Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов проводимых банками операций на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятия активных, пассивных, посреднических операций, привести их классификацию;
Дать развернутую характеристику банковских операций;
Рассмотреть тенденции и направления развития спектра банковских операций в Российской Федерации.
Введение
1. Классификация банковских операций
2. Характеристика банковских операций
3. Тенденции и перспективы развития банковских операций
Заключение
Список использованной литературы
Сохранение в 2005 году тенденции к укреплению реального курса российского рубля по отношению к доллару США способствовало преобладанию рублевой составляющей в приросте рынка вкладов (прирост рублевых вкладов за год составил 42,4%, вкладов в валюте — 24,2%).
На благоприятном макроэкономическом фоне российский банковский сектор в 2005 году продемонстрировал степень финансовой стабильности адекватную уровню развития экономики. Показатели прибыли и рентабельности банковских активов и капитала находились на высоком уровне. Прибыль банков по итогам года (без учета прибыли/убытков предшествующих лет) увеличилась по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года на 31,5%. При этом удельный вес прибыльных кредитных организаций в общем количестве действующих кредитных организаций вырос с 98,3 до 98,9%.
Рентабельность банковского капитала за 2005 год составила, по оценке Банка России, 24,2%. При этом во второй половине 2005 года уровень рентабельности капитала банков был самым высоким за период мониторинга с 1998 года. Величина данного показателя свидетельствует о высокой привлекательности банковского сектора с точки зрения потенциальных инвестиций. В целом развитие банковского сектора России в 2005 году характеризовалось существенным изменением и развитием его институциональной среды.
В 2005 году вступили в силу изменения в законодательстве Российской Федерации, которые стимулируют дальнейшее развитие банковской системы и экономики страны в целом.
В отчетном году началось практическое применение законодательных актов Российской Федерации, принятых в конце 2004 года и направленных на создание рынка доступного жилья и развитие ипотечного кредитования. В частности, банки смогли расширить перечень имущества, принимаемого в залог, включив в него жилые дома, земельные участки (независимо от их использования) и объекты незавершенного строительства, повысив тем самым инвестиционную привлекательность и надежность операций по жилищному кредитованию.
Важным событием для Сбербанка России в 2005 году явилось вступление в систему страхования вкладов. Перечисление страховых взносов стало новой статьей расходов Банка, которая по итогам года составила 7,7 млрд. рублей (или 3,2% совокупных расходов) [16].
Принятый в конце 2004 года Федеральный закон «О кредитных историях» обязывает кредитные организации представлять всю имеющуюся информацию в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр.
В условиях возрастания платежеспособного спроса со стороны малого и среднего бизнеса, динамичного развития этих секторов экономики, а также усиления конкурентного давления со стороны иностранного капитала и фондового рынка банки оценивает сотрудничество с клиентами из сферы малого и среднего бизнеса как перспективное направление деятельности и будет активизировать работу с данными клиентскими сегментами. С этой целью российские банки ставят задачи совершенствования системы комплексного обслуживания клиентов среднего бизнеса на основе предложения всего спектра банковских продуктов и услуг, а также повышения скорости обслуживания и усовершенствования технологий проведения операций для клиентов малого бизнеса на основе использования продуктов комплексного обслуживания. Также планируется упростить условия обслуживания клиентов, имеющих положительную кредитную историю, особенно в области краткосрочного и овердрафтного кредитования, предоставления гарантий и аккредитивов.
Для расширения спектра
предоставляемых услуг и
Введена услуга, позволяющая получить выписку по счетам банковских карт по электронной почте и через отделения Почты России или оформить заявку на получение банковской карты на сайте Банка в сети Интернет.
Осуществляется поддержка
карточных продуктов в евро. Произведено
подключение фронтальных
Прдолжено внедрение технологии приема и обработки платежей от физических лиц с использованием биллинговых центров, обеспечивающих безбумажное проведение платежей за услуги жилищно-коммунального хозяйства и сбор информации о получателях платежей. В ряде территориальных банков система используется для обработки операций по погашению кредитов.
Продолжается развитие и совершенствование услуг по кредитованию юридических и частных лиц. Для поддержки и дальнейшего развития этого направления завершается внедрение автоматизированных систем кредитования в центральном аппарате и территориальных банках Сбербанка России.
Клиентам – юридическим лицам предоставляется услуга «Клиент-банк» по коммутируемым каналам связи и через сеть Интернет.
Обеспечивается возможность получения информации по счетам юридических лиц по телефону (посредством речевого информатора) и с помощью SMS-сообщений.
Для решения задач оперативной обработки заявок клиентов на рынке ценных бумаг проводится внедрение единой системы брокерского обслуживания, обеспечивающей прием и исполнение заявок на торги (в режиме on-line).
В центральном аппарате и территориальных банках Сбербанка России завершается создание централизованных автоматизированных банковских систем. Внедрена Функциональная Подсистема «Банк 2000», являющаяся основой для создания централизованных автоматизированных систем «Клиент-Сбербанк» центрального аппарата и филиалов Сбербанка России. На базе Функциональной Подсистемы «Банк 2000» реализована централизованная схема обслуживания многофилиальных клиентов Банка [16].
Продолжены работы по развитию центров обработки данных и резервных вычислительных центров, а также по расширению канальной инфраструктуры, совершенствованию процессов поддержки и мониторинга автоматизированных систем.
Налажена автоматизированная система управления информационными сервисами, позволяющая контролировать работоспособность, доступность для пользователей и производительность ключевых автоматизированных систем.
Заключение
Подводя итоги курсовой работы, необходимо повторить, что выделяют активные (направленные на предоставление денежных средств), пассивные (направленные на привлечение денежных средств) и посреднические (содействующие осуществлению банковской деятельности) банковские операции. В свою очередь, каждая из этих групп имеет свою классификацию.
В результате активных операций банки получают дебетовые проценты. Они должны быть выше кредитовых процентов, выплачиваемых банками по пассивным операциям. Разница между дебетовыми и кредитовыми процентами (маржа) образует доход банка.
К активным операциям относят: банковский кредит; финансирование под уступку денежного требования (факторинг); банковскую гарантию.
Самой важной активной банковской операцией является кредитование. Основа кредитных отношений банка и заемщика - кредитный договор.
По договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) одна сторона (фактор) обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом.
Банковская гарантия (гарантийное письмо банка) - это обязательство банка-гаранта выплатить по требованию бенефициара (лица, в пользу которого выдается гарантия) определенную сумму денежных средств на согласованных в гарантии условиях.
В широком смысле управление пассивными операциями представляет собою деятельность, связанную с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств для данного банка. К пассивным банковским операциям относят: банковский вклад (депозит); банковский счет и доверительное управление денежными средствами.
Банковский вклад (депозит) - денежные средства в российских рублях или иностранной валюте, размещаемые физическими и юридическими лицами в целях хранения и получения дохода.
По договору расчетного банковского счета одна сторона (банк) обязуется открыть другой стороне (владельцу счета) расчетный счет для проведения операций с денежными средствами.
По договору доверительного управления денежными средствами вверитель передает доверительному управляющему на определенный срок денежные средства в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление переданными денежными средствами.
Посредническими банковскими операциями являются: безналичные расчеты; валютно-обменные операции; банковское хранение; инкассация денежных средств и иных ценностей и т.д.
Анализ показал, что в Российской Федерации в настоящее время прослеживается четкая тенденция к расширению спектра проводимых банковских операций, внедрению новых разработок, а также увеличению объемных показателей по данным операциям.
В банковскую практику активно внедряются современные информационные технологии. Для расширения спектра предоставляемых услуг и наращивания объемов реализации банковских продуктов проводятся работы по развитию системы самообслуживания при помощи современных устройств: прием платежей в пользу операторов связи, прием коммунальных платежей, погашение кредитов с использованием международных банковских карт и карт АС «Сберкарт». Также предоставляются информационные услуги, имеется возможность проведения платежей с мобильного телефона по счетам банковских карт посредством SMS-сообщений.
На сегодняшний день стратегическим направлением развития банковской сферы и банковских операций является решение такой задачи, как расширение состава и качества банковских услуг и приближение их к уровню развитых европейских банков.
Список использованной литературы