себя большой риск, который в случае невозврата ссуды не только снизит уровень ликвидности, но может повлечь за собой банкротство банка.

Ко всем банкам, допустившим  неоднократные нарушения экономических  нормативов, Главными управлениями ЦБ РФ применяются санкции в виде повышения отчислений в фонд обязательных резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 3. Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их совершенствования

 

Как и в любой сфере деятельности, в сфере банковского регулирования и надзора существует ряд проблем и "белых пятен". Обозначим их.

1. В ст.55 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" говорится, что "главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров". Такой орган надзора создан не был (в Банке России имеется комитет банковского надзора, но, по своей сущности, он не является тем органом, который предусмотрен Федеральным законом).

2. Совещательный орган,  на котором обсуждаются результаты  проверки кредитной организации  законом, не предусмотрен. Банк  России никакого нормативного  акта на сей счет не опубликовал.  Как показывает практика, за созданием разных комиссий зачастую скрывается желание "растворить" персональную ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения. Между тем при принятии решений о применении к кредитным организациям тех или иных санкций, в частности об отзыве лицензий (последнее ощутимо сказывается не только на кредитной организации, но и на интересах вкладчиков, общества в целом), необходимо точно знать, кто и по чьей инициативе принял решение. Персональная ответственность является гарантией законности и обоснованности принимаемого, решения.

3. Федеральный закон "О  Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)" предусматривает  возможность создания специального  надзорного органа при Банке  России. В части четвертой ст.55 Закона сказано, что надзорные  и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. Однако Банк России создал Комитет банковского надзора как совещательный орган, что, на наш взгляд, не соответствует требованиям ст.55, грамматическая конструкция которой такова, что в ней используется союз "или", и поэтому не предусматривается совместное осуществление функций Банком России и органом банковского надзора. Здесь должно быть что-то одно: либо Банк России, либо Комитет банковского надзора.

4. По своей природе  банковская деятельность во многих  случаях имеет международный  характер, что обусловлено, прежде  всего, расширением международных  экономических связей. Банки обеспечивают международные расчеты, платежи и другие банковские операции. Поэтому их деятельность регулируется не только внутригосударственным, но в соответствующих случаях и международным правом. В интересах сохранения и развития многосторонних производственных, торговых и финансовых отношений, руководствуясь нормами международного публичного права, государства могут заключать договоры о создании межгосударственных банков. Однако ни в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности", ни в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" вопрос о банковском надзоре над межгосударственными банками, созданными на территории Российской Федерации, не предусмотрен. Для таких банков применимы только общие нормы законодательства и международные договоры. Между тем многие вопросы банковской деятельности регулируются специальными нормами. В связи с этим появляется необходимость в совершенствовании банковского законодательства. В данном случае речь идет о надзоре.

Международный банк, которому в соответствии с данным соглашением разрешено проведение банковских операций, в том числе валютных, не подпадает под надзор Банка России. Заметим, что согласно ст.15 Конституции РФ правила, установленные международным договором, имеют приоритет над правилами внутригосударственного законодательства. Одновременно с этим в пп.1-2 ст.75 Конституции РФ записано: "Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации" и "Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти". Но коль скоро это так, то для управления денежной эмиссией, денежным обращением Банк России должен проверять кредитные организации, через которые проходит денежное обращение. Поэтому он имеет право осуществлять надзор. На наш взгляд, необходимо внести соответствующее изменение в законодательство и предусмотреть в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" механизм осуществления надзора за межгосударственными банками, созданными на территории нашей страны.

5. Предметом банковского  надзора является соблюдение  кредитной организацией законодательства  и правил, установленных Банком  России. В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Специалисты во внимание принимают в лучшем случае сугубо банковские законы, прежде всего Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", хотя банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права. В этом отношении очевидной становится роль юридических подразделений в Банке России, способных определить весь состав нормативных актов, нарушение которых создает риски в банковской деятельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в деятельности банков создается нечто похожее на нишу, в которую не заглядывает Банк России. Отсюда берут начало самые распространенные нарушения в кредитных организациях, которые рано или поздно становятся причиной их краха.

Информация о работе Центральный Банк как орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков