Банковская конкуренция - основа рынка финансовых услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

В качестве основных закономерностей банковской конкуренции можно назвать следующие:
• универсализация банковской деятельности;
• либерализация государственного регулирования банковской деятельности;
• расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов;
• проникновение на банковский рынок небанков;
• возрастание значения неценовой конкуренции;
• глобализация банковской конкуренции;
• усиление интенсивности банковской конкуренции — как результирующая всех названных закономерностей.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие банковской конкуренции 4
1.1 Возникновение и развитие банковской системы 4
1.2 Особенности банковской системы 5
1.3 Уровни банковской конкуренции 8
1.4 Виды конкуренции 12
2 Аналитический обзор банковской конкуренции в РФ 19
2.1 Конкурентные преимущества и позиции банков на рынке 19
2.2 Анализ конкуренции банков на рынке ипотеки 21
2.2.1 Позиция Сбербанка России 22
2.2.2 Позиция ВТБ 24 24
3 Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решений 28
3.1 Пути повышения конкурунтноспособности Российских банков 29
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовик исправления.docx

— 68.42 Кб (Скачать)

.Таблица 1 - Теоретические модели конкуренции и эволюция взглядов на них

 

Характеристика

Конкуренция

Чистая монополия

 
 

Чистая

Монополистическая

Олигополистическая

   

1

2

3

4

5

 

Количество и размеры  фирмы

Множество мелких хозяйствующих  субъектов

Множество мелких хозяйствующих  субъектов

Небольшое число хозяйствующих  субъектов, среди которых есть крупные

Один хозяйствующий субъект

 

Тип и характер продукции

Однородная стандартизированная  продукция

Разнородная дифференцированная продукция (качество, торг, марка, каналы сбыта, сервис, обслуживание и т.д.)

Стандартизированная или  дифференцированная

Уникальная продукция, не имеющая эффективных заменителей

 

Контроль над ценой

Отсутствует

Диапазон контроля цен  узкий

Диапазон цен зависит  от уровня согласованности действий хозяйствующих субъектов: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре

Значительный

 
           

Характеристика спроса

Очень эластичный спрос

Эластичный спрос

Эластичный или малоэластичный спрос

Неэластичный

 

Неценовая конкуренция

Неценовые методы конкуренции  не практикуются

Используется: значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки  и т.п.

Очень типична, особенно при  дифференциации продукции

Главным образом, реклама  связи фирмы с общественными  организациями

 

Доступность информации

Равный доступ ко всем видам  информации, высокое информационное обеспечение рынка

Некоторые ограничения

Некоторые ограничения

Некоторые ограничения

 

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия  для организации бизнеса отсутствуют

Входные барьеры в отрасль  незначительные

Наличие существенных препятствий  для организации бизнеса

Вход в отрасль для  других фирм заблокирован

 

Экономические формы конкуренции

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

     

 

2 Аналитический  обзор банковской конкуренции  в РФ

2.1 Конкурентные преимущества и позиции банков на рынке.

Исследование рынка и  собственных возможностей банка  позволяет определить конкурентные преимущества банка - те материальные и нематериальные активы банка, а  также сферы деятельности, которые  стратегически важны для банка  и которые позволяют ему обойти конкурентов. Обладание конкурентными  преимуществами позволяет занять прочную  позицию на рынке.

Согласно статистическим данным, опубликованным Центробанком РФ, в нашей стране действует около  тысячи банков и несколько десятков небанковских кредитных организаций. Следует отметить, что за первое полугодие 2010 года количество банковских учреждений заметно сократилось; уменьшилось и количество филиалов, в том числе крупнейшей отечественной банковской организации – Сбербанка. В предлагаемый вашему вниманию рейтинг вошли 20 крупнейших отечественных банков. При расчете позиции каждого банка в рейтинге учитывались ключевые показатели его деятельности; во главу угла был поставлен размер активов банка 

Позиция в рейтинге  

 

Название банка  

 

 

Активы на февраль 2011 года, тыс. руб. 

1

Сбербанк России

8 937 642 403

2

ВТБ

2 863 855 034

3

Газпромбанк

1 830 963 269

4

Россельхозбанк

1 066 019 750

5

ВТБ 24

939 049 117

6

Банк Москвы

904 026 776

7

Альфа-Банк

842 252 339

8

ЮниКредит Банк

635 986 911

9

Промсвязьбанк

495 262 905

10

Райффайзенбанк

492 883 475

11

Росбанк

472 389 582

12

Уралсиб

423 131 143

13

МДМ Банк

390 191 469

14

НОМОС-Банк

381 247 940

15

Транскредитбанк

340 689 662

16

Банк «Санкт-Петербург»

278 996 537

17

ВТБ Северо-Запад

256 699 499

18

Россия

254 160 403

19

Ситибанк

246 298 210

     

На практике конкурентные преимущества банка могут иметь  разнообразные формы:

- Имидж банка;- Высокое качество оказываемых услуг; - Величина уставного капитала и активов; - Наличие валютной или генеральной лицензии; - Устойчивая клиентура; - Корреспондентская сеть;- Система расчетов и спектр оказываемых услуг; - Наличие филиальной сети и перспективы ее расширения; - Действенная реклама; - Квалификация работников, грамотный менеджмент, накопленный опыт работы и т.д.

По данным статистики, население  выбирает банк основываясь на следующих  принципах, представленных на диаграмме.

1

45,2  млн. чел.

Хорошие рекомендации друзей и коллег

2

33,5  млн. чел

Государственная поддержка

3

27,1  млн. чел

Высокая оценка в  банковском рейтинге

4

27,6  млн. чел

Давно на банковском рынке

5

28  млн. чел

Выгодные условия

6

10,3 млн. чел

Высокое качество обслуживания

7

7,1  млн. чел

Удобство расположения филиала банка

8

5,8  млн. чел

Широкаяфилиальная сеть

9

4,5  млн. чел

Удобное время работы банка

10

1,9  млн. чел

Иностранное происхождение  банка

11

0,6  млн. чел

Хорошая информационная поддержка


2.2 Анализ конкуренции банков на рынке ипотеки

 

На основании таблицы  рейтингов банков для сравнительного анализа конкуренции я выбрала 2 банка: Сбербанк России и ВТБ 24.

Проанализировав предложенные услуги предоставляемые банками  населению 

был сделан вывод о том  что банки предлагают практически  обинаковые услуги по работе с населением.

 

                                                                                                          Таблица № 

Вид предоставляемой услуги

Банк Сбербанк

ВТБ 24

Кредиты

Потребительские,ипотечные,автокредитование

Наличными, автокредиты, ипотечные

Вклады и счета

Срочные,р/с, для пенсионеров

Срочные,р/с,

Банковские карты

Дебетовая ,кредитовая, спец предложения

Дебетовая ,кредитовая, спец предложения

Мобильный банк

да

да


 

Для дальнейшегосравнительного  анализа я вибрала направление  ипотечное кредитование. Актуальность данного направления обусловлена  большим интересом со стороны  населения.

 

 

 

2.2.1 Позиция  Сбербанка России

Ипотечная программа

                                                                                                           Таблица №

Процентная ставка

(% годовые, валюта)

9,5-14% на первичное ,вторичное  жилье

Срок кредитования (годы)

До 30 лет

Сумма кредита (тыс.$)

Не ограничен (зависит  от платежеспособности и стоимости  приобретаемой квартиры)

Собственные средства заемщика %

От 10%

Обеспечение*

Кредитование  на приобретения жилья под залг кредитуемого или  иного жилого помещения 

Наличие поручителей

Да

Кто может получить кредит

Любой гражданин РФ

Подтверждение платежеспособности

Официально подтвержденный доход (по справке с работы 2-НДФЛ  или из налоговой инспекции)

   

 
В первую очередь, Сбербанк силен своими жилищными кредитами. Их квартиры, и долевое участие  в строительстве, и ремонт, и строительство  своего дома или дачи, и приобретение земельного участка. Условия кредитов на жилье довольно выгодные. В Сбербанке  можно взять до 90% - 95% стоимости  жилья на срок до 20 лет. При этом банк предусмотрел различные варианты обеспечения: поручительства граждан, работодателей  и любых юридических лиц, залог  как имеющегося, так приобретаемого жилья и т.д. В 2007 году банком введен гибкий принцип определения ставок. Их размер по кредитам физических лиц теперь определяется с учетом срока кредитования, размера предоставленного обеспечения, а также величины первоначального взноса за приобретаемый объект недвижимости. Кроме того, срок кредитования увеличен до 30 лет.

Размер комиссий у Сбербанка меньше, а процентные ставки порой больше, чем у конкурентов. Предполагается, что по ипотечным  кредитам банк сохранит ставки, но удлинит  сроки.

По состоянию  на 1 января этого года банк выдал  около 700 миллиардов рублей кредитов, 22% из которых - жилищные кредиты. Доля Сбербанка  на рынке кредитования населения  в это время составляла 37%, что  на 6% ниже начала 2010 года. В настоящее  время ставка Сбербанка по ипотечным  кредитам и кредитам на жилье составляет, в зависимости от условий, 11,8-15,5%. По данным ЦБ, на начало года средневзвешенная процентная ставка по банковским кредитам на срок более одного года составляет 15,7%.

Преимущества ипотеки  в Сбербанке России следующие: во-первых, после регистрации ипотеки процентная ставка по кредиту снижается. Во-вторых, приобретая жилье, Вы становитесь сразу  его собственником и можете прописаться  в нем. Расходы на оформление ипотеки  не велики, но продать или поменять его можно только с согласия банка. Также нельзя забыть о государственной  поддержке и о присутствие  в большем количестве городов  чем другие банки.

2.2.2 Позиция  ВТБ 24

Кредитование покупки  жилья 

                                                                                                        Таблица № 

Описание

Кредит предоставляется  для приобретения квартиры на вторичном ,первичном рынке

Процентная ставка (годовые)

7,95%

Срок кредитования

от 5 до 25 лет

Сумма кредита

Min 300000 т.р.

Собственные средства заемщика

10% вторичное жилье, 30% первичное  жилье

Обеспечение

Залог приобретаемой недвижимости

Наличие поручителей

Возможно

Кто может получить кредит

Гражданин РФ или другого  государства.

Подтверждение платежеспособности

Банк рассматривает как  официальное подтверждение дохода (справка 2-НДФЛ), так и подтверждение  дохода по справке в произвольной форме.


 

Большое количество граждан, столкнувшихся с жилищной проблемой, надеются решить ее с помощью  ипотечного кредита. В условиях конкуренции  банки стремятся создать все  более и более привлекательные  предложения по ипотечному кредитованию, но на этом рынке уже определились явные лидеры, в числе которых - ВТБ 24.

Портфель ипотечных  кредитов в российских банках превысит 765 миллиардов рублей и вырастет за этот год более чем в 2-3 раза. Доля ВТБ 24 на рынке сегодня уже превысила 8%, а к концу года руководство  планирует ее нарастить до 10%. В  Московском регионе ВТБ 24 является безусловным лидером с долей  рынка больше 18%.

Привлекательность условий ипотечного кредитования ВТБ 24 подтверждается тем, что только в 2010г. этот банк выбрало в качестве ипотечного кредитора более 15 500 семей. ВТБ 24 является лидером, как по объему ипотечного кредитного портфеля, так  и по темпам его прироста. К основным преимуществам его предложения  можно отнести:

Информация о работе Банковская конкуренция - основа рынка финансовых услуг