Анализ финансовых результатов деятельности банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа финансовой деятельности банков второго уровня Республики Казахстан, а также раскрытие проблем и путей их развития в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 дать оценку экономической информации, взятой из отчетности коммерческого банка;
 проанализировать современное финансовое состояние банков второго уровня в Республике Казахстан (на примере АО «БТА Банк»);
 рассмотреть тенденцию изменения финансового состояния банка;
 раскрыть проблемы развития банков второго уровня в Казахстане, пути их решения и определить ближайшие перспективы будущего.

Файлы: 1 файл

Анализ финансовых результатов деятельности банка.doc

— 431.50 Кб (Скачать)

Следует отметить, что  рост внешних заимствований приводит к повышению степени подверженности банковского сектора значительному  валютному риску, негативное влияние  которого может быть вызвано переоценкой валютных обязательств банков, а также рискам рефинансирования, процентному риску и риску ликвидности.

Крайне важно отметить, что казахстанскими банками внешние  заимствования привлекаются, в основном, по плавающей процентной ставке. В свою очередь, в случае резкого изменения ситуации на мировом рынке и условий кредитных соглашений, банки могут быть неспособны, ответить своевременно по своим обязательствам, что может негативно отразиться как на рейтинге отдельного банка, так и всей банковской системы республики.

В целях ограничения  внешних заимствований банков в  текущем году были приняты соответствующие  косвенные меры пруденциального  характера.

Несмотря на предпринимаемые  шаги по совершенствованию отечественной  банковской системы необходимо продолжить работу в данном направлении.

В целях дальнейшего  развития банковского сектора, а  также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, предполагается провести работу по дальнейшему совершенствованию  банковского законодательства с  учетом международных стандартов, развитию конкуренции и либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок, принятию мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков), снижению банковских рисков связанных с экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, совершенствованию финансовой статистики.

Основные меры:

  1. Либерализация доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок. Учитывая процессы глобализации, перспективу вхождения Республики Казахстан во ВТО представляется целесообразным продолжение работы по либерализации и повышению конкуренции в банковской системе. Помимо уже снятых ограничений для деятельности банков с иностранным участием (в отношении совокупного уставного капитала банков с иностранным участием, состава Правления, требования по размещению средств во внутренние активы, а также персонала) предполагается рассмотреть возможность разрешения деятельности их филиалов на территории Казахстана при соблюдении переходного периода и условий, призванных обеспечить финансовую устойчивость страны.
  2. Совершенствование консолидированного надзора и обеспечение прозрачности национального банковского сектора для ускорения его вхождения на мировые рынки и активного международного сотрудничества. В целях совершенствования консолидированного надзора и обеспечения прозрачности в банковском секторе будут усовершенствованы процедуры банковского надзора, направленные на обеспечение выполнения банками требований законодательства в части консолидированного надзора, структуры собственников, отношений с аффинированными лицами.
  3. Принятие мер для снижения банковских рисков, связанных с ростом объемов кредитования недвижимости, экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, а также с развитием и расширением перечня банковских услуг. В целях оценки кредитных рисков банков второго уровня, а также перечисленных выше рисков по мере необходимости и с учетом экономической целесообразности будет совершенствоваться действующее банковское законодательство, особенно в части пруденциального регулирования и методики классификации активов банков второго уровня.
  4. Совершенствование банковского законодательства с учетом международных стандартов. В целях приближения регулирования банковского сектора Казахстана к международным стандартам, будет продолжена работа по осуществлению перехода банковской системы Казахстана на Новое соглашение адекватности капитала Базельского комитета по Банковскому надзору «Международная конвергенция расчета капитала и стандартов капитала» (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards) (Базель II).

В среднесрочной перспективе будет проводиться работа по завершению перехода на Базель II, что предполагает осуществление ряда мер, в частности:

  1. согласовать график перехода Агентства на Базель II с представителями Группы по внедрению Базеля II (Accord Implementation Group);
  2. в целях широкого ознакомления и большего понимания принципов Базеля II разместить на официальном сайте Агентства русскоязычный вариант его текста;
  3. направить соответствующие запросы в надзорные органы стран об их намерении и условиях по переходу на Базель II;
  4. рассмотреть целесообразность использования отечественными банками метода централизованных рейтингов.

Кроме того, будет продолжена работа по повышению требований к  деятельности банков, дальнейшему совершенствованию  системы управления рисками в банках второго уровня с учетом международной практики.

  1. Взаимодействие с надзорными органами иностранных государств для обмена надзорной информацией. В рамках мер по совершенствованию банковского законодательства с учетом международных стандартов, особенно в части осуществления перехода банковской системы Казахстана на Базель II предполагается ускорить работу по заключению меморандумов о сотрудничестве и обмене информацией со всеми регуляторными органами стран финансовые организации, которых имеют дочерние финансовые организации в Казахстане (в частности, США, Нидерланды), и, соответственно, со странами, в которых имеют дочерние организации и филиалы финансовые организации Казахстана, а также разработать стратегию взаимодействия с надзорными органами родительских банков, имеющих дочерние банки в Казахстане (в частности, США, Нидерланды, Великобритания), в применении родительскими банками положений Базеля II, в том числе наладить отношения с надзорными органами зарубежных стран в области технического сотрудничества.
  2. Совершенствование развития системы обязательного гарантирования депозитов. В целях соответствия казахстанской системы гарантирования депозитов (далее - Система) лучшей международной практике необходимо осуществление следующих основных мер:
  • дальнейшее совершенствование Системы с учетом лучшего мирового опыта и рекомендаций Международной ассоциации систем страхования депозитов (IABI);
  • внедрение с 2007 года системы дифференцированных ставок обязательных календарных взносов для банков-участников Системы;
  • участие в разработке нормативной правовой базы по вопросам проведения операций по одновременной передаче части обязательств и имущества принудительно ликвидируемого банка другому (другим) банку (банкам).

Будет изучена возможность  использования альтернативных путей фондирования Системы, в случае дефицита денежных средств для выплаты возмещения вкладчикам ликвидируемого банка в виде перестрахования рисков за рубежом, либо использования кредитных деривативов.

  1. Повышение эффективности управления внешним заимствованием банковского сектора страны. Принимая во внимание принятые в текущем году косвенные меры по ограничению внешних заимствований банков, основанные на изучении международной практики с учетом рекомендаций международных финансовых организаций, в перспективе, в рамках складывающейся ситуации, экономической целесообразности и влияния указанных мер на объемы внешнего заимствования банковского сектора, при необходимости, возможен пересмотр отдельных нормативов и лимитов в данном направлении в рамках совершенствования пруденциального регулирования деятельности банков.
  2. Совершенствование финансовой статистики. Отсутствие статистики долгосрочного кредитования финансовым сектором экономики не позволяет произвести должную оценку инвестиционного кредитования банковской системой создания и модернизации основных средств промышленности, что, в свою очередь, требует принятия соответствующих мер в данном направлении.

«Мировой финансово-экономический  кризис повлиял на темпы роста  экономики, но не остановил наше развитие. Накопленный экономический потенциал обеспечил нам устойчивость в труднейших кризисных баталиях последних трех лет. Мы защитили финансовую систему страны, спасли системообразующие банки…. Все было сделано под моим контролем, оперативно, публично. Мы не допустили рецессии, потому что знали, что нужно делать, и делали это быстро….».

 

    1. Политика по управлению финансовыми рисками в АО «БТА-Банк»

 

Структура системы управления рисками АО «БТА Банк», как один из основных компонентов корпоративного управления, направлена на минимизацию влияния любого риска на финансовое положение Общества и его способность выполнять собственные обязательства. АО «БТА Банк» осуществляет мониторинг и контролирует свои риски в соответствии с основными этическими принципами, политиками и лимитами, установленными Советом директоров. Совет директоров определяет среднесрочную и долгосрочную стратегии Общества и осуществляет надзор за операциями Общества. Правление, Комитет по рискам и другие органы, ответственные за управление рисками своевременно предоставляют отчеты о деятельности Общества, информацию о рисках и финансовом состоянии Общества для рассмотрения и утверждения Советом директоров. Делегирование ответственности и обязанностей между контролирующими и исполнительными органами АО «БТА Банк» основано на принципах корпоративного управления с целью мониторинга и контроля над следующими рисками, связанными с банковской деятельностью:

  • Кредитный риск;
  • Страховой риск;
  • Рыночный риск, включая валютный, процентный и ценовый риски;
  • Риск потери ликвидности;
  • Операционный риск;
  • Комплекс-риск;
  • Правовой риск;
  • Риск потери деловой репутации.

 

 

Рисунок 9. Структура системы риск менеджмента в АО «БТА Банк»

 

Кредитное качество по классам  финансовых активов. Группа управляет  кредитным качеством финансовых активов при помощи внутренней системы присвоения рейтингов.

Просроченные займы  клиентам включают только займы, которые  просрочены лишь на несколько дней.

Согласно своей политике, Группа должна осуществлять точное и  последовательное присвоение рейтингов в рамках своего кредитного портфеля. Это обеспечивает возможность сфокусированного управления существующими рисками, а также позволяет сравнивать размер кредитного риска по различным видам деятельности, географическим регионам и продуктам. Система присвоения рейтингов опирается на ряд финансово-аналитических методов, а также на обработанные рыночные данные, которые представляют собой основную исходную информацию для оценки риска контрагентов. Все внутренние категории риска определены с учетом различных категорий и в соответствии с политикой присвоения рейтинга Группы. Эквивалентные категории рейтинга оцениваются и обновляются регулярно.

Оценка обесценения. Основными  факторами, которые учитываются  при проверке займов на обесценение, являются следующие: просрочены ли выплаты основного долга и вознаграждения более чем на 90 дней; известно ли о затруднениях контрагентов в отношении движения денежных средств, снижении кредитного рейтинга или нарушениях первоначальных условий договора. Группа проводит проверку на обесценение на двух уровнях: на уровне резервов, оцениваемых на индивидуальной основе, и на уровне резервов, оцениваемых на совокупной основе.

Резервы, оцениваемые  на индивидуальной основе. Группа определяет резервы, создание которых необходимо по каждому индивидуально значимому займу, на индивидуальной основе. При определении размера резервов во внимание принимаются следующие обстоятельства: устойчивость бизнес-плана контрагента; его способность улучшить результаты деятельности при возникновении финансовых трудностей; прогнозируемые суммы к получению и ожидаемые суммы выплаты дивидендов в случае банкротства; возможность привлечения финансовой помощи; стоимость реализации обеспечения; а также сроки ожидаемых денежных потоков. Убытки от обесценения оцениваются на каждую отчетную дату, если только непредвиденные обстоятельства не требуют более пристального внимания.

Резервы, оцениваемые  на совокупной основе. На совокупной основе оцениваются резервы на убытки от займов клиентам, которые не являются индивидуально значимыми (включая кредитные карты, ипотечные кредиты и необеспеченные потребительские кредиты), а также резервы в отношении индивидуально значимых кредитов и авансов, по которым не имеется объективных признаков индивидуального обесценения. Резервы оцениваются на каждую отчетную дату, при этом каждый кредитный портфель тестируется отдельно.

При оценке на совокупной основе определяется обесценение портфеля, которое может иметь место  даже в отсутствие объективных признаков  индивидуального обесценения. Убытки от обесценения определяются на основании следующей информации: убытки по портфелю за прошлые периоды, текущие экономические условия, приблизительный период времени от момента вероятного понесение убытка и момента установления того, что он требует создания индивидуально оцениваемого резерва под обесценение, а также ожидаемые к получению суммы и восстановление стоимости после обесценения актива. Руководство подразделения отвечает за определение этого периода, который может длиться до одного года. Затем резерв под обесценение проверяется руководством кредитного подразделения на предмет его соответствия общей политике Группы.

Финансовые гарантии и аккредитивы также проверяются  на предмет обесценения, и по ним  создается резерв аналогичным образом, как и в случае займов.

Риск ликвидности и  управление источниками финансирования. Риск ликвидности – это риск того, что Группа не сможет выполнить свои обязательства при их наступлении.

Управление риском ликвидности  является одним из основных направлений  процесса управления рисками Группы.

При управлении риском ликвидности  Группа следует двум основным направлениям:

  1. соблюдение норм ликвидности, установленных регулирующими органами; и
  2. управление ликвидностью посредством «метода финансового пула» и «метода конвертации средств».

В соответствии с «методом финансового пула» денежные активы Группы рассматриваются как единый пул, который делится на первичные  и вторичные источники для  целей ликвидности. Первичные источники  включают денежные средства и сальдо на корреспондентских счетах, а вторичные источники включают высоколиквидные активы, которые имеет высокую оборачиваемость и легкодоступны для реализации. Первичные и вторичные источники рассматриваются как недоходные и доходные соответственно.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности банка