Условия эффективного воздействия государства на наркобизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:41, доклад

Краткое описание

Цель работы - охарактеризовать наркобизнес в современной России как экономическую отрасль с точки зрения теоретического подхода. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены основные задачи: 1) подробно рассмотреть понятие теневой экономики и ее составляющие (серая, черная экономика); 2) охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в области теневой экономике в современной России; 3) оценить возможности наркобизнеса (доходность, оборот, занятость и т.п.) и сравнить показатели по различным государствам; 4) показать, как складывается ситуация с торговлей наркотиками в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тува; 5) рассмотреть методы влияния на наркоторговлю в различных государствах, выявить и проанализировать необходимые условия для эффективного воздействия государства на наркобизнес.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теневая экономика в современной России
Глава 2. Наркобизнес как экономическая отрасль
Глава 3. Условия эффективного воздействия государства на наркобизнес
Заключение

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 69.17 Кб (Скачать)

Конечно, сравнивать масштабы Нидерландов  и России довольно затруднительно, но, по мнению экономистов, для Российского  государства есть только одна возможность  не подпасть под влияние хозяев наркобизнеса: следует снять запрет с наркорынка и взять его под свой контроль. Речь идет не о легализации как таковой, а скорее о комплексной программе мер, в которую должны войти:

· легализация прав на приобретение и потребление любых наркотиков;

· введение государственной монополии  на производство и продажу наркотических  средств;

· решительная активизация антинаркотической пропаганды;

· создание и поддержка широкой  сети лечебных и реабилитационных учреждений для наркоманов;

· активизация научных исследований с целью поиска средств для борьбы с наркоманией Тимофеев Л.М. Наркобизнес:… С.120-121.

Однако, к сожалению, указанные  способы борьбы с наркобизнесом  существуют сегодня только на бумаге. Так, например, в свое время Госнаркоконтроль Хакасии крайне негативно воспринял предложение сенатора Людмилы Нарусовой о легализации наркобизнеса в Туве. Было сказано, что дорога между Хакасией и Тувой - основной наркотрафик в регионе и учитывая, что к 2010 году планируется построить железную дорогу между двумя республиками, проблема может приобрести угрожающий характер. Идею легализации в Туве наркотиков, в частности, гашиша, Л. Нарусова высказала на пресс-конференции для тувинских СМИ. Таким образом, член Совета Федерации собиралась бороться с бедностью в Туве. Узаконить сбор конопли Л. Нарусова предлагала как заготовку лекарственного сырья, а поставлять коноплю в те страны, где её употребление разрешено. Свою идею сенатор обсуждала с руководством министерства здравоохранения РФ, но никаких действий в направлении легализации не было предпринято. Возможно, подобная реакция на прогрессивные методы борьбы с наркобизнесом (а заодно и социальными проблемами) объясняется уровнем сознания российских граждан, ведь, по мнению обывателей, свободный доступ к тувинской конопле приведет к увеличению количества наркозависимых в регионе. Среднестатистического гражданина пугает та вероятность, что наркотики, негативное отношение к которым складывалось долгие годы, заполонят легальный рынок, а это повлечет усугубление имеющихся социально-экономических проблем. В то же время коррумпированные слои власти, имеющие прибыль от сделок с наркобизнесом, осознают, насколько велики будут их потери в будущем при легализации наркорынка. Поэтому программа по легализации и должна быть комплексной и подробной, учитывающей всевозможные вопросы и проблемы, связанные с наркотиками.

Заключение 

Подводя итоги проделанной работы, хотелось бы отметить следующее. В экономической  науке нет точного толкования понятия «теневая» экономика. При  этом все имеющиеся трактовки  в принципе не противоречат друг другу  и указывают на то, что «теневая»  экономика включает в себя совокупность экономических процессов и экономические отношения в корыстных целях или групповых интересах, она не признает установленного порядка, регламентирующего получение доходов, и лишает государство права участвовать в их распределении. Экономические агенты могут не только заниматься незаконными операциями, но и совершать действия, «теневизирующие» политику, покупая места во власти, финансируя политические партии. При этом и политика активно «теневизирует» экономику, предлагая широкий спектр продаваемых в «теневом» формате услуг. Как правило, выделяют три сектора «теневой» экономики: «вторая» («беловоротничковая», неформальная) экономика, «серая» (скрытая) и «черная» («подпольная», криминогенная) экономика. Указать масштабы «теневого» сектора экономики трудно, поскольку она характеризуется скрытостью, но исследователи приводят цифры от 10 до 40 процентов ВВП.

Наркобизнес стал важным элементом  функционирования мировой экономики. Приходится признать, что программы  борьбы против производства и потребления  наркотиков оказываются малоэффективными. Напрашивается параллель с печально знаменитой эпохой “сухого закона”, когда вместо отказа от алкоголя происходило  массовое производство «подпольного»  суррогатного товара. Уже сейчас некоторые  государства (например, Нидерланды) приняли  законодательные акты, более терпимые к потребителям наркотиков. Наркорынок управляется обычными экономическими законами: сдвиги кривых спроса и предложения определяют уровень цен и величину продаж. Тем не менее, этот рынок имеет две важные характеристики. Во-первых, это -- несовершенный рынок (в экономическом смысле), потому что он легально не разрешен. Легальное запрещение ведет к высоким трансакционным издержкам, соразмерно риску уголовного наказания, которому подвергаются производители, посредники, продавцы и покупатели. Во-вторых, для наркорынка характерна особая форма кривой спроса, формирующегося под влиянием эффекта привыкания. Правительства стремятся искоренить предложение наркотиков, запрещая деятельность наркоторговцев, которые вынуждены осуществлять свои сделки тайно. В результате происходит удорожание наркотиков, поскольку запрет добавляет к обычным издержкам и вознаграждение за риск. Кроме того, правительства наносят удары по источникам наркосырья, осуществляя программы уничтожения плантаций наркокультур и помощи нормальному земледелию. Цель этих действий -- снижение предложения, что, как представляется, должно вести к увеличению цен на наркотики и сокращению числа наркоманов. Здесь вскрываются две ошибки. Первая ошибка -- гипотеза, будто спрос на наркотики уменьшается при росте цен. Феномен привычки уменьшает правомерность этого вывода, потому что роль цен становится для потребителя второстепенной. То есть эластичность спроса по цене близка к нулю. Поэтому наркоман вынужден тратить на наркотики суммы, которые быстро становятся несоизмеримыми с его средствами, что ведет к росту правонарушений. Не менее деструктивна ситуация, когда наркоман переходит к потреблению наркотиков более дешевых, но одновременно и более вредных. Вторая ошибка -- мнение, будто, борясь с предложением наркотиков, можно его не просто уменьшить, а полностью искоренить. Но выяснилось, что программы борьбы против наркотиков могут уменьшать предложение, но высокие цены на наркотики при скромных издержках производства сулят огромные выгоды новым производителям. Конкуренция на наркорынке наталкивается на противодействие с двух сторон -- как старых производителей, так и властей. В результате растут цены и прибыльность наркобизнеса, что увеличивает стимулы наркокартелей, способствует росту преступности в странах-производителях и странах-потребителях. Предложение наркотиков и конкуренция наркопроизводителей не могут полностью стабилизироваться; следствием этого становится дисперсия цен и качества товара. Разрушительное действие наркотиков может быть усилено их плохим качеством, употреблением неправильных доз (слишком разбавленных или слишком чистых). Эти соображения заставили правительства некоторых стран, например Нидерландов и Швейцарии, взять “контроль” за наркотиками под свою эгиду. Как показывает практика, Российское государство в силу тех или иных причин не готово действовать подобным способом, но в экономических кругах обсуждается программа мер, направленных на легализацию наркобизнеса.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы структурной  перестройки экономики России. - Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2007 - 302 с.

2. Барсукова С. «Теневая» экономика и «теневая» политика: взаимные интересы // Свободная мысль.-2006.- №7-8. -С.141-154

3. Барсукова С. Стратегии сращивания бизнеса и власти // Свободная мысль.-2006.- №3 -С.5-14

4. Бернэт Ф. Наркотики: между экономикой и этикой // Экономическая теория преступлений и наказаний по данным www.corruption.rsuh.ru

5. Борев В. Неюбилейные итоги // Наркомат.-2007. -№2 (41)- С.2-5

6. Веревкин Л.П. Малый бизнес  и теневая экономика // Энергия.-2005.-№5.-С.58-64

7. Герасимов П.А. Теневой сектор  в современной Российской экономике  // Финансы и кредит.-2004.-№17.-С.59-67

8. Грачев Ю. Законодательство: практика  вносит коррективы // Наркомат.-2007. -№2 (41)- С.10-11

9. Ибраева Г.Р. Теневая экономика: причины и последствия для стран Евразийского союза // Финансы и кредит.-2003.-№20.-С.25-32

10. Ильясов Р.Р. «Блошиный рынок»  как феномен теневой экономики  // ЭКО.-2005.-№3.- С.173-177

11. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 680 с.

12. Минаев В. Фронт без линии  фронта // Наркомат.-2007.-№2.-С.6-9

13. Мочалин Н.Н. Анализ экономического  состояния России на рубеже XXI века // Финансы и кредит.-2003.-№20.-С.7-18

14. Мурсалиева Г. Наркотики оборачиваются все хуже и хуже // www.novayagazeta.ru -статья от 25.09.2006

15. Тарасов А., Дурь. // www.novayagazeta.ru - статья от 10.10.2005

16. Тимофеев Л.М. Наркобизнес:  Начальная теория экономической  отрасли: Позитивный подход. - М.: РГГУ, 2003. - 132с.

17. Тимофеев Л.М. Научно-учебный  Центр по изучению нелегальной  экономической деятельности: итоги  и перспективы. Общие принципы  и направления деятельности. //www.rsuh.ru

18. Федеральный закон № 115-ФЗ  от 7 августа 2001 года о противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем,  и финансированию терроризма.

19. Щенин Р., Сулейманова Г. Наркобизнес - глобальная проблема XXI века // Мировая экономика и международные отношения. -2006. - №6. - С. 50-57

20. www.business.polbu.ru

21. www.corruption.rsuh.ru

22. www.dimasuvorov.narod.ru

23. www.economics.kazanstate.ru

24. www.newslab.ru

25. www.tour-planeta.ru


Информация о работе Условия эффективного воздействия государства на наркобизнес