Ценообразование. Воздействие государства на цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:56, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Назревший и выдвинутый ещё в начале восемнадцатого века, затем образно сформулированный А. Смитом («государство – ночной сторож») принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х годов ХХ столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………....... .3
Формирование и динамика цен………………………………………4
сущность рыночной цены………………………………….…..4
функции цены в рыночной экономике……………………......5
закономерности формирования и движения цен………..…...6
виды цен…………………………………………………..…….6
Тенденции и факторы динамики цен в России……………..………8
цены в плановой экономике…………………………..….…....8
реформа и цены…………………………………………..……..8
перспективы динамики цен……………………………...……..9
Государственное регулирование цен………………………………...9
необходимость и пределы воздействия государства на цены..9
государственная политика цен…………………………………11
методы государственного регулирования цен………………..12
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат по гос регулированию ценообразование.doc

— 88.50 Кб (Скачать)
    1. Перспективы динамики цен.

Очевидно, что в перспективе  возврат к дореформенным уровням и соотношениям цен невозможен. Важнейшими тенденциями динамики цен на перспективу могут быть прежде всего сведение к минимуму темпов инфляции, предпосылки чего складываются в условиях оживления экономики. Второй момент- постепенное восстановление позиций в ценовых пропорциях, с тем чтобы улучшить условия воспроизводства в сельском хозяйстве и рабочей силы, повысить стимулирующую роль оплаты труда. Большая роль отводиться усилению антимонопольного регулирования цен, ограничению возможностей отчетных монополий и транснациональных корпораций завышать цены в погоне за сверхприбылью.

Реализация этих тенденций  предполагает усиление работы по прогнозированию  цен, выработке и последовательной реализации государственной политики цен. Это, разумеется, не освободит от колебания цен, синхронизированных с динамикой мировых цен и фазами экономических циклов.

  1. Государственное регулирование цен
    1. Необходимость и пределы воздействия государства на цены

Цены – самый сложный  и деликатный объект государственного регулирования. В стране ежедневно  осуществляются десятка миллионов  сделок купли-продажи товаров и  услуг. Цены позволяют согласовать  противоречивые интересы продавцов  и потребителей, обеспечить необходимые экономические условия их функционирования и процесса воспроизводства.

Не лучше ли предоставить возможность покупателям и продавцам  самим определять цены, и пусть  в конкурентной борьбе выживают сильнейшие – на благо общества? Такой концепции  придерживаются и такую политику проводят те, кого Д. Сорос назвал "рыночными фундаменталистами", ратующими за полное саморегулирование рынка и сведение места государства в экономике к роли "ночного стража".

Однако при зрелом размышлении и анализе хозяйственной практики обнаруживается, что эта концепция ошибочна и может привести к весьма опасным последствиям.  Дело в том, что масштабы и интересы общества и рынка далеко не совпадают.

Во –первых,  экономику  любой страны можно представить  в виде трехсекторного круга. В одном, преобладающем секторе господствует рыночные отношения, продавцы и покупатели продают друг другу товары и услуги по ценам, которые уравновешивают их интересы. Другой сектор – нерыночный. Это фундаментальная наука образования, культуры, здравоохранения и т.д. Организациями этой сферы нечего продавать, они предоставляют свои услуги конечным потребителям бесплатно. Но они получают бюджетную поддержку, используя цены для приобретения ими товаров. Государство должно влиять на уровень цен для этой сферы, обеспечивающих возможность ее функционирования. Существует и третий, инновационно-стратегический. Государство обязано и поддерживать крупные инновации и стратегические сдвиги в интересах настоящего и будущего поколений, повышать конкурентоспособность экономики в целом. Государству нужно использовать метод прямой и косвенной поддержки инновационных порывов, которые затем приносят плоды как товаропроизводителям, так и обществу в целом.

Во-вторых, в действительности агенты рынка неравны, совершенной  конкуренции ни в одной стране, а тем более на мировом рынке не существует. Более сильный диктует более слабому выгодную для себя цену. Поэтому государство призвано с помощью антимонопольного законодательства и других мер ограничивать своекорыстие монополистов, обеспечивать примерно равные условия для конкуренции, ограждать интересы слабых.

В-третьих, государство  само является собственником предприятий, фирм, акционерных обществ, и участником рыночной игры. Ему принадлежать стратегические унитарные предприятия, недра, организации науки, культуры и т.д. Оно устанавливает или регулирует цены на продукцию государственных предприятий и организаций, уровень рентных платежей, ставки налогов и платежей, которые в конечном счете включается цена, влияют на их уровни и соотношения.

Следовательно, государство  не остается бесстрастным наблюдателем и судьей на экономическом поле. Оно само непосредственно участвует  в процессах ценообразования, вырабатывает и проводит в жизнь государственную  политику цен. Однако это участие  должно иметь определенные пределы. Практика планового ценообразования себя не оправдала. Она сковывала инициативу руководителей предприятий, затрудняя реакцию на изменение конъюнктуры рынка. Вмешательство государства в ценообразование должно быть ограниченным, регламентироваться законом.

    1. Государственная политика цен.

Это политика меняется на разных этапах развития общества и трансформации экономики, в разных фазах экономических циклов. Политика цен осуществляется органами государства  на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также во внешнеэкономических отношениях.

Каковы цели и задачи государственной политики цен

Во-первых, эта политика должна способствовать закреплению  тенденции экономического роста, преодолению  глубочайшего кризиса постигшего экономику России в 1991-1998гг. и отбросил ее на десятилетие назад, привел к росту цен во многие тысячи раз, искажению ценовых пропорций, падению уровня реальных доходов населения. Необходимо создать экономическое условие роста и обновления производства, свести к минимуму уровень инфляции. Но добиться простым провозглашением предельно допустимого уровня инфляции, равно как и прямыми запретами повышения цен, в рыночной экономики невозможно. Перед государственными органами стоит сложнейшая задача- использовать весь арсенал методов прямого и косвенного воздействия на агентов рынка.

Во-вторых, долгосрочной целью современной политике цен  является устранение глубоких ценовых  диспропорций, сложившихся за годы кризиса и бесконтрольной динамики цен в интересах монополии. Условия расширенного воспроизводства должны быть созданы для всех отраслей и во всех регионах. Это предполагает прежде всего регулирование цен отечественных монополий, подтягивание уровня цен сельскохозяйственных производителей и цены на рабочую силу. Следует учитывать,  что за время кризиса обновление основных фондов почти прекратилось, что привело к падению конкурентоспособности отечественной продукции и нарастанию числа техногенных аварий. Поэтому амортизация основных фондов и капитализируемая прибыль должны быть достаточны для осуществления масштабных инвестиций за счет собственных средств предприятий и банковских кредитов.

В-третьих, стратегической целью государственной политики цен является ограничение влияния  монополии на цены, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, который насыщает рынок товарами и услугами и обеспечивает занятость для миллионов работников. Для этого требуются тонкие и четкие механизмы государственного регулирования цен, достаточно прозрачные, чтобы свести к минимуму возможность коррупции и сферу действия и влияния на эти процессы теневой экономики.

В-четвертых, необходимо современно менять задачи и методы регулирования цен на разных фазах  экономических циклов – как среднесрочных, так и долгосрочных. В фазах оживления и подъема политика цен должно содействовать расширению спроса и производства, освоению новых, улучшенных видов товаров и услуг. В фазах кризиса и депрессии – выживанию наиболее эффективных и перспективных видов продукции и производств поддержанию уровня реальных доходов населения.

В-пятых, в условиях ускоряющейся глобализации, открытость рыночной экономики  политика цен российского государства  должна быть использована  как действенный  инструмент защиты национальных интересов  и обеспечения экономической безопасности с учетом правил, действующих на мировом рынке и обеспечивающих  взаимовыгодность межстрановых экономических отношение.

Реализация ценовой  политики – дело государственной  органов, экономических министерств  и ведомств. Ослабляет возможности выработки и реализации обоснованной и активной политики цен отсутствие специализированного государственного органа, который существовал в нашей стране с 1918г. И был ликвидирован в начале 90-х гг. отсутствие такого органа выгодно монополиям, лидерам теневой экономики и транснациональным корпорациям. Однако оно невыгодно обществу, большинству производителей и покупателей товаров и услуг.

    1. Методы государственного регулирования цен.

 Статистикой выработаны  разнообразные методы  мониторинга цен.

Таковы индексы различных видов цен, паритеты разных видов цен, в разных регионах страны и в разных странах структура цен по их основным элементам, выборочные обследования отдельных видов цен или цен на отдельных рынках и т.п.

Сложнее обстоит дело с прогнозированием цен. Им занимаются все – от покупателей конкретных товаров и услуг до их производителей. Успехи в этом деле невелики, цены нередко осуществляются неожиданные повороты, что связано с колебаниями конъюнктуры внутренних и внешних рынков и факторов, которые эти колебания определяют.

Законодательное регулирование ценообразования и политики цен является важнейшим элементом государственного воздействия на цены. В законодательном порядке должны быть определены основные категории этой сферы деятельности, виды цен, цели и методы государственной политике цен, принципы деятельности осуществляющих эту политику государственных органов, санкций, применяемые при нарушении законодательства. Отдельные вопросы ценообразования и государственного регулирования цен рассматриваются во многих законодательных актах.

Использование дифференцированных методов государственного регулирования цен в различных отраслях и сферах. Здесь неприменимы единые шаблоны схемы, нужен конкретный подход, учитывающий специфику отдельных видов деятельности. В наиболее прямой т открытой форме такое регулирование должно осуществляться в государственном секторе экономики и применительно к деятельности единственных монополий. Возможны методы даже прямого установления цен и тарифов, определение предельного уровня цен. В меньшей мере требуется вмешательство государства в ценообразование в сфере деятельности малого и среднего бизнеса.

Профессионализм в деле государственного регулирования цен. Ценообразование -одна из самых сложных областей экономической деятельности, и государственное воздействие на эту область должно осуществляться на профессиональной основе, при ясном понимании всех предпосылок и последствий принятых мер.

 

Заключение 

Во-первых, необходимость  вмешательства государства в  экономику и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением провалов рынка.

Цена является одним  из основных объектов ГРЭ. Цена это сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены проявляется через ее функции: измерительную, соизмерительную, учетную, регулирующую, стимулирующую, перераспределительную.

Государственные мероприятия  по регулированию цен могут носить законодательный, административный и  судебный характер. Государство может  наблюдать за ценами и воздействовать на них прямыми или косвенными методами. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования. Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. /под редакцией Кушлин В.И. – общ.ред. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 457-475с.



Информация о работе Ценообразование. Воздействие государства на цены