Условия эффективного воздействия государства на наркобизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:41, доклад

Краткое описание

Цель работы - охарактеризовать наркобизнес в современной России как экономическую отрасль с точки зрения теоретического подхода. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены основные задачи: 1) подробно рассмотреть понятие теневой экономики и ее составляющие (серая, черная экономика); 2) охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в области теневой экономике в современной России; 3) оценить возможности наркобизнеса (доходность, оборот, занятость и т.п.) и сравнить показатели по различным государствам; 4) показать, как складывается ситуация с торговлей наркотиками в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тува; 5) рассмотреть методы влияния на наркоторговлю в различных государствах, выявить и проанализировать необходимые условия для эффективного воздействия государства на наркобизнес.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теневая экономика в современной России
Глава 2. Наркобизнес как экономическая отрасль
Глава 3. Условия эффективного воздействия государства на наркобизнес
Заключение

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 69.17 Кб (Скачать)

Помимо этого исследователи  указывают и на следующие характерные  черты наркобизнеса:

· активное вовлечение в  наркобизнес представителей легального бизнеса посредством шантажа, угрозы похищения детей, заказных убийств  и с использованием других методов;

· использование легализованных средств для финансирования политических партий, средств массовой информации и т.п. В России уже состоялся процесс формирования "нарколобби", которое обеспечивает достаточно сильное давление на различные круги, в том числе на законодателей как федерального, так и регионального уровней с целью не допустить изменений в сторону ужесточения борьбы с наркоманией в законодательстве страны.

· повышение маневренности  и гибкости преступных группировок - группировки, ликвидированные усилиями правоохранительных органов и спецслужб, незамедлительно заменяются на рынке  новыми, еще более агрессивными;

· усиление круговой поруки и сокращение конфликтов между местными, межрегиональными и транснациональными группами дельцов наркобизнеса, заинтересованными  в стабильности получения доходов  от торговли наркотиками По данным статьи Теневая экономика и экономическая преступность. Наркобизнес в России. //www.business.polbu.ru.

Рост производства и распространения  наркотиков в мире объясняется следующими причинами:

· в условиях политической и экономической интеграции, развития международной торговли, повышения  прозрачности внутренних границ более  свободным становится движение товаров, финансовых потоков, капитала, миграция населения. Эти факторы активно  используются криминальными структурами  для разработки новых маршрутов  и совершенствования методов  переброски наркотиков;

· развитие науки и появление  новых информационных технологий расширяют  возможности преступных группировок  для применения современной техники, включая компьютеры и шифраторы, мобильные телефоны и другие средства связи, что в значительной степени  повышает защищенность криминальных структур и снижает процент раскрытия  преступлений, связанных с производством, переброской и распространением наркотиков;

· возрастающее различие между "богатым севером" и "бедным югом" активно эксплуатируется  наркобизнесом для расширения производства наркотиков на африканском континенте, в регионе Центральной и Южной  Америки, в странах Юго-Восточной Азии Щенин Р., Сулейманова Г. Наркобизнес … С. 57.

Широкое распространение  получило употребление наркотиков среди  молодежи. В целом проявляется  такая тенденция: средний возраст  лиц, впервые попробовавших наркотики, снижается, а общее число новых  потребителей наркотических средств  увеличивается. Молодежь в основном потребляет гашиш, однако все чаще в  сочетании с другими стимулирующими средствами. Все большую известность  приобретают так называемые "клубные  наркотики" ("club drugs") типа кетамин, а также психотропные вещества типа МДМА ("экстази"). Преимущество этих наркотических средств состоит в том, что они более дешевы по сравнению с теми же героином или кокаином и их можно употреблять в различных вариациях. Усилиями наркомафии были созданы устойчивые наркотрафики, пронизывающие практически всю территорию страны. Для продвижения наркотиков к потребителям были организованы подпольные розничные сети, которые активно использовали не только улицу, но и школы, клубы, дискотеки, формируя крупномасштабный рынок потребления наркотических средств.

Обострение наркоситуации и стремительная экспансия наркобизнеса обусловлена действием комплекса взаимосвязанных факторов:

· коррумпированность и низкая эффективность государственных  институтов. Этот фактор, по мнению экспертов  Исследовательского института международной  безопасности и американского Национального  центра по наркотикам, является одним  из ключевых в генезисе российского  наркобизнеса;

· отсутствие эффективной  системы противодействия незаконному  обороту и немедицинскому потреблению  наркотиков;

· социально-экономические  факторы: общая нестабильность и  разбалансированность экономического рынка, спад производства, рост цен, падение  жизненного уровня большинства населения, безработица особенно в период после  распада СССР По данным статьи Теневая экономика и экономическая преступность. Наркобизнес в России. //www.business.polbu.ru.

Одним из ответов на вызовы наркосистемы стало создание Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, приступившей к работе с 1 июля 2003 года. С созданием нового органа не просто увеличивался правоохранительный ресурс, но и была начата реализация стратегического плана по коренному изменению борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Практика противодействия наркоугрозе однозначно показывает, что эффективно бороться с нарконашествием по узкому фронту невозможно Щенин Р., Сулейманова Г. … - С. 57. Наркобизнес интернационален и добиться ощутимых результатов в борьбе с ним только инициативами одного или группы государств практически невозможно.

Глава 3. Условия  эффективного воздействия государства  на наркобизнес

На сегодняшний день в  подавляющем большинстве стран  мира для борьбы с наркотиками  используются так называемые запретительные методы. Сами наркотики, их потребители, производители и продавцы объявлены  преступниками, органы борьбы с наркоманией  регулярно дают отчет о проделанной  работе (уровень раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств), но, при том, что практически невозможно измерить объемы «теневой», а в частности криминальной, экономики, нельзя определить, насколько эффективно действуют эти службы. Как правило, они сравнивают ежегодные показатели, но нигде не встречаются цифры, указывающие, насколько серьезно пострадал от этих мер наркорынок. На сегодняшний день все чаще говорят о малой эффективности запретительных систем. Первейшим и важнейшим негативным последствием, из которого вытекают все прочие, применения запретительно-репрессивной модели противодействия наркомании и контроля за наркотическими средствами является образование огромного «черного» рынка наркотиков, находящегося в руках международной организованной преступности. Все имеющиеся методы направлены на устранение спроса на наркотические средства (для употребления в немедицинских целях) путем уничтожения предложения наркотиков. На деле происходит совершенно обратный процесс - поскольку спрос на наркотики сохраняется, сохраняется и предложение, которое должно удовлетворять этот спрос. А став незаконным, это предложение вынуждено уйти на «черный» рынок. Известно, что данный рынок является рынком без правил, где не идет речи о качестве товара, о правилах торговли и т.п. Многие исследователи говорят о том, что все то, что обычно ставится в вину самим наркотическим средствам, в действительности происходит от их нелегального положения, а точнее, из-за высоких цен на наркорынке. Продавая наркотики на нелегальном рынке, наркоторговцы, как указывалось выше, получают более тысячи процентов прибыли и соответственно готовы пойти на любые меры в целях сохранения этого рынка под своим контролем. Запрещение наркотиков питает и ожесточенную борьбу между самими преступными группировками, борющимися за сферы влияния на уличном наркорынке. Запрещение наркотиков, делая их незаконную продажу крайне выгодной, способствует также коррупции. В данных запретительных системах существуют и явные перегибы. Показателен такой пример: в советскую эпоху тысячи гектаров совхозных полей на юге Красноярского края засевались специально выведенной на семенной станции «ермаковской местной» коноплей. Это промышленная конопля -- психотропных веществ в ней не выше 0,05%, зато высок выход волокна и она не представляет интереса для любителей «легких» наркотиков в отличие от Cannabis Indica. Тем не менее, эти поля теперь ничего не производят - запрещено законом. Последней жертвой наркополиции стал завод в поселке Идринском. Основанный при Хрущеве, он преобразовался в ООО «Ютан», там были запущены две линии -- по производству пакли и длинного волокна, из которого вьют пеньковые веревки. Спрос на такой продукт огромный. Но минусинские наркополицейские завод закрыли, плантации запахали, а сырье сожгли. Директору ООО «Ютан» пытались обвинить по двум уголовным статьям. Так же известен случай, когда гипермаркет «Алпи» в Хакасии вынудили снять с реализации шведское пиво Hansblute, содержащее экстракт соцветий и листьев конопли. Наркоконтроль и представители антимонопольной организации решили, что этикетка с изображением крестьян, жнущих конопляное поле, содержит элемент рекламы наркотиков Тарасов А., Дурь. // www.novayagazeta.ru - статья от 10.10.2005.

В противовес запретительной доктрине появилась либеральная  доктрина, основывающаяся на принципе отмены запрещения употребления и продажи  наркотиков в немедицинских целях. Сегодня в мире действуют четыре основных международных организации, имеющие целью смягчить современную  репрессивную политику по отношению  к наркотикам и перенести центр  внимания общественного мнения в  плоскость народного здоровья. Это Европейское движение за нормализацию наркотической политики (англ. European Mouvement for the Normalization of Drug Policy - EMNDP, фр. Mouvement europeen pour la normalisation des politiques sur les drogues - MENDP), Радикальная антизапретительная координация (Coordination radicale antiprohibitionniste - CORA), Антизапретительная Международная Лига (Ligue Internationale Antiprohibitionniste - LIA) и американский Фонд наркотической политики (Drug Policy Foundation - DPF). Подобные организации, действующие уже на государственном уровне, существуют в Швейцарии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Испании, Голландии, Италии и Германии По данным на www.dimasuvorov.narod.ru. Представители данных организаций приводят несколько обоснованных доводов в защиту своих теорий и систем. Рассматривая идеологические и моральные аргументы специалисты говорят о том, что, в силу основных религиозных и правовых убеждений граждан (о морали, правах и свободах человечества, зафиксированных в Декларации прав человека), государство не может запретить индивиду принимать наркотики, если он не наносит при этом ущерба другим гражданам и не нарушает общественный порядок. Следовательно, употребление наркотических средств, если оно производится одним индивидом, добровольно, в его частном жилище и при этом не наносит вреда окружающим, не может подвергаться наказанию. Среди приводимых исследователями-сторонниками либеральной доктрины медицинских и социальных аргументов обращает на себя внимание следующее утверждение: вовлечение людей (особенно молодежи) в злоупотребление наркотиками начинается вовсе не с марихуаны, а разрешенных алкоголя и табака. Ставится вопрос о целесообразности запрещения каннабиса при легальном положении табака и алкоголя. Медицинские доклады об исследованиях свойств каннабиса, проводившиеся в Англии, в Канаде и других странах, дают практически одинаковые заключения: марихуана наносит некоторый вред здоровью человека, но вред этот намного меньше, чем ущерб здоровью, наносимый алкоголем и табаком. Некоторые ученые даже говорят о том, что для общественного здоровья было бы лучше, если бы люди перешли с употребления табака и алкоголя на курение марихуаны: ведь этот наркотик не вызывает состояния похмелья, содержит меньший риск заболевания раком, не наносит такого заметного вреда внутренним органам, как алкоголь - печени, а табак - легким. Важно понять, что употребление наркотиков - вовсе не то же самое, что злоупотребление ими, т.е. собственно наркомания. И задача здравоохранения состоит как раз в снижении рисков этого употребления для здоровья людей и в предотвращении тем самым перехода от употребления к злоупотреблению. Это возможно только с помощью выведения наркотиков из нелегального положения и установления контроля за их качеством, способом употребления и, наконец, за самими наркоманами и потребителями Там же …С.3. Экономический анализ проблемы контроля за наркотиками и наркоманией занимает в рассуждениях сторонников либерализации наркотической политики центральное место, так как именно с точки зрения экономических законов необходимость смягчения запретительных систем представляется наиболее убедительной и обоснованной. В частности они опровергают довод о том, что легализация наркотиков непременно вызовет увеличение их немедицинского употребления. Традиционные рассуждения сторонников запретительных систем условно таковы: отмена запрета на торговлю приведет к свободному доступу потребителей к наркотическим веществам, и, если с уничтожением «черного» рынка цена на них действительно упадет, то, значит, употребление наркотиков вырастет. Этот экономический закон, действительно, справедлив для всех обыкновенных товаров: если падает цена, то увеличивается спрос. Но ранее уже говорилось, что специфичность наркотиков заключается в том, что их спрос неэластичен по цене. Несмотря на высокие цены на наркорынке, которые растут тем выше, чем сильнее воздействует на этот рынок репрессивный механизм, спрос на наркотики ничуть не уменьшается. Тогда почему спрос на наркотики, нечувствительный к повышению цен в условиях запрещения, будет изменяться с понижением цен в условиях легализации? Иными словами, тот, кому наркотик не нужен, не купит его даже по низкой цене и в свободной продаже, а тот, кому он нужен, всегда найдет его при любых запретах и по любой цене. Неэластичность спроса наркотиков по цене делает, таким образом, их запрещение бессмысленным и всякое силовое давление, направленное на уменьшение этого спроса, а тем более на уничтожение предложения (ловля продавцов, уничтожение плантаций и т.п.) - бесполезным. Специфическая черта наркотиков как товара, состоит еще и в том, что они содержат в себе риск для общественного здоровья (возможность привыкания и пр.). Поэтому легализация наркотиков должна осуществляться обязательно под контролем - государственным и общественным.

Либеральная доктрина противодействия  наркомании и контроля за наркотическими веществами представляет собой довольно широкий спектр различных теорий, которые отличаются друг от друга степенью радикальности предложений. Можно выделить два основных направления научного наркотического либерализма - теории декриминализации и легализации наркотических средств. Декриминализация нарушений законодательства о наркотиках - решение, предлагаемое т.н. теорией аболиционизма, представителем которой является голландский криминолог Халсман. По мнению автора, в большинстве случаев нарушения уголовного законодательства именно закон создает преступника, «погружает» его в незаконную деятельность, отправляет его в тюрьму, маргинализирует его и исключает его из общества. Ученый утверждает, сравнивая ситуацию в Голландии и США, что существует прямая связь между уголовным наказанием и ростом насилия: уголовная система с репрессивным механизмом наказания, взаимодействуя с обществом, способствует распространению насилия в нем. Он предлагает заменить уголовное наказание мерами административного вмешательства либо исправлением правонарушителей с помощью гражданского перевоспитания. В области незаконных наркотиков предлагается устранить наказания за все нарушения законов о наркотиках, так как эти правонарушения искусственно создаются правом. Криминализация (установление уголовных санкций за тот или иной поступок) употребления, производства, торговли и т.п. наркотиками ведет к появлению «вторичных» эффектов (незаконный оборот, преступность, санитарные риски), которые, в социальном плане, опаснее эффектов «первичных», вызываемых самими наркотическими субстанциями. В подтверждение своей теории Халсман приводит практический пример: Соединенные Штаты, государство с самым жестким репрессивным аппаратом борьбы с наркотиками, является одновременно и страной, наиболее всего в мире пораженной наркоманией и наркобизнесом. Напротив, Нидерланды, проводящие в этой сфере либеральную политику, в частности, проявляя терпимость к употреблению и продаже « легких » наркотиков, сумели, по мнению исследователя, снизить риски наркомании и ограничить расширения незаконного наркобизнеса По данным на www.dimasuvorov.narod.ru. Указано, что в данном направлении нужно двигаться поэтапно: сначала отменить уголовное наказание за употребление наркотиков, а затем - за торговлю и производство. Можно также разбить на ступени декриминализацию употребления: сначала вывести из нелегальности каннабис, затем прочие запрещенные субстанции. Стратегия либералов представляет декриминализацию наркотических средств переходной ступенью к их более свободному режиму обращения в немедицинских целях: легализации, которая предусматривает коммерциализацию этих продуктов в условиях их легального обращения. Легализовать наркотики - значит не только принять возможность их ненаказуемого употребления, но и организовать, регламентировать порядок торговли ими. Но здесь обозначается главная проблема легализации наркотических средств: как правильно организовать легальную торговлю? Ведь необходимо обеспечить и индивидуальные свободы наркоманов, и интересы общества одновременно. Вопрос усложняется еще и тем, что каждое наркотическое средство имеет свои особенные свойства и поэтому требует специальной регламентации. Решение данных вопросов французский профессор права Франсис Кабаллеро, оформил в виде «теории пассивной торговли». Принципы этой теории основываются на признании того факта, что наркотики являются товаром, отличным от других. И в отличие от других продуктов, наркотики не нуждаются таких свойственных обычной торговле атрибутах, как реклама, продвижение товара на рынок, стимулирование спроса и пр. К тому же, общество и само не заинтересовано во всем этом. Поэтому легальную торговлю необходимо лишить этих инструментов коммерческой агрессивности, сделать ее « пассивной ». Это можно сделать следующими способами:

· установить государственную монополию  на производство и продажу наркотических  средств;

· ввести ограничения на свободу  производства и продажу наркотиков посредством их «пассивизации»: устранить любые методы стимулирования спроса и объема продаж - рекламу, конкуренцию между производителями, торговые марки, вывески, формирование клиентуры и т.п.

· строго регламентировать правила  употребления наркотических средств: ввести ограничения на употребление в общественных местах, при управлении транспортным средством и пр. Здесь  правила будут устанавливаться  национальными законодательствами в соответствии с их традициями;

· государства должны проводить  активную информационную и воспитательную политику.

Франсис Кабаллеро утверждает, что, распространенная на все (запрещенные и разрешенные) наркотические и психотропные вещества, система легальной, но контролируемой торговли может стать компромиссом в споре сторонников и противников запрещения наркотиков. Действительно, его теория пассивной торговли с одной стороны, удовлетворяет цели либералов (соблюдение прав и свобод человека, удовлетворение желания отдельных индивидов употреблять изменяющие их психическое состояние субстанции), а с другой стороны, не противоречит устремлениям запретителей (сохраняется и даже усиливается контроль за распространением наркотиков, предоставляется возможность сосредоточиться на лечении и предупреждении наркомании) По данным на www.dimasuvorov.narod.ru.

Распространение либеральных теорий и систем привело к тому, что  в Нидерландах с 1976 г. произошла  легализация употребления и продажи  в небольших количествах "легких" наркотиков (марихуана, гашиш). Сейчас любой желающий может легально купить в этой стране в специальных молодежных кафе-магазинах несколько десятков сортов марихуаны, а в Швейцарии  с 1994 г. проводится официальная продажа  героина находящимся под наблюдением  врачей заядлым наркоманам. Наиболее показательна ситуация, сложившаяся  в Нидерландах. Голландцы принимают  у себя бесчисленное множество drag tourists. Может показаться странным, но такая политика Hидерландов позволяет им отставать от всех европейских стран по количеству преступлений на почве наркомании и смертей от неправильного употребления наркотиков. Как и во всех развитых странах, законодательство Нидерландов разделяет наркотические вещества по степени воздействия. Употребление "легких" наркотиков, производных каннабиса - марихуаны и гашиша, - не квалифицируется в Нидерландах как преступление. Голландская полиция регулирует их продажу в определенных местах и количествах, предупреждая таким образом развитие наркобизнеса и появление наркомафии. Coffee-shop - полулегальные заведения, хорошо известные как полиции, так и клиентам, часто подвергаются проверкам, и поэтому риск появления в них "тяжелых" наркотиков, к которым происходит привыкание, практически равен нулю. При этом законодательство организовано таким образом, что лицензию на содержание coffee-shop вместе с правом получения новой потерять ничего не стоит. Достаточно, чтобы один раз заведение было закрыто полицией из-за жалоб соседей на нарушение общественного порядка. Область распространения указанных заведений ограничена четырьмя районами Амстердама. Три из них - туристические. Со вступлением Нидерландов в ЕС контроль еще более усилился и ряд положений закона был пересмотрен. Если раньше ввоз наркотических веществ ограничивался 25-ю килограммами, теперь он составляет 2 грамма. Причем собственно ввоз не разрешен - просто не предусмотрено иного наказания за это, кроме конфискации. В соседней Бельгии, для примера, за такое же количество можно получить до семи лет. В реальности все это выглядит следующим образом: coffee-shop, торгующий "легкими" наркотиками, больше не имеет права вывешивать зеленый листик в знак своей ориентации. Вместо этого какой-либо элемент вывески просто выкрашен зеленым цветом, либо вывешивается гирлянда зеленых лампочек над входом. В настоящем coffee-shop*е не предлагают алкоголя, только кофе, сок, газированную воду. При этом на барной стойке имеются аптекарские весы, а в меню указано два раздела, в каждом из которых предлагается несколько наименований наркотика с указанием цены за грамм и за готовую папиросу. Кажущиеся мягкими меры по борьбе с наркобизнесом в Нидерландах преследуют цель свести к минимуму преступления на почве наркомании. Действительно, тяжких преступлений там зарегистрировано несравнимо меньше, чем в более суровой Германии и Франции, с учетом количества населения. Самым распространенным преступлением в Амстердаме на почве наркомании является кража велосипедов По материалам статьи «Остановиться, затянуться» на www.tour-planeta.ru.

Информация о работе Условия эффективного воздействия государства на наркобизнес