Банковская конкуренция - основа рынка финансовых услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

В качестве основных закономерностей банковской конкуренции можно назвать следующие:
• универсализация банковской деятельности;
• либерализация государственного регулирования банковской деятельности;
• расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов;
• проникновение на банковский рынок небанков;
• возрастание значения неценовой конкуренции;
• глобализация банковской конкуренции;
• усиление интенсивности банковской конкуренции — как результирующая всех названных закономерностей.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие банковской конкуренции 4
1.1 Возникновение и развитие банковской системы 4
1.2 Особенности банковской системы 5
1.3 Уровни банковской конкуренции 8
1.4 Виды конкуренции 12
2 Аналитический обзор банковской конкуренции в РФ 19
2.1 Конкурентные преимущества и позиции банков на рынке 19
2.2 Анализ конкуренции банков на рынке ипотеки 21
2.2.1 Позиция Сбербанка России 22
2.2.2 Позиция ВТБ 24 24
3 Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решений 28
3.1 Пути повышения конкурунтноспособности Российских банков 29
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовик исправления.docx

— 68.42 Кб (Скачать)

Банковские тресты - это объединения, возникающие путём полного слияния  нескольких банков, причём происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.

Банковские концерны - это объединение  многих банков, формально сохраняющих  самостоятельность, но находящихся  под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные  пакеты их акций.

В конкурентной борьбе крупные  банки имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения  вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более  солидные и устойчивые банки, а не в мелкие, которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным  банкам взимать меньшую плату  с клиентов за выполнение для них  расчётных и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру. Превосходство крупных банков ещё  более усиливается из-за широкого применения компьютеров и другой вычислительной техники.

 

В борьбе с банками-аутсайдерами банковские объединения прибегают  к различным методам конкурентной борьбы: с помощью рекламы, путём  открытия своих филиалов в районе деятельности аутсайдеров и переманивания  клиентов посредством предоставления им тех или иных льгот. Борьба за клиентуру ведётся и между  самими банковскими объединениями; каждый крупный банк стремится переманить клиентов у других крупных банков.

2 Наряду с соперничеством  между коммерческими банками  в современных условиях всё  более серьёзную конкуренцию  они испытывают со стороны  небанковских кредитно-финансовых  институтов (страховые компании, финансовые  брокеры, пенсионные фонды, инвестиционные  фонды, компании по выпуску  кредитных карточек и другие), а также со стороны нефинансовых  организаций (почта, торговые  дома, предприятия автомобильной  промышленности и другие.).

Итогом этих процессов - универсализации банковского дела и усиления конкуренции со стороны небанков - явилось быстрое развитие финансовых конгломератов. В США их основателями в конце 70-ых - начале 80-ых годов стали фирмы «Меррил Линч» (инвестиционный бизнес), «Америкэн Экспресс» (кредитные карточки), «Пруденшл» (страхование), «Ситикорпорейшн» (холдинговая компания).

Помимо этих трёх уровней, на некоторых из них можно выделить два подуровня:

индивидуальная конкуренция, при которой конкурентами являются отдельные кредитные институты;

групповая конкуренция, при  которой в качестве конкурентов  могут выступать группы родственных  кредитных институтов. Примерами  могут быть объединения сберегательных касс и кредитных товариществ  в Германии, проводящие согласованную  рыночную политику.

1.4 Виды конкуренции .

1 конкуренция продавцов  и покупателей;

2 индивидуальная и групповая конкуренция ;

3 внутриотраслевая и межотраслевая  конкуренция;

4 ценовая и неценовая  конкуренция;

5 совершенная и несовершенная  конкуренция.

 

 Конкуренция продавцов и конкуренция покупателей.

В зависимости от  участвующих  в банковской конкуренции рыночных субъектов можно выделить:

1 конкуренцию продавцов  банковских услуг и2 конкуренцию  покупателей банковских услуг.

Конкуренция продавцов –  это тип взаимоотношений между  продавцами по поводу установления цен  и объемов предложения товаров  на рынке, проявляющийся в их соперничестве  за наиболее выгодные условия сбыта  товаров и получения на их основе максимальной прибыли.

Конкуренция покупателей  – это тип взаимоотношений  покупателей по поводу формирования цен и объема спроса на рынке, проявляющийся  в совершенствовании  между ними за доступ к необходимым товарам  и наиболее выгодные условия покупки.

Обе эти формы могут  существовать рядом друг с другом , находясь в определенном сочетании. Их соотношения на каждом конкретном рынке определяется рыночной силой  продавцов и покупателей.

 

 Индивидуальная  и групповая конкуренция.

Индивидуальная банковская конкуренция имеет место когда  конкурентами являются отдельные кредитные  институты. При групповой банковской конкуренции друг другу противостоят объединения кредитных институтов, выступающих в качестве « ассоциированных» конкурентов.

 Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами  одной отрасли, производящими аналогичные  товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются  по цене, качеству, ассортименту.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предприятиями  разных отраслей. Отраслевая структура банковского дела, с точки зрения отдельного кредитного института банковские отрасли выступают в качестве рынков сбыта. Основные из них: рынок кредитов (отрасль кредитование); рынок вкладов (отрасли сберегательное дело, инвестиционное посредничество); рынок услуг (отрасли расчётно-кассовое обслуживание, трастовые операции, прочие услуги).

Внутриотраслевая банковская конкуренция. На этапе разработки своей  конкурентной стратегии каждый кредитный  институт должен решить, будет ли он специализированным или универсальным, взвесить преимущества и недостатки альтернативных стратегических решений. В наши дни сложилось представление  о том, что универсальные банки  при прочих равных условиях обладают конкурентным преимуществом, заключающемся  в возможности рассеивания риска  на широкий ассортимент реализуемых  товаров. Следовательно, при наличии  достаточных финансовых ресурсов решение  должно приниматься однозначно в  пользу универсализации. В значительной степени это правильно, однако руководителю банка не следует забывать, что  и универсальный банк может обладать стратегическими недостатками, в  частности, с точки зрения, интенсивности  внутриотраслевой конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция  в экономике может существовать в двух основных формах: предметная и видовая конкуренция.

Предметная конкуренция  возникает между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются  лишь качеством изготовления или  даже не отличаются по качеству. Эта ситуация характерна для большинства отраслей по производству потребительских товаров.

Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающими товары одного вида (т.е. предназначенными для одной и той же цели), но различающиеся по каким-то существенно  важным параметрам. Пример: автомобили одного класса с различными по мощности двигателями.

Межотраслевая банковская конкуренция. Если внутриотраслевая конкуренция  в банковском деле осуществляется между  действующими в той или иной банковской отрасли институтами, то межотраслевая  конкуренция развёртывается между  субъектами, интересы которых ранее  не пересекались.

Межотраслевая конкуренция  в экономике может осуществляться в формах конкуренции посредством  перелива капитала или функциональной конкуренции (конкуренции субститутов).

Конкуренция посредством  перелива капитала возникает при  смене предприятием профиля своей  деятельности или её диверсификации. Она вызывается различиями конъюнктуры  и нормы прибыли в разных отраслях. В идеале перелив капитала мог  бы приводить к выравниванию нормы  прибыли по всем отраслям. Однако на практике для перелива капитала существуют препятствия, которые в экономической  литературе получили название входных  и выходных барьеров.

Входные барьеры - это препятствия  для проникновения на рынок новых  конкурентов. К ним относятся: экономия на масштабах производства, дифференциация продукта, потребность в значительном капитале, высокие издержки по переориентации потребителей, недоступность каналов  сбыта, ограниченность доступа к  источникам ресурсов, отсутствие земельных  участков, высокий уровень используемых в отрасли технологий, наличие  у действующих в отрасли предприятий  исключительного права заниматься данным видом деятельности, патентная защита инноваций, лицензионные ограничения, недостаток опыта, противодействие существующих фирм и др.

Выходные барьеры - это  препятствия для попыток фирм, действующих на рынке, уйти с него. Это могут быть: необходимость  списания крупных инвестиций, большие  затраты по конверсии производства, нежелание утратить свой имидж, честолюбие менеджеров, противодействие правительства  или профсоюзов, протесты поставщиков, клиентуры и дилеров и другие. Чем выше входные и выходные барьеры, тем меньше угроза проникновения  в отрасль новых конкурентов.

Функциональная конкуренция, в отличие от этого, не предполагает перехода в другую отрасль. Она основывается на том факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями  различных отраслей, могут выполнять  для потребителя одинаковые функции  и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов). Так, конкурентом  производителя коньков может  быть производитель лыж в той  мере, в какой для потребителя  два вида зимнего спорта являются взаимозаменяемыми. Также взаимозаменяемыми  являются, например многие продукты питания. Наличие субститутов резко раздвигает границы рынка и ведёт к  обострению межотраслевой конкуренции, поэтому при выработке конкурентной стратегии наиболее привлекательными для предпринимателя являются такие  отрасли, продукция которых не имеет  хороших или близких заменителей.

        Ценовая и неценовая конкуренция.

В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция осуществляется путём изменения (как правило, снижения) цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик  товара (надёжность, долговечность, безопасность, полезный эффект, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).

Манипулирование ценами - самый  старый метод конкуренции и самый  простой с точки зрения технического исполнения. Однако надо отметить, что  ценовая конкуренция в экономике  может быть открытой (прямой) и скрытой.

При открытой ценовой конкуренции  фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары. При  скрытой ценовой конкуренции  фирмы выпускают новый товар  с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало.

Особенностью ценовой  конкуренции в банковском секторе  экономики является отсутствие чёткой взаимосвязи потребительной стоимости  товара (банковской услуги) и его  цены. В связи с этим грань между  открытой и скрытой ценовой конкуренцией расплывчата, а рамки, в которых  банк имеет возможность значительного  маневрирования процентными ставками, уровнем комиссионных вознаграждений и тарифов на услуги, довольно-таки растяжимы.

Необходимость государственного регулирования банковской конкуренции  вызвана особым положением кредитных  институтов в экономике, позволяющим  существенно влиять на результаты функционирования, а также сильной зависимостью деятельности банков от психологических  факторов, от доверия клиентов. Конкуренция  же - это немалый риск, и существует опасность того, что утрата доверия  к отдельным кредитным учреждениям, оказавшимся не в состоянии выполнять  свои обязательства перед клиентами, может распространиться на систему  в целом. Американские экономисты назвали  это “феноменом системного риска”. А утрата доверия к кредитным  институтам способна нанести экономике  огромный ущерб.

Во-вторых, ограниченность ценовой  конкуренции в банковском деле состоит  в том, что существует предел процента, ниже которого банк уже не будет  получать прибыль. Это могут позволить  себе не все и не всегда. Поэтому  современные западные банки стремятся  не конкурировать в области цен  на банковские услуги, добиваясь сохранения высоких тарифов и процентных ставок. Конкуренция всё более  принимает неценовой характер. Неценовая банковская конкуренция связана прежде всего с изменениями качества услуг. Поэтому перед зарубежными учеными и практиками в области банковского дела встала проблема определения критериев качества банковского продукта, и в настоящее время уже имеются определённые подходы к её решению. Так, специалисты городской сберкассы Кёльна разработали критерии качества с двух позиций: с точки зрения клиента и с точки зрения банка.

С точки зрения клиента  критериями качества банковского обслуживания являются скорость обслуживания, срочность  осуществления операций, наличие  ошибок и неточностей, часы работы банка, качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер), личностная сторона отношений с банком и  др. Уровень качества банковских услуг  клиент сопоставляет с их ценами.

Для самого банка качественный уровень работы определяют: скорость внутренних рабочих процессов, уровень  издержек на исправление ошибок, эффективность  рабочих процессов, уровень мотивации  работников производительность труда, степень кредитного риска и др., соотносимые с уровнем затрат на производство банковских услуг. Очевидно, что в своей деятельности банк должен учитывать обе группы критериев.,

 Совершенная и несовершенная конкуренция.

В зависимости от степени  монополизации рынка и зависящей  от этого свободы конкуренции  различают совершенную и несовершенную  конкуренцию. Совершенная конкуренция - это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизованные, однородные) товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.

Информация о работе Банковская конкуренция - основа рынка финансовых услуг