Аудит банковских операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Банки, до этого жестко регулировавшиеся, получили большую самостоятельность. Для того, чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике. Это становится невозможным без усиления контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого контроля.

Исходя из этого, цель данной работы: дать характеристику систем внешнего независимого контроля. Показать возрастающее значение аудита в деятельности банков, а также сравнить задачи решаемые внешним и внутренним аудитом.

Оглавление

Введение 3

1.Теоретические аспекты аудита 5

1.1. Цель и задачи банковского аудита. 5

1.2. Нормативно-правовая база 6

1.3. Особенности банковского аудита 7

1.4. Аудиторские риски 12

2. Экспресс-аудит 17

2.1. Основные цели экспресс-аудита 17

2.2. Банковский баланс 19

2.3. Экспресс-анализ банковского баланса 28

3. Аудиторская проверка 36

3.1. Основные этапы аудиторской проверки 36

3.2. Аудиторское заключение 45

Выводы 49

Литература 50

Файлы: 1 файл

Курсовая АУДИТ.doc

— 614.00 Кб (Скачать)

     Аудиторское предприятие (организация) при выполнении своей работы в соответствии с Положением об аудиторской деятельности в банковской системе России имеет право:

  • получать от руководителей банков и других кредитных· учреждений все документы, касающиеся деятельности банков;
  • присутствовать на общих собраниях учредителей (акционеров)· банков, заседаниях правлений при обсуждении любого вопроса, который входит в компетенцию аудиторов;
  • требовать от любого сотрудника проверяемого банка такую· информацию и разъяснения, которые необходимы для выполнения аудиторами своей работы;
  • проверять в любое время все первичные бухгалтерские документы контролируемого банка.

     Аудиторское предприятие (организация) обязано  предоставлять объективное аудиторское заключение:

  • о достоверности данных бухгалтерского баланса банка на дату составления отчета;
  • о соответствии бухгалтерского учета требованиям нормативных документов; о соблюдении банком банковского законодательства Российской Федерации;
  • о соответствии результатов финансово-хозяйственной деятельности банка его отчетности;
  • о правильности объявления налогооблагаемой прибыли;
  • о злоупотреблениях.

     В случае их выявления предоставлять  информацию правоохранительным и финансовым органам и Центральному банку  РФ.

     Аудиторская фирма может не подтвердить отчетность банка, если:

  • в ходе аудита установлены серьезные недостатки;
  • на аудиторов оказывалось давление;
  • отсутствует возможность установления достоверности отчетности.

     Все нюансы указываются в аудиторском  заключении. В таких случаях учредители и руководители банка обязаны в течение месяца от даты составления аудиторского заключения устранить выявленные недостатки и обстоятельства, мешающие подтверждению отчетности, и представить исправленный отчет вновь на рассмотрение аудиторской фирмы.

     При выявлении незначительных недостатков, не нанесших ущерба интересам государства, вкладчиков и учредителей коммерческого банка, аудиторская фирма подтверждает отчетность, указав в аудиторском заключении характер установленных недостатков.

     Руководители  аудиторских фирм и аудиторы несут ответственность за подтверждение отчетности банков в порядке, установленном для должностных лиц, имеющих право подписи отчетных документов.

     Право проверки деятельности банковских аудиторских  предприятий (организаций) и аудиторов  имеют Центральный банк РФ и его учреждения, а также другие государственные контролирующие органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.

     В случае неоднократного некачественного  проведения аудита, сокрытия фактов нарушений  коммерческими банками законодательства Российской Федерации Центральный банк вправе отозвать лицензию на проведение банковского аудита, после чего годовые отчеты коммерческих банков с аудиторскими заключениями, выданными аудиторскими фирмами и аудиторами, лишенными лицензий, учреждениями Центрального банка РФ не принимаются.

     При обнаружении неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей  к убыткам для государства  или для другого экономического субъекта, по решению суда или по иску Арбитражного суда, предъявленному органом, выдавшим лицензию, с аудитора или аудиторской фирмы могут быть взысканы: понесенные убытки; расходы на проведение перепроверки; штраф в сумме, установленной соответствующим законодательством.

     Внешний аудит взаимосвязан с внутренним аудитом. Прежде всего оценивается организация и действенность внутреннего контроля. При этом устанавливаются: степень объективности внутреннего аудита; независимость; компетентность; объем выполняемых функций.

     Аудиторы  изучают всю деятельность проверяемого банка. Для объективной оценки необходимо прежде всего рассмотреть состояние активных и пассивных операций, которые должны: носить подлинный характер; быть правильно оценены; быть правильно отражены в бухгалтерском отчете; отвечать требованиям законодательства по этим операциям. 

1.4. Аудиторские риски 

     Деятельность  аудитора детально планируется руководителем  аудиторской фирмы. Различают стратегическое планирование и детальное планирование.

     Стратегическое  планирование предполагает определение: объема работы на основе знания и опыта; определение рисков; ожидание клиентов (фирм, банков).

     Совокупное  аудиторское знание и опыт позволяют  оценить объем работы аудитора и  степень риска аудитора при проверке данного банка. Обычно в методической литературе различают следующие  виды рисков:

     1) риск профессиональной способности аудитора. Он определяется строгим подходом к выбору проверяемой фирмы, с учетом ее репутации (порядочность, честность фирмы, степень риска совершаемых операций данным банком). Берясь за проверку той или иной фирмы, аудиторская компания прежде всего обращает внимание на ее репутацию. Таким образом, проверка данной фирмы не должна нанести ущерб аудиторской компании и ее клиентам;

     2) риск ожидания клиента - риск  не удовлетворить выводами своего  клиента. В случаях когда клиент  не доволен аудиторской проверкой, он может в дальнейшем отказаться от услуг этой аудиторской компании;

     3) аудиторский риск - аудиторское заключение  может быть неверным.

     В современных новых условиях хозяйствования наиболее “опасными” для аудитора являются риски первой группы, хотя аудиторскими фирмами по настоящее время именно им уделяется наименьшее внимание. Потеря репутации аудиторской фирмой неизбежно приведет к потери большей части клиентов, как новых так и старых, кроме того это может привести к прекращению лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью. Поэтому для современной аудиторской фирмы “борьба за клиента” имеет свою специфику. Подписанию договора на аудиторское обслуживание и появлению нового клиента у аудиторской фирмы должен предшествовать “экспресс-аудит” (предварительное знакомство с потенциальным клиентом).

     Аудиторские риски подразделяются на:

  • присущие риски;
  • контрольные риски;
  • риск выявления ошибок.

     Присущие  риски - это риски, присущие самому характеру деятельности банка или фирмы. Работа банка характеризуется большим количеством операций, совершаемых в течение отчетного периода. Чем больше количество операций, тем больше возможность ошибок. Поэтому важно выявить существенную ошибку, которая приводит к изменению (искажению) финансовых результатов. Ошибка в 100 млн. руб. - существенна или нет? Она существенна, например, по отношению к доходу банка равному 1 млрд. руб. и не существенна по отношению к 1 трлн. руб.

     Например  доход банка составил 50 000 млн. рублей, следовательно ошибка составляет менее половины процента от общей величины дохода и может быть признана несущественной. Однако если бы доход банка составил 50 млн. рублей, то такая ошибка в корне меняет финансовую отчетность, и банк из прибыльного может перейти в разряд убыточных.

     Контрольные риски. Бухгалтерский учет клиента (банка) содержит определенные контрольные системы. При хорошей контрольной системе контрольные риски ниже, при плохой - выше.

     Например, оборотно-сальдовую ведомость можно  рассматривать как одну из контрольных систем для определения правильной разноски операций банка по счетам бухгалтерского учета. Если правильно подсчитаны обороты, то остатки на конец дня сходятся. Следовательно, все операции отражены как по дебету так и по кредиту счетов.

     Риск  выявления ошибок означает, что не все ошибки можно обнаружить определенными аудиторскими приемами. Если ошибка не будет выявлена, то она может сказаться в дальнейшей деятельности банка.

     Таким образом, при стратегическом планировании изучается действующая система  контроля у клиента и определяется риск выявления ошибок.

     Если  на этой стадии будет установлено, что  аудиторский риск высок, аудиторская  фирма делает вывод, что у данного  клиента при подтверждении отчета предстоит большой объем работы.

     Итак, аудитор определил объем работы и теперь приступает к выбору методов или приемов проверок.

     Выбор метода проверки определяется репутацией банка и возможным аудиторским  удовлетворением (т.е. уверенностью в  качестве проверки). При выборе метода проверки различают: контрольные приемы; аналитические приемы; детальное изучение операций.

     К контрольным приемам относятся: качество контроля со стороны руководства банка; наличие компьютерных контрольных систем; физический контроль, т. е. проверка активов в натуре (денежные знаки, ценные бумаги и т. д.).

     К аналитическим приемам относятся: рассылка писем клиентам для подтверждения суммы кредита или остатка счета; изучение, например, темпов роста или снижения операций, доходов текущего и предыдущего года.

     Контрольные и аналитические приемы быстры и менее трудоемки, однако дают меньшее аудиторское удовлетворение. Детальное изучение включает: проверку бухгалтерских документов; фактическую проверку операций; проверку бухгалтерского учета; сопоставление записей в учете с документами (а также записей в учете, документах и фактических данных по взаимно связанным операциям); проведение встречных проверок.

     В процессе проверки бухгалтерских документов устанавливается законность и правильность выполнения операций, проверяется подлинность  документов, правильность содержащихся в них расчетов, обоснованность бухгалтерских проводок. При этом не исключается сплошная проверка документов по наиболее сложным и ответственным операциям, по которым возможны злоупотребления. Например, кассовые, валютные, депозитные, процентные, комиссионные, гарантийные операции. Сплошную проверку документов целесообразно проводить по операциям, которые не связаны с выполнением поручений клиентов и потому ими не контролируются. К таким документам относятся документы по внутрибанковским операциям по доходам и расходам банка, формированию его уставного фонда. Во всех других случаях целесообразен выборочный метод проверки документов. При его использовании можно избежать снижения достоверности и искажения реального положения дел, если производить правильный отбор документов.

     Отбор документов делается за относительно продолжительный период времени, в  течение которого возможные нарушения  могли повторяться. Не рекомендуется  выбирать для проверки документы  за отдельные дни какого-либо периода.

     Документы проверяются как с точки зрения законности отраженных в них операций, так и с точки зрения правильности их оформления, т.е. применения установленных  форм бланков, правильного указания номеров счетов плательщиков и получателей  денег, дат операций.

     Особенно  тщательно проверяются расходные  кассовые документы. В порядке выборочной проверки целесообразно сличить  отдельные экземпляры комплектов документов, находящихся в банке и у  клиентов. При этом возможно выявление  случаев нарушений и злоупотреблений, использование фиктивных экземпляров поручений и их копий. Для проверки документов используются логический анализ, исследование, направленное на выявление внутренних противоречий в самих документах, характера платежей исходя из реальных кредитных ресурсов банка. Для этого, в частности, применяются и следующие методы: взаимосвязь документов, встречные проверки.

     Фактическая проверка производится с целью установления реальности, т. е. действительности совершения, операций. Она проводится по документам, бухгалтерскому учету банка, его пайщиков и клиентов, в финансовых органах. Получение и выдача денег и материальных ценностей устанавливается с помощью опроса или по справкам юридических и физических лиц. Фактическое выполнение оплаченных работ, приобретенных основных средств и оборудования проверяется путем осмотра объекта в натуре, установления расхода материалов и денег на заработную плату. Оплаченные услуги также проверяются в натуре по соответствующим объектам. По учету у клиентов и банков-корреспондентов проверяется, нет ли среди действующих счетов фиктивных.

     Посредством сверки бухгалтерских записей с  документами устанавливается их обоснованность в бухгалтерском  учете.

     Например, реализация документарных ценных бумаг (акций, облигаций) должна быть учтена по внебалансовым счетам как расход бланков ценных бумаг. Она отражается и по балансовым счетам, как поступление наличных денег в кассу, либо как увеличение средств на корреспондентском счете банка при безналичных перечислениях. Приходный кассовый ордер должен соответствовать сумме стоимости ценных бумаг, реализованных за наличные деньги.

Информация о работе Аудит банковских операций