Аудит банковских операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Банки, до этого жестко регулировавшиеся, получили большую самостоятельность. Для того, чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике. Это становится невозможным без усиления контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого контроля.

Исходя из этого, цель данной работы: дать характеристику систем внешнего независимого контроля. Показать возрастающее значение аудита в деятельности банков, а также сравнить задачи решаемые внешним и внутренним аудитом.

Оглавление

Введение 3

1.Теоретические аспекты аудита 5

1.1. Цель и задачи банковского аудита. 5

1.2. Нормативно-правовая база 6

1.3. Особенности банковского аудита 7

1.4. Аудиторские риски 12

2. Экспресс-аудит 17

2.1. Основные цели экспресс-аудита 17

2.2. Банковский баланс 19

2.3. Экспресс-анализ банковского баланса 28

3. Аудиторская проверка 36

3.1. Основные этапы аудиторской проверки 36

3.2. Аудиторское заключение 45

Выводы 49

Литература 50

Файлы: 1 файл

Курсовая АУДИТ.doc

— 614.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение            3

1.Теоретические  аспекты аудита        5

    1.1. Цель и задачи банковского аудита.      5

    1.2. Нормативно-правовая  база        6

    1.3. Особенности  банковского аудита       7

    1.4. Аудиторские риски               12

2. Экспресс-аудит                 17

    2.1. Основные цели экспресс-аудита               17

    2.2. Банковский баланс                19

    2.3. Экспресс-анализ банковского баланса             28

3. Аудиторская проверка                36

    3.1. Основные этапы аудиторской проверки             36

    3.2. Аудиторское заключение               45

Выводы                   49

Литература                   50

Приложение 1                  52 

 

Введение 

     Вхождение экономики России в рынок - сложный  и противоречивый процесс. В современных  условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности.

     Таким образом, появилась острая необходимость  проведения независимого контроля всех коммерческих структур и особенно банков.

     В результате налаживания рыночных отношений, появлением крупных компаний и холдингов, расширением сфер их деятельности, интернационализацией бизнеса в целом происходит все большее и большее отделение непосредственных владельцев (акционеров компаний от собственно управленческих структур компаний (директора, управляющие и другое наемное руководство). При выполнении своих обязанностей руководство компаний, банков должно периодически составлять финансовые отчеты о проведенной работе, достоверность которых проверяется с помощью внешних независимых экспертов.

     Контроль  является одним из важных элементов рыночной экономики, причем действуют системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.

     В последнее время стало развиваться  независимое аудиторство – ведущая форма внешнего финансового контроля. Аудит – это независимая проверка финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта.

     Если  говорить о банковском деле, то оно  находится в процессе перемен. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Банки, до этого жестко регулировавшиеся, получили большую самостоятельность. Для того, чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике. Это становится невозможным без усиления контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого контроля.

     Исходя  из этого, цель данной работы: дать характеристику систем внешнего независимого контроля. Показать возрастающее значение аудита в деятельности банков, а также  сравнить задачи решаемые внешним и  внутренним аудитом. 

 

      1.Теоретические аспекты аудита 

     1.1. Цель и задачи банковского аудита. 

     Аудит, означает независимую экспертизу и  анализ финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.

     Цель  аудита - установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой отчетности, соответствие ее действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности.

     Лица, проверяющие состояние финансово-хозяйственной  деятельности компаний, фирм, учреждений и других коммерческих структур, называются аудиторами. Аудитор может работать самостоятельно либо как представитель аудиторской фирмы.

     Аудиторские проверки банков чаще всего осуществляют специальные аудиторские фирмы. В течение аудиторской проверки, кроме своей основной задачи - составление аудиторского заключения, аудиторы осуществляют также консультационную деятельность (по вопросам коммерческой деятельности, ведению бухгалтерского учета, организации внутреннего контроля, налогообложению и другим вопросам), которая приносит им значительную часть дохода. Нередки случаи, когда банк или кредитная организация, сотрудничает сразу с несколькими аудиторами или аудиторскими фирмами. Фирма, которая является наиболее известной и авторитетной “заверяет” всю официальную отчетность банка и составляет аудиторское заключение. Другие же фирмы оказывают консультационную помощь и приглашаются для решения конкретных специализированных задач (чаще всего - это оптимизация налогообложения, анализ издержек и доходности банка, проверка отдельных внутренних подразделений банка).

 

     1.2. Нормативно-правовая база 

     В России процесс формирования сети аудиторских  фирм начался в 1987 г. В 1992 г. на съезде аудиторов (который проводился совместно  с Конгрессом деловых кругов) присутствовали представители 180 российских аудиторских фирм. Конечно, рынок аудиторских услуг находится лишь в стадии зарождения. Однако существовали обстоятельства, которые значительно сдерживали его развитие: аудиторство не было закреплено законодательно; аудиторские экспертизы были обязательны лишь для совместных предприятий и коммерческих банков. В силу этого спрос на аудиторские услуги был незначителен.

     В 1993 г. Был сделан первый шаг в направлении  создания законодательной базы и  организации аудиторской деятельности, Указом Президента Российской Федерации “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” (от 22 декабря 1993 г. № 2263) утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определили правовые основы аудита как независимого вневедомственного финансового контроля. В настоящее время проходить ежегодную аудиторскую проверку обязана большая часть экономических субъектов (в частности получать аудиторское заключение, установленной формы, и ежегодно публиковать отчетность, заверенную аудиторской фирмой обязаны все коммерческие банки).

     Из-за специфики деятельности банков и  других кредитных учреждений Приказом Центрального Банк России от 18 марта 1996 г. N 02-71 были утверждено “Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации”, которое разъясняет особенности проведения и устанавливает стандарты для проведения банковского аудита. На данный момент действует «Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации»

 

      1.3. Особенности банковского аудита 

     В связи с высокой ответственностью, которую берет на себя аудитор  при составлении аудиторского заключения к аттестации аудиторов предъявляются  высокие требования. Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов, определяемых по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, по представлению Центрального банка Российской Федерации. Сведения об указанных учебно-методических центрах публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых они осуществляют свою деятельность. Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью в области банковского аудита самостоятельно или в составе аудиторской фирмы.

     Лицензию  для банковского аудита выдает Центральный  банк РФ. Проведение аудиторской деятельности без аттестации (начиная с 1 октября 1994 г.) и получения лицензии (начиная  с 1 января 1995 г.) запрещается.

     Деятельность  банков специфична. Они работают прежде всего с привлеченными средствами, включая средства населения. Это  обстоятельство вызывает необходимость  особого контроля за деятельностью  банков со стороны государства в  лице Банка России за законностью совершаемых ими операций и их финансовым положением.

     Правовые  нормы, регламентирующие деятельность Банка России (Закон о Центральном  банке России) и коммерческих банков (Закон о банках и банковской деятельности), определили органы надзора и в том числе обязательный независимый контроль деятельности банков - аудит.

     Аудиторские проверки характеризуются комплексностью, независимостью, а также разработкой  позитивных рекомендаций в интересах  учредителей банка.

     Банковский  аудит, как и аудит вообще, подразделяется на внешний и внутренний.

     Внешний аудит осуществляется, как было уже отмечено, независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является. подтверждение достоверности финансовой отчетности.

     Внутренний  аудит можно рассматривать как систему внутреннего контроля и систему мер безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.

     Он  включает совокупность планов банка, методов  и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.

     Внутренний  аудит организационно представлен  как структурное подразделение  банка и подчиняется руководителю банка. Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными: проверка правильности ведения бухгалтерского учета; проверка правильности ведения счетов по расходам и доходам банка (правомерность отнесения расходов на те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам и т. д.); проверка законности выполнения отдельных операций и др. Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки.

     Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. Исторически характер внутреннего контроля менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных контрольных процедур. В последующем внимание аудиторов стало акцентироваться не только на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие в них могут быть сделаны усовершенствования.

     В последнее время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена  путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности.

     Исходя  из зарубежного опыта, внутренние аудиторы проводят независимую экспертную оценку управленческих функций фирмы, компании и т. д., в том числе и своей деятельности. Они поставляют своей головной конторе, осуществляющей управление, результаты анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о деятельности проверяемой ими организации. Внутренние аудиторы работают как в государственном, так и частном секторе. Задача внутреннего аудита - помочь соответствующим работникам выполнять свои обязанности настолько квалифицированно и эффективно, насколько это возможно. Внутренний аудитор проверяет бухгалтерскую информацию и ее достоверность. Внутренние аудиторы отчитываются перед вышестоящим руководством и обычно имеют прямые связи с аудиторским комитетом, правлением директоров и другими управленческими подразделениями.

     В настоящее время банковский внутренний аудит ввиду отсутствия достаточной  методической и нормативной базы может использовать для контроля за рядом традиционных операций банка ранее действовавшие инструкции по ревизии банков.

     Внешний банковский аудит строится в соответствии с Положением об аудиторской деятельности в банковской системе России.

     Стоимость аудиторских услуг определяется договором, заключаемым аудиторскими фирмами с банками. Договор может заключаться как на проведение разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода времени.

Информация о работе Аудит банковских операций