Суверенитет государства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы будет являться изучение понятия государственного суверенитета.

Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, предметом – суверенитет государства.

При подготовке работы были поставлены следующие задачи:

- дать определение понятию суверенитет;

- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;

- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.

Оглавление

Введение ………………………………………………………….………..............3

1.Суверенитет государства……….……………………………………………....5

1.1 Понятие и признаки суверенитета государства …….………….........5

1.2 Национальный и народный суверенитет…………………………....10

1.3 Народ - носитель верховной власти……………………...……….........12

1.4 Формы реализации народного суверенитета………………………….14

2. Проблемы суверенитета Российской Федерации …....................................18

2.1 Суверенитет в современном мире …………………..…………........18
2.2 Суверенитет и современная политика ………………..….……...….19

Заключение ………………………………………………………………..…......22

Глоссарий ………………………………………………………………………..24

Список использованных источников …………………………………….…....28

Приложение……………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Теория государства и права суверенитет государства в современных условиях.doc

— 174.50 Кб (Скачать)


Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Петропавловск - Камчатский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства и права

Тема

Суверенитет государства в современных условиях

Фамилия студента

Кривченкова

Имя студента

Екатерина

Отчество студента

Александровна

№ контракта

04902100101003

Содержание

Введение ………………………………………………………….………..............3

1.Суверенитет государства……….……………………………………………....5

1.1 Понятие и признаки суверенитета государства …….………….........5

1.2 Национальный и  народный суверенитет…………………………....10

1.3 Народ - носитель верховной власти……………………...……….........12

1.4 Формы реализации народного суверенитета………………………….14

2. Проблемы суверенитета Российской Федерации …....................................18

2.1 Суверенитет в современном мире …………………..…………........18

2.2 Суверенитет и современная политика ………………..….……...….19

Заключение ………………………………………………………………..…......22

Глоссарий ………………………………………………………………………..24

Список использованных источников …………………………………….…....28

Приложение……………………………………………………………………...28

 

Введение

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим.

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодальноленным правом, обозначая, прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей.

Согласно определению Бодена суверенитет - это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права. Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи )[1], таким образом, положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

Целью моей работы будет являться  изучение понятия государственного суверенитета.

Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, предметом – суверенитет государства.

При подготовке работы  были поставлены следующие задачи:

- дать определение понятию суверенитет;

- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;

- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.

В процессе работы  я изучила  научную литературу, анализировала отечественную и зарубежную практику, нормативно – правовые документы.

 

Основная часть

1Суверенитет государства

1.1 Понятие и признаки суверенитета государства

Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти [2]. 

Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме). Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

1)            универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны; 

2)            ее прерогативы; 

3)            наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается. 

Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.  

Единство государственной власти - один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения. 

Независимость государственной власти  означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также  исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.  Независимость и верховенство государственной власти выражаются: 

-  в универсальности – решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране  

-   в прерогативе – возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.) 

-  в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация. 

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется. 

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. 

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. 

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав. 

Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение). 

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»[3]. 

А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего, так или иначе, суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни» . 

Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов – это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права». 

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях