Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:20, контрольная работа
В качестве основных закономерностей банковской конкуренции можно назвать следующие:
• универсализация банковской деятельности;
• либерализация государственного регулирования банковской деятельности;
• расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов;
• проникновение на банковский рынок небанков;
• возрастание значения неценовой конкуренции;
• глобализация банковской конкуренции;
• усиление интенсивности банковской конкуренции — как результирующая всех названных закономерностей.
Введение 3
1 Понятие банковской конкуренции 4
1.1 Возникновение и развитие банковской системы 4
1.2 Особенности банковской системы 5
1.3 Уровни банковской конкуренции 8
1.4 Виды конкуренции 12
2 Аналитический обзор банковской конкуренции в РФ 19
2.1 Конкурентные преимущества и позиции банков на рынке 19
2.2 Анализ конкуренции банков на рынке ипотеки 21
2.2.1 Позиция Сбербанка России 22
2.2.2 Позиция ВТБ 24 24
3 Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решений 28
3.1 Пути повышения конкурунтноспособности Российских банков 29
Заключение 33
Список литературы 34
.Таблица 1 - Теоретические модели конкуренции и эволюция взглядов на них
Характеристика |
Конкуренция |
Чистая монополия |
|||
Чистая |
Монополистическая |
Олигополистическая |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Количество и размеры фирмы |
Множество мелких хозяйствующих субъектов |
Множество мелких хозяйствующих субъектов |
Небольшое число хозяйствующих субъектов, среди которых есть крупные |
Один хозяйствующий субъект |
|
Тип и характер продукции |
Однородная |
Разнородная дифференцированная продукция (качество, торг, марка, каналы сбыта, сервис, обслуживание и т.д.) |
Стандартизированная или дифференцированная |
Уникальная продукция, не
имеющая эффективных |
|
Контроль над ценой |
Отсутствует |
Диапазон контроля цен узкий |
Диапазон цен зависит от уровня согласованности действий хозяйствующих субъектов: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре |
Значительный |
|
Характеристика спроса |
Очень эластичный спрос |
Эластичный спрос |
Эластичный или малоэластичный спрос |
Неэластичный |
|
Неценовая конкуренция |
Неценовые методы конкуренции не практикуются |
Используется: значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.п. |
Очень типична, особенно при дифференциации продукции |
Главным образом, реклама связи фирмы с общественными организациями |
|
Доступность информации |
Равный доступ ко всем видам информации, высокое информационное обеспечение рынка |
Некоторые ограничения |
Некоторые ограничения |
Некоторые ограничения |
|
Условия вступления в отрасль |
Очень легкие, препятствия
для организации бизнеса |
Входные барьеры в отрасль незначительные |
Наличие существенных препятствий для организации бизнеса |
Вход в отрасль для других фирм заблокирован |
|
Экономические формы конкуренции |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
2 Аналитический обзор банковской конкуренции в РФ
2.1 Конкурентные преимущества и позиции банков на рынке.
Исследование рынка и собственных возможностей банка позволяет определить конкурентные преимущества банка - те материальные и нематериальные активы банка, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для банка и которые позволяют ему обойти конкурентов. Обладание конкурентными преимуществами позволяет занять прочную позицию на рынке.
Согласно статистическим
данным, опубликованным Центробанком
РФ, в нашей стране действует около
тысячи банков и несколько десятков небанковских
кредитных организаций. Следует отметить,
что за первое полугодие 2010 года количество
банковских учреждений заметно сократилось;
уменьшилось и количество филиалов, в
том числе крупнейшей отечественной банковской
организации – Сбербанка. В предлагаемый
вашему вниманию рейтинг вошли 20 крупнейших
отечественных банков. При расчете позиции
каждого банка в рейтинге
Позиция в рейтинге |
Название банка
|
Активы на февраль 2011 года, тыс. руб. |
1 |
Сбербанк России |
8 937 642 403 |
2 |
ВТБ |
2 863 855 034 |
3 |
Газпромбанк |
1 830 963 269 |
4 |
Россельхозбанк |
1 066 019 750 |
5 |
ВТБ 24 |
939 049 117 |
6 |
Банк Москвы |
904 026 776 |
7 |
Альфа-Банк |
842 252 339 |
8 |
ЮниКредит Банк |
635 986 911 |
9 |
Промсвязьбанк |
495 262 905 |
10 |
Райффайзенбанк |
492 883 475 |
11 |
Росбанк |
472 389 582 |
12 |
Уралсиб |
423 131 143 |
13 |
МДМ Банк |
390 191 469 |
14 |
НОМОС-Банк |
381 247 940 |
15 |
Транскредитбанк |
340 689 662 |
16 |
Банк «Санкт-Петербург» |
278 996 537 |
17 |
ВТБ Северо-Запад |
256 699 499 |
18 |
Россия |
254 160 403 |
19 |
Ситибанк |
246 298 210 |
На практике конкурентные преимущества банка могут иметь разнообразные формы:
- Имидж банка;- Высокое качество оказываемых услуг; - Величина уставного капитала и активов; - Наличие валютной или генеральной лицензии; - Устойчивая клиентура; - Корреспондентская сеть;- Система расчетов и спектр оказываемых услуг; - Наличие филиальной сети и перспективы ее расширения; - Действенная реклама; - Квалификация работников, грамотный менеджмент, накопленный опыт работы и т.д.
По данным статистики, население выбирает банк основываясь на следующих принципах, представленных на диаграмме.
1 |
45,2 млн. чел. |
Хорошие рекомендации друзей и коллег |
2 |
33,5 млн. чел |
Государственная поддержка |
3 |
27,1 млн. чел |
Высокая оценка в банковском рейтинге |
4 |
27,6 млн. чел |
Давно на банковском рынке |
5 |
28 млн. чел |
Выгодные условия |
6 |
10,3 млн. чел |
Высокое качество обслуживания |
7 |
7,1 млн. чел |
Удобство расположения филиала банка |
8 |
5,8 млн. чел |
Широкаяфилиальная сеть |
9 |
4,5 млн. чел |
Удобное время работы банка |
10 |
1,9 млн. чел |
Иностранное происхождение банка |
11 |
0,6 млн. чел |
Хорошая информационная поддержка |
2.2 Анализ конкуренции банков на рынке ипотеки
На основании таблицы рейтингов банков для сравнительного анализа конкуренции я выбрала 2 банка: Сбербанк России и ВТБ 24.
Проанализировав предложенные услуги предоставляемые банками населению
был сделан вывод о том что банки предлагают практически обинаковые услуги по работе с населением.
Вид предоставляемой услуги |
Банк Сбербанк |
ВТБ 24 |
Кредиты |
Потребительские,ипотечные, |
Наличными, автокредиты, ипотечные |
Вклады и счета |
Срочные,р/с, для пенсионеров |
Срочные,р/с, |
Банковские карты |
Дебетовая ,кредитовая, спец предложения |
Дебетовая ,кредитовая, спец предложения |
Мобильный банк |
да |
да |
Для дальнейшегосравнительного
анализа я вибрала направление
ипотечное кредитование. Актуальность
данного направления
2.2.1 Позиция Сбербанка России
Ипотечная программа
Процентная ставка (% годовые, валюта) |
9,5-14% на первичное ,вторичное жилье |
Срок кредитования (годы) |
До 30 лет |
Сумма кредита (тыс.$) |
Не ограничен (зависит от платежеспособности и стоимости приобретаемой квартиры) |
Собственные средства заемщика % |
От 10% |
Обеспечение* |
Кредитование на приобретения жилья под залг кредитуемого или иного жилого помещения |
Наличие поручителей |
Да |
Кто может получить кредит |
Любой гражданин РФ |
Подтверждение платежеспособности |
Официально подтвержденный доход (по справке с работы 2-НДФЛ или из налоговой инспекции) |
В первую очередь, Сбербанк
силен своими жилищными кредитами.
Их квартиры, и долевое участие
в строительстве, и ремонт, и строительство
своего дома или дачи, и приобретение
земельного участка. Условия кредитов
на жилье довольно выгодные. В Сбербанке
можно взять до 90% - 95% стоимости
жилья на срок до 20 лет. При этом банк
предусмотрел различные варианты обеспечения:
поручительства граждан, работодателей
и любых юридических лиц, залог
как имеющегося, так приобретаемого
жилья и т.д. В 2007 году банком введен
гибкий принцип определения ставок. Их
размер по кредитам физических лиц теперь
определяется с учетом срока кредитования,
размера предоставленного обеспечения,
а также величины первоначального взноса
за приобретаемый объект недвижимости.
Кроме того, срок кредитования увеличен
до 30 лет.
Размер комиссий у Сбербанка меньше, а процентные ставки порой больше, чем у конкурентов. Предполагается, что по ипотечным кредитам банк сохранит ставки, но удлинит сроки.
По состоянию на 1 января этого года банк выдал около 700 миллиардов рублей кредитов, 22% из которых - жилищные кредиты. Доля Сбербанка на рынке кредитования населения в это время составляла 37%, что на 6% ниже начала 2010 года. В настоящее время ставка Сбербанка по ипотечным кредитам и кредитам на жилье составляет, в зависимости от условий, 11,8-15,5%. По данным ЦБ, на начало года средневзвешенная процентная ставка по банковским кредитам на срок более одного года составляет 15,7%.
Преимущества ипотеки
в Сбербанке России следующие: во-первых,
после регистрации ипотеки
2.2.2 Позиция ВТБ 24
Кредитование покупки жилья
Описание |
Кредит предоставляется для приобретения квартиры на вторичном ,первичном рынке |
Процентная ставка (годовые) |
7,95% |
Срок кредитования |
от 5 до 25 лет |
Сумма кредита |
Min 300000 т.р. |
Собственные средства заемщика |
10% вторичное жилье, 30% первичное жилье |
Обеспечение |
Залог приобретаемой недвижимости |
Наличие поручителей |
Возможно |
Кто может получить кредит |
Гражданин РФ или другого государства. |
Подтверждение платежеспособности |
Банк рассматривает как
официальное подтверждение |
Большое количество граждан, столкнувшихся с жилищной проблемой, надеются решить ее с помощью ипотечного кредита. В условиях конкуренции банки стремятся создать все более и более привлекательные предложения по ипотечному кредитованию, но на этом рынке уже определились явные лидеры, в числе которых - ВТБ 24.
Портфель ипотечных кредитов в российских банках превысит 765 миллиардов рублей и вырастет за этот год более чем в 2-3 раза. Доля ВТБ 24 на рынке сегодня уже превысила 8%, а к концу года руководство планирует ее нарастить до 10%. В Московском регионе ВТБ 24 является безусловным лидером с долей рынка больше 18%.
Привлекательность условий ипотечного кредитования ВТБ 24 подтверждается тем, что только в 2010г. этот банк выбрало в качестве ипотечного кредитора более 15 500 семей. ВТБ 24 является лидером, как по объему ипотечного кредитного портфеля, так и по темпам его прироста. К основным преимуществам его предложения можно отнести:
Информация о работе Банковская конкуренция - основа рынка финансовых услуг