Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:20, контрольная работа
В качестве основных закономерностей банковской конкуренции можно назвать следующие:
• универсализация банковской деятельности;
• либерализация государственного регулирования банковской деятельности;
• расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов;
• проникновение на банковский рынок небанков;
• возрастание значения неценовой конкуренции;
• глобализация банковской конкуренции;
• усиление интенсивности банковской конкуренции — как результирующая всех названных закономерностей.
Введение 3
1 Понятие банковской конкуренции 4
1.1 Возникновение и развитие банковской системы 4
1.2 Особенности банковской системы 5
1.3 Уровни банковской конкуренции 8
1.4 Виды конкуренции 12
2 Аналитический обзор банковской конкуренции в РФ 19
2.1 Конкурентные преимущества и позиции банков на рынке 19
2.2 Анализ конкуренции банков на рынке ипотеки 21
2.2.1 Позиция Сбербанка России 22
2.2.2 Позиция ВТБ 24 24
3 Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решений 28
3.1 Пути повышения конкурунтноспособности Российских банков 29
Заключение 33
Список литературы 34
Минобрнауки России
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего проффессионального образования
Нижегородский государственный педагогический университет
Кафедра «менеджмента, финансов и страхования»
Курсовая работа
Банковская конкуренция- основа рынка финансовых услуг
Выполнил : Минина Е. Е.
Группа : ФЗ 08- 1
Принял : Огородова М.В.
Нижний Новгород
2010
Содержание:
Введение 3
1 Понятие банковской
1.1 Возникновение и развитие банковской системы 4
1.2 Особенности банковской системы 5
1.3 Уровни банковской конкуренции 8
1.4 Виды конкуренции 12
2 Аналитический обзор банковской конкуренции в РФ 19
2.1 Конкурентные преимущества и позиции банков на рынке 19
2.2 Анализ конкуренции банков на рынке ипотеки 21
2.2.1 Позиция Сбербанка России 22
2.2.2 Позиция ВТБ 24 24
3 Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решений 28
3.1 Пути повышения
Заключение 33
Список литературы 34
Введение
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – соперничество независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке отдельными хозяйствующими субъектами по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, а также по поводу формирования цен и объема спроса на рынке с целью удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Аналогично банковская конкуренция
- это совершающийся в динамике
процесс соперничества
Современные коммерческие банки функционируют
в роли продавцов или покупателей
практически во всех рыночных секторах.
В данный момент нас будет интересовать
только финансовый рынок. В этой сфере
банки являются одними из главных
действующих лиц. Отношения на рынках
финансовых услуг отличаются от отношений
на товарных рынках. Во-первых, спецификой
объекта, по поводу которого они возникают
(финансовые услуги), во-вторых, спецификой
субъекта (финансовые организации, обладающие
специальной правоспособностью)
1 Понятие банковской конкуренции
1.1 Возникновение и развитие банковской конкуренции.
Некоторые признаки конкурентного поведения можно найти у самых первых банков средневековья и даже у древних прообразов кредитных институтов, но о реальной банковской конкуренции до второй половины XIX в. говорить не принято.
В ХХ в. Европейское банковское дело пережило две глубокие перестройки, отразившиеся и на конкурентной ситуации. Перед первой мировой войной основу операций крупных частных банков Западной Европы составляли кредитование промышленности и сделки с ценными бумагами. Мелкие промышленные и сельскохозяйственные предприятия обслуживались в основном в кредитных товариществах. Сберкассы ограничивались исключительно сберегательными операциями использованием привлеченных сбережений для долгосрочного кредитования.
Эта конкурентная ситуация в корне
изменилась после первой мировой
войны в связи с волной рационализации
в банковском деле, вызванной чрезвычайно
сильным расширением
В 60-ых годах начался процесс
либерализации государственного регулирования
деятельности коммерческих банков, оказавший
значительное влияние на обострение
конкурентной ситуации на европейских
банковских рынках. 80-ые годы характеризуются
дальнейшим обострением конкуренции,
обусловленной возросшей
1.2 Особенности банковской конкуренции
Конкуренция имеет свои отличительные признаки:
1. наличие рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей (продавцов);
2. наличие большего или меньшего наличия продавцов (покупателей), соревнующихся между собой использующих различные рыночные инструменты;
В банковской сфере также существует конкуренция.
Банковская конкуренция это процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных организаций, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг. Она имеет целый ряд специфических черт, отличающих ее от конкуренции в других секторах рынка.
Особенности банковской конкуренции состоят в следующем:
• банковская конкуренция отличается развитостью форм и высокой интенсивностью;
• конкурентами коммерческих банков выступают многие другие категории конкурентов. С универсальными банками конкурируют специализированные банки (сберегательные, ипотечные, инвестиционные банки, обслуживающие предприятия малого и среднего бизнеса, клиринговые, инновационные банки), небанковские кредитные организа ции, нефинансовые организаци и( кредитные союзы, ломбарды, лизинго вые компании, клиринговые палаты, финансовые брокеры, инвестиционные компании, пенсионные фонды, почта, торговые дома);
• конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, на других как покупатели;
• внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта и услуг;
• банковские продукты и услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных "внешних" (небанковских) заменителей, в связи с чем межотраслевая конкуренция осуществляется преимущественно посредством перелива капитала;
• в банковском деле отсутствует ряд входных барьеров, характерных для многих отраслей, что ведет к относительно большей интенсивности конкуренции в этой сфере;
• ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта, услуги рекламы;
Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах. Если рассматривать рыночную систему с точки зрения объектов купли-продажи, можно сказать, что в неё входят следующие сектора:
1. Рынок средств производства
и производственных услуг. На
него коммерческие банки
2. Рынок предметов потребления
и потребительских услуг.
3. Рынок труда. Он является
целевой областью кадровой
4. Рынок интеллектуально-
5. Рынок недвижимости. Здесь банки
выступают чаще всего как
6. Финансовые рынки. В этой сфере банки являются одними из главных действующих лиц. Можно назвать:
- рынок ссудных капиталов. С одной стороны, банки покупают временные права на денежные ресурсы у своих вкладчиков, с другой - выступают как продавцы при выдаче ссуд;
- рынок ценных бумаг. Выполняя
поручения клиентов, а также по
собственной инициативе банки
осуществляют куплю-продажу
- рынок валют и драгоценных металлов. Роль банков на этом рынке аналогична их роли на рынке ценных бумаг.
Таким образом, мы видим, что сфера банковской конкуренции очень обширна, а конкурентная среда многообразна и разнородна.
1.3 Уровни банковской конкуренции.
Уровни банковской конкуренции |
||||||||||||||
Конкуренция между КБ |
Конкуренция банков с небанковскими
кредитно-финансовыми |
Конкуренция банков с нефинансовыми организациями | ||||||||||||
Индивидуальная конкуренция |
Групповая конкуренция |
Схема Уровни банковской конкуренции.
Банковская конкуренция - понятие достаточно условное, так как конкурируют на банковском рынке не только банки. Даже в финансовом секторе этого рынка можно выделить три уровня конкурентной борьбы.
1 Основной уровень - конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и специализированные. Раньше между этими видами существовала чёткая грань. Во-первых, это было связано с тем, что для ряда операций устанавливались законодательные ограничения. Например, такого рода ограничения были введены в Великобритании в начале 30-ых годов как реакция на огромное число банковских крахов в период мирового экономического кризиса 1929 - 1933 годов. Во-вторых, прибыли банков от отдельных специализированных операций иногда были настолько велики, что деятельность в других сферах становилась необязательной.
В результате в экономике всегда существовали и универсальные, и специализированные банки. При этом в банковских системах одних стран преобладали первые, а других - вторые. Так, универсальные банки традиционно господствовали в Швейцарии, ФРГ, Австрии. Доминирование же специализированных банков было характерно для Великобритании, Франции, США, Италии и Японии.
Однако в последнее
время во многих странах в условиях
усиления банковской конкуренции всё
больше проявляется тенденция к
универсализации банковской деятельности.
Различия универсальных и
Необходимо отметить, что
в банковском деле, как и в промышленности,
свободная конкуренция
Конкуренция наблюдается
как между отдельными банками, так
и между крупнейшими союзами
банковского капитала. У последних
всё более усиливается
Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения - это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле.
Существуют несколько форм банковских объединений.
Банковские картели - это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путём согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.
Банковские синдикаты, или консорциумы - соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.
Информация о работе Банковская конкуренция - основа рынка финансовых услуг