Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:41, доклад
Цель работы - охарактеризовать наркобизнес в современной России как экономическую отрасль с точки зрения теоретического подхода. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены основные задачи: 1) подробно рассмотреть понятие теневой экономики и ее составляющие (серая, черная экономика); 2) охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в области теневой экономике в современной России; 3) оценить возможности наркобизнеса (доходность, оборот, занятость и т.п.) и сравнить показатели по различным государствам; 4) показать, как складывается ситуация с торговлей наркотиками в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тува; 5) рассмотреть методы влияния на наркоторговлю в различных государствах, выявить и проанализировать необходимые условия для эффективного воздействия государства на наркобизнес.
Введение
Глава 1. Теневая экономика в современной России
Глава 2. Наркобизнес как экономическая отрасль
Глава 3. Условия эффективного воздействия государства на наркобизнес
Заключение
Помимо этого исследователи указывают и на следующие характерные черты наркобизнеса:
· активное вовлечение в наркобизнес представителей легального бизнеса посредством шантажа, угрозы похищения детей, заказных убийств и с использованием других методов;
· использование легализованных средств для финансирования политических партий, средств массовой информации и т.п. В России уже состоялся процесс формирования "нарколобби", которое обеспечивает достаточно сильное давление на различные круги, в том числе на законодателей как федерального, так и регионального уровней с целью не допустить изменений в сторону ужесточения борьбы с наркоманией в законодательстве страны.
· повышение маневренности и гибкости преступных группировок - группировки, ликвидированные усилиями правоохранительных органов и спецслужб, незамедлительно заменяются на рынке новыми, еще более агрессивными;
· усиление круговой поруки и сокращение конфликтов между местными, межрегиональными и транснациональными группами дельцов наркобизнеса, заинтересованными в стабильности получения доходов от торговли наркотиками По данным статьи Теневая экономика и экономическая преступность. Наркобизнес в России. //www.business.polbu.ru.
Рост производства и распространения наркотиков в мире объясняется следующими причинами:
· в условиях политической и экономической интеграции, развития международной торговли, повышения прозрачности внутренних границ более свободным становится движение товаров, финансовых потоков, капитала, миграция населения. Эти факторы активно используются криминальными структурами для разработки новых маршрутов и совершенствования методов переброски наркотиков;
· развитие науки и появление новых информационных технологий расширяют возможности преступных группировок для применения современной техники, включая компьютеры и шифраторы, мобильные телефоны и другие средства связи, что в значительной степени повышает защищенность криминальных структур и снижает процент раскрытия преступлений, связанных с производством, переброской и распространением наркотиков;
· возрастающее различие между "богатым севером" и "бедным югом" активно эксплуатируется наркобизнесом для расширения производства наркотиков на африканском континенте, в регионе Центральной и Южной Америки, в странах Юго-Восточной Азии Щенин Р., Сулейманова Г. Наркобизнес … С. 57.
Широкое распространение
получило употребление наркотиков среди
молодежи. В целом проявляется
такая тенденция: средний возраст
лиц, впервые попробовавших
Обострение наркоситуации и стремительная экспансия наркобизнеса обусловлена действием комплекса взаимосвязанных факторов:
· коррумпированность и низкая эффективность государственных институтов. Этот фактор, по мнению экспертов Исследовательского института международной безопасности и американского Национального центра по наркотикам, является одним из ключевых в генезисе российского наркобизнеса;
· отсутствие эффективной
системы противодействия
· социально-экономические факторы: общая нестабильность и разбалансированность экономического рынка, спад производства, рост цен, падение жизненного уровня большинства населения, безработица особенно в период после распада СССР По данным статьи Теневая экономика и экономическая преступность. Наркобизнес в России. //www.business.polbu.ru.
Одним из ответов на вызовы наркосистемы стало создание Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, приступившей к работе с 1 июля 2003 года. С созданием нового органа не просто увеличивался правоохранительный ресурс, но и была начата реализация стратегического плана по коренному изменению борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Практика противодействия наркоугрозе однозначно показывает, что эффективно бороться с нарконашествием по узкому фронту невозможно Щенин Р., Сулейманова Г. … - С. 57. Наркобизнес интернационален и добиться ощутимых результатов в борьбе с ним только инициативами одного или группы государств практически невозможно.
Глава 3. Условия эффективного воздействия государства на наркобизнес
На сегодняшний день в
подавляющем большинстве стран
мира для борьбы с наркотиками
используются так называемые запретительные
методы. Сами наркотики, их потребители,
производители и продавцы объявлены
преступниками, органы борьбы с наркоманией
регулярно дают отчет о проделанной
работе (уровень раскрытия
В противовес запретительной доктрине появилась либеральная доктрина, основывающаяся на принципе отмены запрещения употребления и продажи наркотиков в немедицинских целях. Сегодня в мире действуют четыре основных международных организации, имеющие целью смягчить современную репрессивную политику по отношению к наркотикам и перенести центр внимания общественного мнения в плоскость народного здоровья. Это Европейское движение за нормализацию наркотической политики (англ. European Mouvement for the Normalization of Drug Policy - EMNDP, фр. Mouvement europeen pour la normalisation des politiques sur les drogues - MENDP), Радикальная антизапретительная координация (Coordination radicale antiprohibitionniste - CORA), Антизапретительная Международная Лига (Ligue Internationale Antiprohibitionniste - LIA) и американский Фонд наркотической политики (Drug Policy Foundation - DPF). Подобные организации, действующие уже на государственном уровне, существуют в Швейцарии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Испании, Голландии, Италии и Германии По данным на www.dimasuvorov.narod.ru. Представители данных организаций приводят несколько обоснованных доводов в защиту своих теорий и систем. Рассматривая идеологические и моральные аргументы специалисты говорят о том, что, в силу основных религиозных и правовых убеждений граждан (о морали, правах и свободах человечества, зафиксированных в Декларации прав человека), государство не может запретить индивиду принимать наркотики, если он не наносит при этом ущерба другим гражданам и не нарушает общественный порядок. Следовательно, употребление наркотических средств, если оно производится одним индивидом, добровольно, в его частном жилище и при этом не наносит вреда окружающим, не может подвергаться наказанию. Среди приводимых исследователями-сторонниками либеральной доктрины медицинских и социальных аргументов обращает на себя внимание следующее утверждение: вовлечение людей (особенно молодежи) в злоупотребление наркотиками начинается вовсе не с марихуаны, а разрешенных алкоголя и табака. Ставится вопрос о целесообразности запрещения каннабиса при легальном положении табака и алкоголя. Медицинские доклады об исследованиях свойств каннабиса, проводившиеся в Англии, в Канаде и других странах, дают практически одинаковые заключения: марихуана наносит некоторый вред здоровью человека, но вред этот намного меньше, чем ущерб здоровью, наносимый алкоголем и табаком. Некоторые ученые даже говорят о том, что для общественного здоровья было бы лучше, если бы люди перешли с употребления табака и алкоголя на курение марихуаны: ведь этот наркотик не вызывает состояния похмелья, содержит меньший риск заболевания раком, не наносит такого заметного вреда внутренним органам, как алкоголь - печени, а табак - легким. Важно понять, что употребление наркотиков - вовсе не то же самое, что злоупотребление ими, т.е. собственно наркомания. И задача здравоохранения состоит как раз в снижении рисков этого употребления для здоровья людей и в предотвращении тем самым перехода от употребления к злоупотреблению. Это возможно только с помощью выведения наркотиков из нелегального положения и установления контроля за их качеством, способом употребления и, наконец, за самими наркоманами и потребителями Там же …С.3. Экономический анализ проблемы контроля за наркотиками и наркоманией занимает в рассуждениях сторонников либерализации наркотической политики центральное место, так как именно с точки зрения экономических законов необходимость смягчения запретительных систем представляется наиболее убедительной и обоснованной. В частности они опровергают довод о том, что легализация наркотиков непременно вызовет увеличение их немедицинского употребления. Традиционные рассуждения сторонников запретительных систем условно таковы: отмена запрета на торговлю приведет к свободному доступу потребителей к наркотическим веществам, и, если с уничтожением «черного» рынка цена на них действительно упадет, то, значит, употребление наркотиков вырастет. Этот экономический закон, действительно, справедлив для всех обыкновенных товаров: если падает цена, то увеличивается спрос. Но ранее уже говорилось, что специфичность наркотиков заключается в том, что их спрос неэластичен по цене. Несмотря на высокие цены на наркорынке, которые растут тем выше, чем сильнее воздействует на этот рынок репрессивный механизм, спрос на наркотики ничуть не уменьшается. Тогда почему спрос на наркотики, нечувствительный к повышению цен в условиях запрещения, будет изменяться с понижением цен в условиях легализации? Иными словами, тот, кому наркотик не нужен, не купит его даже по низкой цене и в свободной продаже, а тот, кому он нужен, всегда найдет его при любых запретах и по любой цене. Неэластичность спроса наркотиков по цене делает, таким образом, их запрещение бессмысленным и всякое силовое давление, направленное на уменьшение этого спроса, а тем более на уничтожение предложения (ловля продавцов, уничтожение плантаций и т.п.) - бесполезным. Специфическая черта наркотиков как товара, состоит еще и в том, что они содержат в себе риск для общественного здоровья (возможность привыкания и пр.). Поэтому легализация наркотиков должна осуществляться обязательно под контролем - государственным и общественным.
Либеральная доктрина противодействия
наркомании и контроля за наркотическими
веществами представляет собой довольно
широкий спектр различных теорий, которые
отличаются друг от друга степенью радикальности
предложений. Можно выделить два основных
направления научного наркотического
либерализма - теории декриминализации
и легализации наркотических средств. Декриминализация нару
· установить государственную монополию на производство и продажу наркотических средств;
· ввести ограничения на свободу производства и продажу наркотиков посредством их «пассивизации»: устранить любые методы стимулирования спроса и объема продаж - рекламу, конкуренцию между производителями, торговые марки, вывески, формирование клиентуры и т.п.
· строго регламентировать правила
употребления наркотических средств:
ввести ограничения на употребление
в общественных местах, при управлении
транспортным средством и пр. Здесь
правила будут устанавливаться
национальными
· государства должны проводить активную информационную и воспитательную политику.
Франсис Кабаллеро утверждает, что, распространенная на все (запрещенные и разрешенные) наркотические и психотропные вещества, система легальной, но контролируемой торговли может стать компромиссом в споре сторонников и противников запрещения наркотиков. Действительно, его теория пассивной торговли с одной стороны, удовлетворяет цели либералов (соблюдение прав и свобод человека, удовлетворение желания отдельных индивидов употреблять изменяющие их психическое состояние субстанции), а с другой стороны, не противоречит устремлениям запретителей (сохраняется и даже усиливается контроль за распространением наркотиков, предоставляется возможность сосредоточиться на лечении и предупреждении наркомании) По данным на www.dimasuvorov.narod.ru.
Распространение либеральных теорий
и систем привело к тому, что
в Нидерландах с 1976 г. произошла
легализация употребления и продажи
в небольших количествах "легких"
наркотиков (марихуана, гашиш). Сейчас
любой желающий может легально купить
в этой стране в специальных молодежных
кафе-магазинах несколько
Информация о работе Условия эффективного воздействия государства на наркобизнес