Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:56, контрольная работа
Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Назревший и выдвинутый ещё в начале восемнадцатого века, затем образно сформулированный А. Смитом («государство – ночной сторож») принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х годов ХХ столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами.
Введение ………………………………………………………………....... .3
Формирование и динамика цен………………………………………4
сущность рыночной цены………………………………….…..4
функции цены в рыночной экономике……………………......5
закономерности формирования и движения цен………..…...6
виды цен…………………………………………………..…….6
Тенденции и факторы динамики цен в России……………..………8
цены в плановой экономике…………………………..….…....8
реформа и цены…………………………………………..……..8
перспективы динамики цен……………………………...……..9
Государственное регулирование цен………………………………...9
необходимость и пределы воздействия государства на цены..9
государственная политика цен…………………………………11
методы государственного регулирования цен………………..12
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………….15
Федеральное агентство по образованию
Волгоградский Государственный Университет
Факультет: Управление и Региональная Экономика
Контрольная работа
по дисциплине «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»
на тему
«ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ЦЕНЫ»
Волгоград 2007 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Назревший и выдвинутый ещё в начале восемнадцатого века, затем образно сформулированный А. Смитом («государство – ночной сторож») принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х годов ХХ столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами.
Этот принцип, получивший название laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И все-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику.
В данной работе проводится анализ государственного регулирования цен, т.е. рассматриваются инструменты государственного регулирования цен, опыт зарубежных стран (США и Франции) и рассматривается ситуация, сложившаяся в РФ.
Особое внимание уделяется законодательному регулированию цен в Российской Федерации, описанному в третьей главе.
Для полного осмысления проблемы государственного регулирования цен её надо рассмотреть в двух аспектах: теоретическом и практическом. Первая глава повествует о теоретических основах государственного регулирования цен.
Сущность цены, сформулированная еще Адамом Смитом и Карлом Марксом: цена есть денежное выражение стоимости товаров, общественно необходимых затрат труда на их производство и реализацию. Однако простота этого определения только кажущаяся.
Во-первых, цена сигнализирует
не только о стоимости товара, но
и о его потребительной стоимости,
о соотношении спроста и
Во-вторых, как измерить
общественно необходимые
В-третьих, как свести к общему знаменателю живой труд разного качества и прошлый труд, воплощенный в используемых машинах, сооружения и зданиях, материалах и энергии, результатах проектно- научной и изобретательной деятельности.
В-четвертых, в каких единицах измерять затраты труда и сопоставлять их с качеством товаров.
Наконец, в-пятых, стоимость, выраженная в деньгах, постоянно меняется, она неустойчива, переменчива, непредсказуема.
Попытка решить эти вопросы с помощью прямого счета, применяя для этого потенциал мощные ЭВМ, не дали и не могли дать успеха. Масштаб данной задачи: нужно определить общественно необходимые затраты труда для примерно 25 млн. видов конкретных товаров. Решить такую задачу не только дорого, но и бесполезно. Пока задача решается и затраты и цены станут совсем другими.
И все так и эта неразрешимая задача решается каждый день каждым производителем, продавцом и покупателем товаров и услуг. И основным арбитром при расхождении их оценок служит рынок, главное назначение которого состоит в том, чтобы согласовать интересы продавца и покупателя каждого товара с учетом его стоимости качества. Конечно же такой метод не совершенен. Каждый день и каждый час допускается множество ошибок. Но более совершенного метода человечество пока не придумало.
Однако не следует думать, что цены целиком предоставлены рыночной стихии и абсолютно непредсказуемы. Когда разрабатывается и готовиться к выпуску новый товар, нужно на ряд лет вперед предугадать уровень цен, чтобы не оказаться в числе банкротов. Предоставляя на утверждение в законодательный орган бюджет на очередной год, правительство любой страны закладывает в расчет прогноз цен и инфляций и не только на внутреннем, но и на мировом рынке.
Следовательно, при всей загадочности, цены являются инструментом повседневной деятельности каждой семьи, каждого государственного органа, каждого предпринимателя. Поэтому каждому предпринимателю, рабочему и государственному служащему нужно иметь представление об основах ценообразования в рыночном хозяйстве, пределах и методах умелого государственного воздействия на их уровень, соотношение и динамику.
Зачем нужно использовать в рыночном хозяйстве такую сложную категорию как цена?
Связано это с теми основными функциями, которые выполняет в рыночной экономике цена и которые никакая иная категории выполнить не может.
Во-первых, это измерительная функция. Только цена дает возможность сопоставить цены и качество миллионов товаров, свести к общему знаменателю разнокачественные и разновременные затраты на их производство и реализацию, соизмерить затраты и результаты и тем самым оценить эффективность работы каждого агента рынка в экономике в целом.
Вторая, не менее важная функция цены - стимулирующая. Люди не безразличны к результатам измерения и оценке их деятельности. Можно смело утверждать – что цена является главным двигателем экономического прогресса в рыночной экономике.
Третья функция цены - распределительная. С помощью цен распределяются доходы между участниками процесса воспроизводства, различными социальными слоями. Наполняя структуру цены налогами, акцизами, рентными и таможенными платежами, государство стремится перераспределить доходы в свою пользу.
В политике цен и практике ценообразования нужно исходить из объективных закономерностей формирования и движения цен в рыночной экономике.
В основе уровня цен лежат общественные необходимые затраты живого и прошлого труда на разработку и производство, реализацию товаров. Изменение стоимости влекут за собой перемены в уровнях цен и ценовых пропорциях.
Соотношение цен однородных товаров, сопоставляемых и взаимозаменяемых товаров определяется соотношением их потребительских свойств. Научно т- технический прогресс проводит к абсолютному и относительному удешевлению новых товаров, что стимулирует прогрессивные сдвиги в структуре производства, спроса и потребления.
На динамику цен оказывает
влияние покупательная
В динамике цен наблюдаются цикличные колебания. В фазах оживления и подъема среднесрочных и долгосрочных циклов спрос на многие товары превышает предложение, происходит повышение цен. Однако принципиально новые товары удешевляются по мере расширения производства и снижения издержек. В фазах кризиса и депрессии рынок переполнен, спрос ограничен, происходит снижение цен. Цены и тарифы на местных, региональных, национальных и мировых рынках могут существенно разниться как по уровням и соотношениям, так и по динамике, в зависимости от масштабов и открытости рынков. В тоже время цены образуют единую систему, подчиняются общим закономерностям.
1.4. Виды цен
Мир цен весьма разнообразием. Прежде всего нужно различить три типа цен: стихийно формирующиеся без всякого вмешательства государства; централизованно устанавливаемые государственными органами; регулируемые цены, в которых сочетается два начала. Эти типы цен отражают особенности различных моделей рынка и ценообразования.
Другим признаком
По сферам действия можно назвать большое число разных видов цен. Таковы внутрихозяйственные (расчетные) цены для оборота между подразделениями одного предприятия, холдинга. За рамками фирмы действуют оптовые цены на промышленную и иную продукцию, розничные цены на товары и цены и тарифы на платные услуги для населения. Существуют заготовительные цены они распространяются на покупаемую у сельхозпредприятий продукцию. На цены устанавливаются торговые наценки, возмещающие издержки и обеспечивающие прибыль предприятиям. Особое место занимают цены на научно-техническую продукцию. Цены внутреннего рынка отличаются от мировых цен на основных мировых товарных рыках и внешнеторговых цен на экспортируемые и импортируемые товары. Можно и заработную плату рассматривать как цену рабочей силы, отражающие затраты на воспроизводство этого специфического товара.
2.Тенденции и факторы динамики цен в России
До начала 90-х гг. в СССР преобладало плановое ценообразование. Цены на товары и тарифы на услуги устанавливались, как правило, государственными органами ценообразования. Проводилась государственная политика цен, направленная на их стабилизацию и планомерное снижение. Однако время от времени осуществлялись реформы цен, которые устраняли накопившиеся ценовые диспропорции и сопровождались повышением уровня цен. Однако цены с запозданием реагировали на изменение рыночной конъюнктуры, не позволяли преодолевать дефицит многих товаров на рынке. Расширялась сфера теневой экономики со стихийно- рыночным характером ценообразования.
Экономические реформы начала 90-х гг. в России начались с провозглашение свободного ценообразования. Хотя государство сохранило за собой право регулирования цен на продукцию естественных монополий , однако это регулирование носило формальный характер и сопровождалось опережающим ростом цен в этих отраслях. Были ликвидированы государственные органы ценообразования, открыт доступ зарубежным товаром и услугам на внутренний рынок. Результатам подобной "шоковой терапии" стал скачкообразный рост цен, резкое изменение их соотношений. В результате такой "революции цен" произошло перераспределение стоимости между отраслями – в пользу более монополизированных отраслей промышленности и транспорта и в ущерб сельскому хозяйству. Индекс потребительских цен почти в трое превысил динамику номинальной заработной платы, что привело к обнищанию значительных слоев населения и падению доли зарплаты в общих его доходах. Это подорвало основы производства рабочей силы и в сельском хозяйстве. Лишь с 1999г. При наметившийся тенденции к оживлению экономики и усилению ее государственного регулирования, темпы роста цен замедлились, хотя инфляционные тенденции сохранились. Однако нарушенные пропорции практически не восстанавливаются.
Информация о работе Ценообразование. Воздействие государства на цены