Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:33, курсовая работа
Банки, до этого жестко регулировавшиеся, получили большую самостоятельность. Для того, чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике. Это становится невозможным без усиления контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого контроля.
Исходя из этого, цель данной работы: дать характеристику систем внешнего независимого контроля. Показать возрастающее значение аудита в деятельности банков, а также сравнить задачи решаемые внешним и внутренним аудитом.
Введение 3
1.Теоретические аспекты аудита 5
1.1. Цель и задачи банковского аудита. 5
1.2. Нормативно-правовая база 6
1.3. Особенности банковского аудита 7
1.4. Аудиторские риски 12
2. Экспресс-аудит 17
2.1. Основные цели экспресс-аудита 17
2.2. Банковский баланс 19
2.3. Экспресс-анализ банковского баланса 28
3. Аудиторская проверка 36
3.1. Основные этапы аудиторской проверки 36
3.2. Аудиторское заключение 45
Выводы 49
Литература 50
Содержание
Введение 3
1.Теоретические аспекты аудита 5
1.1. Цель и задачи банковского аудита. 5
1.2. Нормативно-правовая база 6
1.3. Особенности банковского аудита 7
1.4. Аудиторские риски 12
2. Экспресс-аудит 17
2.1. Основные цели экспресс-аудита 17
2.2. Банковский баланс 19
2.3. Экспресс-анализ банковского баланса 28
3. Аудиторская проверка 36
3.1. Основные этапы аудиторской проверки 36
3.2. Аудиторское заключение 45
Выводы 49
Литература 50
Приложение
1 52
Введение
Вхождение экономики России в рынок - сложный и противоречивый процесс. В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности.
Таким образом, появилась острая необходимость проведения независимого контроля всех коммерческих структур и особенно банков.
В результате налаживания рыночных отношений, появлением крупных компаний и холдингов, расширением сфер их деятельности, интернационализацией бизнеса в целом происходит все большее и большее отделение непосредственных владельцев (акционеров компаний от собственно управленческих структур компаний (директора, управляющие и другое наемное руководство). При выполнении своих обязанностей руководство компаний, банков должно периодически составлять финансовые отчеты о проведенной работе, достоверность которых проверяется с помощью внешних независимых экспертов.
Контроль является одним из важных элементов рыночной экономики, причем действуют системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.
В
последнее время стало
Если говорить о банковском деле, то оно находится в процессе перемен. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Банки, до этого жестко регулировавшиеся, получили большую самостоятельность. Для того, чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике. Это становится невозможным без усиления контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого контроля.
Исходя
из этого, цель данной работы: дать характеристику
систем внешнего независимого контроля.
Показать возрастающее значение аудита
в деятельности банков, а также
сравнить задачи решаемые внешним и
внутренним аудитом.
1.Теоретические аспекты аудита
1.1.
Цель и задачи банковского аудита.
Аудит, означает независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.
Цель аудита - установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой отчетности, соответствие ее действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности.
Лица,
проверяющие состояние
Аудиторские проверки банков чаще всего осуществляют специальные аудиторские фирмы. В течение аудиторской проверки, кроме своей основной задачи - составление аудиторского заключения, аудиторы осуществляют также консультационную деятельность (по вопросам коммерческой деятельности, ведению бухгалтерского учета, организации внутреннего контроля, налогообложению и другим вопросам), которая приносит им значительную часть дохода. Нередки случаи, когда банк или кредитная организация, сотрудничает сразу с несколькими аудиторами или аудиторскими фирмами. Фирма, которая является наиболее известной и авторитетной “заверяет” всю официальную отчетность банка и составляет аудиторское заключение. Другие же фирмы оказывают консультационную помощь и приглашаются для решения конкретных специализированных задач (чаще всего - это оптимизация налогообложения, анализ издержек и доходности банка, проверка отдельных внутренних подразделений банка).
1.2.
Нормативно-правовая база
В России процесс формирования сети аудиторских фирм начался в 1987 г. В 1992 г. на съезде аудиторов (который проводился совместно с Конгрессом деловых кругов) присутствовали представители 180 российских аудиторских фирм. Конечно, рынок аудиторских услуг находится лишь в стадии зарождения. Однако существовали обстоятельства, которые значительно сдерживали его развитие: аудиторство не было закреплено законодательно; аудиторские экспертизы были обязательны лишь для совместных предприятий и коммерческих банков. В силу этого спрос на аудиторские услуги был незначителен.
В 1993 г. Был сделан первый шаг в направлении создания законодательной базы и организации аудиторской деятельности, Указом Президента Российской Федерации “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” (от 22 декабря 1993 г. № 2263) утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определили правовые основы аудита как независимого вневедомственного финансового контроля. В настоящее время проходить ежегодную аудиторскую проверку обязана большая часть экономических субъектов (в частности получать аудиторское заключение, установленной формы, и ежегодно публиковать отчетность, заверенную аудиторской фирмой обязаны все коммерческие банки).
Из-за специфики деятельности банков и других кредитных учреждений Приказом Центрального Банк России от 18 марта 1996 г. N 02-71 были утверждено “Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации”, которое разъясняет особенности проведения и устанавливает стандарты для проведения банковского аудита. На данный момент действует «Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации»
1.3. Особенности банковского аудита
В
связи с высокой
Лицензию для банковского аудита выдает Центральный банк РФ. Проведение аудиторской деятельности без аттестации (начиная с 1 октября 1994 г.) и получения лицензии (начиная с 1 января 1995 г.) запрещается.
Деятельность
банков специфична. Они работают прежде
всего с привлеченными
Правовые нормы, регламентирующие деятельность Банка России (Закон о Центральном банке России) и коммерческих банков (Закон о банках и банковской деятельности), определили органы надзора и в том числе обязательный независимый контроль деятельности банков - аудит.
Аудиторские
проверки характеризуются
Банковский аудит, как и аудит вообще, подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний аудит осуществляется, как было уже отмечено, независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является. подтверждение достоверности финансовой отчетности.
Внутренний аудит можно рассматривать как систему внутреннего контроля и систему мер безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.
Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.
Внутренний
аудит организационно представлен
как структурное подразделение
банка и подчиняется
Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. Исторически характер внутреннего контроля менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных контрольных процедур. В последующем внимание аудиторов стало акцентироваться не только на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие в них могут быть сделаны усовершенствования.
В последнее время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности.
Исходя из зарубежного опыта, внутренние аудиторы проводят независимую экспертную оценку управленческих функций фирмы, компании и т. д., в том числе и своей деятельности. Они поставляют своей головной конторе, осуществляющей управление, результаты анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о деятельности проверяемой ими организации. Внутренние аудиторы работают как в государственном, так и частном секторе. Задача внутреннего аудита - помочь соответствующим работникам выполнять свои обязанности настолько квалифицированно и эффективно, насколько это возможно. Внутренний аудитор проверяет бухгалтерскую информацию и ее достоверность. Внутренние аудиторы отчитываются перед вышестоящим руководством и обычно имеют прямые связи с аудиторским комитетом, правлением директоров и другими управленческими подразделениями.
В настоящее время банковский внутренний аудит ввиду отсутствия достаточной методической и нормативной базы может использовать для контроля за рядом традиционных операций банка ранее действовавшие инструкции по ревизии банков.
Внешний банковский аудит строится в соответствии с Положением об аудиторской деятельности в банковской системе России.
Стоимость аудиторских услуг определяется договором, заключаемым аудиторскими фирмами с банками. Договор может заключаться как на проведение разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода времени.