Ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Рынок как совокупность сделок продажи и купли товаров (и услуг) можно представить в виде следующей формулы: «продавцы - товары - рыночные цены - деньги - покупатели». Согласно данной формуле продавцы (с их товарами) с помощью цен соединяются с покупателями (с их деньгами).
Приведенной формуле можно придать более краткий вид: «предложение - цена - спрос».
Спрос (D) - это количество товаров и услуг, которое покупатели
(потребители) готовы приобрести в единицу времени (день, месяц, год) при прочих равных условиях.
Предложение (S) - это количество товаров и услуг, которые представлены на рынке.

Файлы: 1 файл

ценообразование.docx

— 36.54 Кб (Скачать)

Введение

Рынок как совокупность сделок продажи и купли товаров (и  услуг) можно представить в виде следующей формулы: «продавцы - товары - рыночные цены - деньги - покупатели». Согласно данной формуле продавцы (с их товарами) с помощью цен соединяются с покупателями (с их деньгами).

Приведенной формуле можно  придать более краткий вид: «предложение - цена - спрос».

Спрос (D) - это количество товаров и услуг, которое покупатели

(потребители)  готовы приобрести в единицу  времени (день, месяц, год) при  прочих равных условиях.

Предложение (S) - это количество товаров и услуг, которые представлены на рынке.

Рыночная цена (P) - это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии с предложением и спросом товаров.

Также в экономической  теории используются понятия: «величина  спроса» и «величина предложения».

Величина спроса (Qd) - это количество товара, которое покупатели хотят и могут позволить приобрести по данной цене.

Величина предложения (Qs) - это количество товаров и услуг, которое производители желают предложить к продаже по данной цене.

Между предложением, ценой и спросом складываются такие взаимосвязи, которые носят характер экономических законов.

Экономический закон - это существенная причинно-следственная связь между определенными явлениями, при этом причина выступает в качестве независимой (от иных явлений) переменной. Следствие - это зависимая (от причины) переменная. Наконец, устанавливается характер зависимости между данными изменяющимися величинами. Так как в экономических законах может быть представлено прямое и обратное воздействие од-

ной переменной на другую переменную, то причина и следствие могут меняться местами.

Причинно-следственная связь между величиной спроса и рыночной ценой выражается законом  спроса по цене: чем выше рыночная цена товара, тем меньше спрос на него со стороны частного покупателя, и наоборот (если цена товара уменьшается, то спрос на этот товар увеличивается). Графически этот закон представлен кривой спроса (графиком спроса):

Рассмотрим пример о продаже яблок на местном  рынке: на оси ординат отложены цены на яблоки, на оси абсцисс указано  количество яблок, на которое предъявляется  спрос. Кривая С1-С2 на графике показывает, что при повышении рыночной цены платёжеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос отдельных покупателей на продукты увеличивается.

Причинно-следственная связь между рыночной ценой и предложением выражается законом предложения по цене: чем выше рыночная цена, тем в большей мере растёт предложение продукции со стороны продавца, и наоборот (чем ниже цена, тем ниже предложение). Данную взаимосвязь можно наглядно представить кривой предложения (графиком предложения).

Проиллюстрируем этот закон также на примере продажи  яблок на рынке: на оси ординат отложены цены на яблоки, а по оси абсцисс - количество яблок, которое продавец готов продать. Кривая С3-С4 на графике показывает, как с ростом рыночной цены отдельные производители увеличивают объём продажи, и, наоборот, как предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.

Таким образом, закон  спроса по цене и закон предложения  по цене выявляют регулирующее воздействие  рыночной цены на индивидуальный покупательский спрос и частное предложение.

Если одновременно совместить кривую спроса и кривую предложения, то в точке пересечения Р получится равновесие спроса и предложения. Эта точка равновесия свидетельствует о единстве интересов продавца и покупателя. Проекция точки Р на ось ординат - точка РQ определяет равновесную цену. Равновесная цена - это тот уровень рыночной цены, который одинаково приемлем для участников рыночной сделки.

Проекция точки  Р на ось абсцисс - точка РР показывает величину товарной массы (в данном случае яблок), которая удовлетворяет пожелания покупателя и продавца.

Анализ спроса и предложения даёт возможность  определить направление изменения  равновесных значений цены товара и  объёма, но не даёт информации о том, на какую величину может измениться объём при изменении цены. Анализ конъюнктуры рынка и прогнозирования  развития производства предполагает важное дополнение - концепцию эластичности. Введение понятия эластичности, как  меры реакции покупателей и продавцов  на изменения условий рынка, позволяет нам повысить точность анализа спроса и предложения.

Эластичность - это мера изменения одной переменной при изменении другой, или процентное изменение одной переменной в результате изменения другой на 1%.

Ценовая эластичность спроса, её типы и факторы

Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения

спроса под  влиянием изменения цены, или показывает процентное изменение объёма спроса на 1% изменения рыночной цены данного товара; измеряется коэффициентом ценовой эластичности спроса (Ed):

Ed = -? Qd% / ? P%,

где ?Qd% - процентное изменение объёма спроса;

? P% - процентное изменение цены данного товара.

Эластичность  спроса определяется в точке (точечная эластичность спроса по цене) и на отрезке кривой (дуговая эластичность).

Точечная эластичность по цене определяется по следующей формуле:

Ed = - ?Qd / ?P • Qd / P,

где ?Qd - количественное изменение объёма спроса;

?Р - количественное изменение цены;

Qd - первоначальный объём спроса;

Р - первоначальная цена.

Дуговая эластичность определяется тогда, когда изменение цены является значительным:

Ed = - (Q- Q1/P- P1) • (P+ P2/Q1+Q2),

где Q1 - первоначальный объём спроса;

Q2 - конечный объём спроса;

Р1 - первоначальная цена товара;

Р2 - конечная цена товара.

Так как объём  спроса на товар обратно пропорционален его цене, знак изменения объёма спроса, выраженного в процентах, всегда противоположен по знаку выраженного  в процентах изменения цены. По этой причине эластичность спроса по цене считают отрицательным числом.

Реакция покупателей  на изменение цены (характер эластичности) может быть разной: спрос может  изменяться в большей или меньшей  степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным. Поэтому каждый из них порождает соответствующий тип ценовой эластичности спроса: эластичный, неэластичный и единичной эластичности спрос. Существуют также два крайних случая эластичности:совершенно (абсолютно) эластичный и совершенно (абсолютно) неэластичный спрос. Эластичность спроса по цене определяет вид кривой спроса: является ли кривая пологой или крутой.

1. Эластичный спрос:  объём спроса в процентах изменяется  быстрее, чем изменяется цена  в процентах (Ed > 1).

2. Неэластичный  спрос: объём спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Ed < 1).

3. Единичный эластичный  спрос: на каждый процент изменения цены объём спроса изменяется соответственно на 1% (Ed = 1).

4. Совершенно (абсолютно)  эластичный спрос: объём спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (повышение спроса при повышении доходов) (Ed = ?).

5. Совершенно (абсолютно)  неэластичный спрос: объём спроса не изменяется при любом изменении цены (Ed = 0).

Так как спрос  на любой товар зависит от предпочтений потребителей, эластичность товара по цене определяется множеством экономических, социальных и психологических факторов, формирующих человеческие желания. Тем не менее, основываясь на практике, можно назвать некоторые общие правила, определяющие ценовую эластичность спроса. На степень эластичности спроса влияют такие факторы, как:

1. Наличие товаров - субститутов, то есть взаимозаменяемых товаров (чай, кофе, какао и др.): товары, у которых есть близкие заменители, отличаются более эластичным спросом, потому что потребители имеют возможность без особых затруднений использовать один продукт вместо другого.

2. Удельный вес  доходов на данный товар в  общей сумме расходов потребителей: чем дороже товар и больше удельный вес затрат на него в общей сумме расходов потребителей, тем выше эластичность спроса. Например, 20%-ое снижение цен на автомобили окажет большое влияние на бюджет потребителей, чем такое же процентное снижение цены на зубные щётки. Спрос на автомобили ощутимо возрастёт, на зубные щётки - слабо.

3. Принадлежность  данного товара к предметам  роскоши или предметам первой  необходимости: спрос на товары первой необходимости характеризуется низкой эластичностью спроса по цене, в то время как спрос на предметы роскоши - высокой эластичностью. Вряд ли больные значительно сократят количество посещений доктора, даже если цена медицинских услуг постоянно растёт. Напротив, рост цены на яхты ведёт к значительному уменьшению объёма спроса.

4. Фактор времени: спрос на товар обычно тем эластичнее, чем продолжительнее период времени для принятия решений. Например, когда растёт цена на бензин, объём спроса на него в первые несколько месяцев уменьшается, но со временем человек приобретает более экономичный автомобиль, чаще пользуется общественным транспортом или переезжает ближе к месту работы. Рассматривая динамику спроса на бензин в течение нескольких лет, можно сделать вывод, что его потребление значительно уменьшится.

Практическое  значение ценовой эластичности спроса

Практическое  значение ценовой эластичности спроса состоит в том, что данные эластичности спроса на различных участках кривой спросапозволяют определить изменение денежных поступлений от продажи товара, то есть изменение валовой выручки продавцов. Это связано с тем, что существует зависимость между типом ценовой эластичности спроса и изменением валовой выручки.

Валовая выручка (валовой доход) рассчитывается по формуле:

TR = P • Q,

где TR - валовая выручка (валовой доход);

Р - цена товара;

Q - объём спроса (количество реализуемого товара).

В зависимости  от характера эластичности спроса на товар валовая выручка продавцов при изменении цены товара может расти, падать, не изменяться, при этом существуют общие правила:

· При эластичном спросе снижение цены ведёт к увеличению валовой выручки и, наоборот, рост цены - к её уменьшению.

· При неэластичном спросе снижение цены ведёт к уменьшению валовой выручки и, наоборот, рост цены - к её увеличению.

· При единичном эластичном спросе изменение цены не влияет на величину валовой выручки.

спрос предложение эластичность степень

Ценовая эластичность предложения, его типы и факторы

Эластичность  предложения по цене отображает степень изменения объёма предложения при изменении цены, или представляет собой процентное изменение объёма предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены при неизменности других факторов, влияющих на объём предложения; измеряется коэффициентом ценовой эластичности предложения (Es):

E= ?Qs% / ?P%,

где ?Qs% - процентное изменение объёма предложения;

?Р% - процентное изменение цены данного товара.

Так как зависимость  между ценой и количеством  предлагаемой продукции всегда прямая, то коэффициент эластичности предложения  всегдабольше 0.

Ценовая эластичность предложения определяет изменение  объёма предложения при изменении  цены, что находит отражение в  самых разных кривых. Ценовая эластичность предложения определяет наклон кривой. Соответственно, различают следующие типы ценовой эластичности предложения:

1. Эластичное предложение: объём предложения в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Es > 1).

2. Неэластичное  предложение: объём предложения в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Es < 1).

3. Единичное эластичное  предложение: на каждый процент изменения цены объём предложения изменяется соответственно на 1% (Es =1).

4. Совершенно (абсолютно)  эластичное предложение: объём предложения увеличивается при неизменной цене (Es = ?).

5. Совершенно (абсолютно)  неэластичное предложение: объём предложения остаётся постоянным при изменении цены товара (Es= 0).

На степень  эластичности предложения оказывают  влияние такие факторы, как:

1. Фактор времени, то есть времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы успеть отреагировать на изменение цены. Очевидно: чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

2. Возможность (гибкость) технологического процесса (например, возможность легко и быстро перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции).

3. Степень сохранности товара, стоимость его хранения: предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени).

Предложение, поскольку  оно связано с изменением производственного  процесса, медленнее адаптируется к  изменению цены, чем спрос.Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности предложения. Обычно при оценке эластичности предложения рассматривается три временных периода: мгновенный, краткосрочный и длительный.

Мгновенный рыночный период - это такой период, когда производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены на данный товар, то есть предложение является совершенно неэластичным, устанавливается мгновенное равновесие. График предложения представляет собой вертикальную линию, при увеличении спроса равновесная цена существенно увеличится.

Информация о работе Ценообразование