Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:33, доклад
решены следующие задачи:
- ознакомится с теоретическими аспектами предоставления услуг коммерческими банками;
- провести анализ и оценку действующей практики предоставления услуг коммерческими банками;
- определить основные направления развития рынка банковских услуг;
- рассмотреть проблемы, возникающие на рынке банковских услуг и определить пути их решения:
Депозиты клиентов в банках второго уровня за восемь месяцев 2004 года выросли на 34,6% и составили 395,6 млрд.тенге. В основном рост происходил за счет увеличения остатков на счетах населения (на 84,4%),в то время как депозиты юридических лиц увеличились лишь на 12,1 %. На начало сентября депозиты населения составили 168,9 млрд.тенге или более 1,14 млрд. долларов США.
Народный
банк РК совершает операции по депозитам,
принимаемым от физических лиц и
юридических лиц, резидентов и нерезидентов
Республики Казахстан в соответствии
с действующим
За девять месяцев 2004 года остатки на счетах клиентов выросли на 16,7%, составив 91 млрд. тенге на конец сентября. Рост средств и депозитов клиентов произошел, главным образом, за счет срочных депозитов населения, которые увеличились на 47,8% от начала года.
Но в целом за апрель-декабрь 2004 года доля Банка на рынке клиентских депозитов снизилась с 26,5% до 22,0%. Произошло усиление позиций на депозитном рынке банков-конкурентов: АО «БанкТуранАлем» - с 15,6% до 20,7%, АО «Казкоммерцбанк» - с 17,9% до 24,1%.
Ставки вознаграждения (интереса) по привлекаемым депозитам в зависимости от вида депозита и сроков, утверждаются Наблюдательным Советом банка по предложениям Правления банка.
Банк пересматривает ставки вознаграждения в зависимости от экономической ситуации, как на внутреннем рынке, так и зарубежных рынках, но не реже чем раз в месяц.
Ставка расходов по счетам частных лиц за девять месяцев снизилась с 7,18% до 5,86% годовых. По срочным вкладам населения в тенге ставка расходов снизилась с 13,57% до 12,89% (соответствующие средние ставки привлечения БВУ с 15,6% до 14,4%), в валюте с 9,51% до 7 66% (с 8,6% до 6,1% соответственно). Однако следует отметить, что рост вкладов населения в банках второго уровня в целом был выше, чем в Народном Банке, что привело к снижению доли Банка на рынке депозитов населения на конец августа до 27,1% (на конец 2004 года - 39,0%, на конец августа 2004 года - 40,3%). Ставка расходов по срочным счетам юридических лиц в тенге за девять месяцев снизилась с 13,95% до 9,59%. Однако, в течение отчетного периода ставки Банка были выше, чем в среднем по рынку на 2-3 пункта.
3. определить основные направления развития рынка банковских услуг; рассмотреть проблемы, возникающие на рынке банковских услуг и определить пути их решения:
1.Если говорить о банковской
системе Казахстана и о
2. Банкам следует активизировать свою деятельность на фондовом рынке, широко используя новые финансовые инструменты для привлечения инвестиций. Одним из таких инструментов является эмиссия еврооблигаций (евро-бондов) на международных рынках капитала.
Данная финансовая операция будет способствовать достижению нескольких целей. Во-первых, займы в иностранной валюте позволят избежать высокой процентной ставки и стоимости обслуживания долга, характерных для займов в тенге. Во-вторых, рынок ценных бумаг в республике на настоящем этапе развития еще не в состоянии полностью удовлетворить потребности банка в финансировании в полной мере. Наконец, в-третьих, банк должен быть заинтересован в расширении сферы своей деятельности, как кредитоспособного эмитента на внешних рынках капиталов, и осуществлении прямого взаимодействия с международными финансовыми институтами. Стратегической целью банка должно стать получение доступа и свободный выход в любое время на международные рынки капитала. Они обладают гораздо большим потенциалом, чем банковское заимствование и открывают широкий спектр возможностей для более эффективного финансирования банка.
Выпуск корпоративных облигаций в Республике Казахстан. В настоящее время на внутреннем фондовом рынке обращаются главным образом государственные ценные бумаги, а из корпоративных – акции. Что касается корпоративных облигаций, то они не нашли сколько-нибудь широкого применения на практике.
Корпоративные облигации представляют собой эффективный инструмент привлечения инвестиций. Потенциальных инвесторов привлекает, прежде всего, возвратность средств, вложенных в облигации, по сравнению с акциями.
Порядок регистрации, выпуска
и погашения корпоративных
Исходя из вышеизложенного, с учетом имеющегося в республике опыта рекомендуем банкам выступить в качестве эмитента облигаций на рынке ценных бумаг. Легко предположить, что в условиях острого дефицита финансовых инструментов на отечественном рынке облигации банка привлекут пристальное внимание всех, кто сейчас ломает голову над проблемой управления активами, хочет повыгоднее и с наименьшим риском разместить имеющийся капитал. При этом покупателей, конечно, будет интересовать финансовое состояние эмитента, его платежеспособность. С этой точки зрения банку желательно в ближайшее время выйти на Казахстанскую фондовую биржу (КФБ). Наличие банка в листинге КФБ будет свидетельствовать о том, что он готов раскрыть информацию о своей деятельности, предоставить инвесторам всю необходимую документацию для проведения объективной оценки бумаг. Первую эмиссию корпоративных долговых обязательств целесообразно осуществить на сумму 50 млн. тенге сроком обращения 6 месяцев. В целях повышения заинтересованности заемщиков, чтобы они предпочитали вкладывать инвестиции в облигации банка, следует установить процентную ставку на уровне, превышающем процентные ставки по действующим эмиссиям корпоративных облигаций, а по возможности приближенной к доходности по МЕККАМ, НСО. Если дебют пройдет успешно, то банк зарекомендует себя как надежного и выгодного эмитента и завоюет доверие инвесторов, что повысит его инвестиционную привлекательность для потенциальных заемщиков. Это позволит в последующих эмиссиях облигаций увеличить сумму и сроки погашения займа, а процентную ставку несколько снизить.
Таким образом, банк расширит инвестиционную базу заимствования, получит дополнительный источник привлечения финансовых ресурсов и активизировать свою деятельность на рынке ссудных капиталов.
Кастодиальная деятельность. Как известно, в результате пенсионной реформы в республике были созданы накопительные пенсионные фонды, которые аккумулируя пенсионные взносы вкладчиков, инвестируют их в безрисковые государственные ценные бумаги, преимущественно краткосрочные (МЕККАМы, ноты Нацбанка). В связи с этим возникла необходимость в новой форме банковского обслуживания — оказание кастодиальных услуг, поскольку это эффективный метод контроля за движением денежных средств пенсионных фондов. Банк-кастодиан осуществляет хранение и учет вверенных ему ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для сделок с ценными бумагами, исключая, таким образом, риск их хищения, незаконных операций, всякого рода махинаций и т.п. За это он получает комиссионное вознаграждение. Например, Алматинский торгово-финансовый банк (один из пионеров этого дела) за оказание кастодиальных услуг взимает плату в размере 0,15 процентов от номинальной стоимости ценных бумаг. Такая низкая ставка установлена в интересах клиентов.
Конечно, банку-кастодиану выгодно обслуживать пенсионные фонды лишь в том случае, когда последние инвестируют в ценные бумаги довольно крупные суммы пенсионных накоплений, тогда кастодиальные услуги экономически оправданы.
Заметим, что банк может оказывать кастодиальные услуги не только пенсионным фондам, но и другим институциональным инвесторам (страховым фирмам, инвестиционным компаниям), а также портфельным инвесторам.
С развитием фондового рынка, числа инвесторов (одних только инвестиционных фондов — около 200) значительно увеличатся размеры инвестиций в ценные бумаги, количество и объемы сделок по ним. Соответственно будет возрастать потребность в кастодиальных услугах. А на сегодняшний день в республике действует всего 7 кастодианов из 12 банков, получивших лицензии на кастодиальную деятельность. Очевидно, что в будущем этого будет явно недостаточно. Вот почему кастодиальная деятельность считается актуальной и перспективной формой банковского обслуживания.
Форфейтинг и факторинг. Одной из эффективных форм торгового финансирования является форфейтинг. Форфейтинг – своеобразная форма кредитования экспортеров (продавцов) при продаже товаров, применяемая, чаще всего, во внешнеторговых операциях. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит полную досрочную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем денежные средства банку – форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер – покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтер. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. Таким образом, банк-форфейтор получает вознаграждение за то, что принимает на себя платежный риск и выступает гарантом для экспортера.
В качестве примера можно привести АО «Банк ТуранАлем», который один из первых стал практиковать в своей деятельности операции форфейтинга.
Считаем, что данный вид кредитования найдет широкое применение на практике, поскольку в республике действует много фирм, осуществляющих экспортные операции.
Не менее перспективной
формой кредитования экспортных
операций является факторинг, в основе
которого лежит покупка
банком счетов – фактур (платежных требований)
поставщика на
отгружаемую продукцию и передача поставщиком
банку права
требования платежа с покупателя продукции.
Выгода клиента банка при факторинговых
операциях состоит в снижении издержек
обращения ускорении оборота денежных
средств, устранении риска неплатежа со
стороны покупателей, повышении общей
платежеспособности и т.д. Факторинговая
компания или отдел в банке предоставляют
следующие услуги:
В принципе операция форфейтинга аналогична операции факторинга.
Таким образом, представляется целесообразным применение в деятельности отечественных банков форфейтинга с учетом их финансовых возможностей. Это позволит банку пополнить контингент обслуживаемых клиентов.
Микро кредитование. Заслуживает внимания такая форма кредитных операций, как микро кредитование.
Как известно, в нашей стране принята программа микро кредитования наименее обеспеченных граждан. Кредиты были предоставлены: на занятие коммерческой деятельностью, на разведение скота, выращивание овощей и разведение птицы, на авто и фото услуги, на хлебопечение, ремонт телевизоров, рукоделие, парикмахерское дело, постройку бани.
Некоторые казахстанские банки взяли на вооружение практику микро кредитования. Так, Банк ТуранАлем предоставляет микро кредиты на следующих условиях:
Сегодня данный вид банковских услуг нашел широкое распространение среди населения, так как микро кредитование играет роль противодействия растущей безработице и бедности. К тому же банкам выгодно предоставление микро кредитов, поскольку высокая мобильность, маневренность и возвратность таких кредитных ресурсов позволяют повысить их КПД.
Одним их важнейших перспективных направлений развития банковской деятельности в Республике Казахстан является применение всемирной информационной сети Интернет в банковских операциях. Это оказание так называемых виртуальных услуг. Следует отметить, что на сегодняшний день уже существуют банки, которые используют компьютерные технологии в банковском обслуживании. Так, Народный банк рекламирует свои услуги через Интернет, в частности, предоставляет расчетно-кассовое обслуживание клиентов с использованием Интернет и компьютерных технологий.
В качестве дополнительных рекомендаций по дальнейшему развитию и совершенствованию рынка банковских услуг в республике можно предложить банкам широко применять в своей деятельности новые нетрадиционные виды банковских операций, такие как репо, трастовые операции, андеррайтинг, активно практиковать ипотечное кредитование, в частности, ипотечные облигации и строй сбережения, нетрадиционные способы залога при предоставлении ссуды и т.д.
Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что рынок банковских услуг в Казахстане в перспективе значительно расширится, обогатится передовым опытом, в том числе зарубежным, пополнится новыми, нетрадиционными банковскими операциями и современными технологиями.
Это позволит повысить уровень и качество банковского обслуживания, оздоровить и укрепить финансовую систему, способствовать оживлению и развитию реального сектора экономики, целенаправленно проводить эффективную денежно-кредитную политику.
Вся коммерческая деятельность банков нацелена на максимальную близость с клиентом. Вот почему предлагаемые ими услуги в области инкассации рассматриваются прежде всего как хорошая возможность для формирования и развития более тесного типа взаимоотношений с клиентом с целью наиболее полного и качественного удовлетворения его потребностей по доступным ценам и повышения эффективности банковских услуг.
Банковский рынок Казахстана является рынком несовершенной конкуренции, в котором важное значение имеет дифференциация товара, т.е. выделение банковского продукта данного банка при помощи улучшения качества, росте известности, как о самом существовании товара, так и о его достоинствах и преимуществах.
В этих условиях банки
стремятся усилить свою
Они часто участвуют в качестве спонсоров в различных значительных мероприятиях, происходящих в нашей республике, проводят собрания акционеров, составляют годовые отчеты, издают рекламные проспекты и буклеты, тратят значительные суммы на теле- и радиорекламу. Но я рискну предположить, что для увеличения клиентуры необходимо по крайней мере время, так как из-за нестабильности экономической и политической ситуации, небольшого промежутка времени работы банков, колебаний отечественной валюты по сравнению иностранными и других аналогичных характеристик, потребители боятся доверять свои деньги кому бы то ни было. Кроме того законодательная база сама зачастую ограничивает рынки сбыта.