Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что цель учетной политики организации – это обеспечение возможности пользователями бухгалтерской информации объективно судить о состоянии дел в организации.
Введение 3
1. Учетная политика организации: основные положения по формированию и раскрытию 5
1.1. Основные положения по формированию учетной политики организации 5
1.2. Изменение учетной политики организации 10
1.3. Раскрытие учетной политики организации 13
2. Организационно-технические и методологические способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики 17
2.1. Организационно-технические способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики организации 17
2.2. Методические способы ведения бухгалтерского учета 20
2.3. Учетная политика организации для целей налогообложения 29
3. Оценка эффективности учетной политики организации 39
Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную задолженность может производиться в момент, когда по условиям договора займа или кредита до возврата задолженности остается 365 дней.
Порядок учета процентов и дисконта по причитающимся к оплате векселям, облигациям и иным выданным заемным обязательствам. Согласно ПБУ 15/2008 организация при отражении в учете процентов и дисконта по причитающимся к оплате векселям, облигациям и иным выданным заемным обязательствам может выбрать один из следующих способов:
- причитающиеся к оплате проценты и дисконт включаются в состав прочих расходов;
- причитающиеся к оплате проценты и дисконт предварительно учитываются в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным включением их в состав прочих расходов.
Порядок списания дополнительных затрат по займам. Согласно ПБУ 15/2008 организация при списании дополнительных затрат по займам может выбрать один из следующих способов:
- дополнительные затраты включаются в состав прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были произведены;
- дополнительные затраты предварительно учитываются в составе дебиторской задолженности с последующим отнесением их в состав прочих расходов в течение срока погашения заемных обязательств.
Порядок учета доходов от временного вложения заемных средств. Согласно ПБУ 15/2008 организация для учета доходов от временного вложения заемных средств может выбрать один из следующих способов:
- доходы от временного вложения заемных средств принимаются к учету в случае снижения цен на строительные материалы и оборудование;
- доходы от временного вложения заемных средств принимаются к учету в случае задержки выполнения отдельных видов (этапов) работ субподрядными организациями;
- доходы от временного вложения заемных средств принимаются к учету по другим аналогичным причинам.
Способ принятия к учету бюджетных средств. Согласно ПБУ 13/2000 для принятия бюджетных средств (целевого финансирования) к бухгалтерскому учету предусмотрены два следующих способа:
- по мере фактического получения бюджетных средств;
- по мере принятия-решения о предоставлении бюджетных средств.
ПБУ 1/2008 и другие Положения по бухгалтерскому учету устанавливают правила формирования учетной политики организации для целей бухгалтерского учета. При этом объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
После вступления в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ у организаций возникла обязанность по формированию учетной политики для целей налогообложения и включению ее в систему внутреннего нормативного регулирования. Это вызвано тем, что в налоговое законодательство были введены нормы, позволяющие организациям производить выбор одного из нескольких альтернативных вариантов и методов, учитываемых для целей налогообложения19.
Учетная политика организации для
целей налогообложения
Применительно к налогу на прибыль и согласно ст. 313 гл. 25 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения организация должна установить порядок ведения налогового учета.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Данные налогового учета должны отражать:
- порядок формирования суммы доходов и расходов;
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
- порядок формирования сумм создаваемых резервов;
- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Подтверждением данных налогового учета признаются первичные учетные документы (включая справки бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.
При этом налоговые органы не вправе устанавливать для организаций обязательные формы документов для налогового учета. Лишь в случаях, когда в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, организация вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
В случае ведения самостоятельных регистров налогового учета в них должны содержаться следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров20.
Ведение налогового учета предусматривается
в тех случаях, когда порядок
группировки и учета объектов
и хозяйственных операций для
целей налогообложения
При хранении регистров налогового учета должна быть обеспечена их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и/или объектов в целях налогообложения осуществляется организацией в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.
Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
В случае если организация начала осуществлять новые виды деятельности, она также обязана определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Рассмотрим элементы учетной политики
организации для целей
Порядок признания доходов от реализации товаров (работ, услуг). Согласно ст. 271 и 273 гл. 25 НК РФ организация должна отразить в учетной политике один из возможных методов признания доходов для целей налогообложения:
- метод начисления;
- кассовый метод.
В соответствии с методом начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств или иного имущества (работ, услуг) (данный метод аналогичен методу по моменту отгрузки, используемому в бухгалтерском учете).
В соответствии с кассовым методом доходы признаются после поступления денежных средств на счета в банках и/или в кассу или после поступления иного имущества (работ, услуг) (данный метод аналогичен методу по моменту оплаты, используемому в бухгалтерском учете).
Порядок определения даты получения доходов от реализации. Согласно ст. 271 и 273 гл. 25 НК РФ организация для определения даты получения доходов от реализации товаров (работ, услуг) может выбрать одну из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) - для организаций, принявших в учетной политике для целей налогообложения порядок признания доходов по методу начисления;
- день поступления денежных средств на счета в банках и/или в кассу или день поступления иного имущества - для организаций, принявших в учетной политике для целей налогообложения порядок признания доходов по кассовому методу.
Порядок признания расходов для целей налогообложения. Согласно ст. 272 и 273 гл. 25 НК РФ организация должна отразить в учетной политике один из возможных способов признания расходов для целей налогообложения:
- независимо от времени фактической выплаты денежных средств и/или иной формы оплаты расходов;
- после фактической выплаты денежных средств и/или иной формы оплаты расходов. Первый способ признания расходов могут применять организации-налогоплательщики, использующие метод начисления для признания доходов. Второй способ признания расходов могут применять организации, использующие кассовый метод для признания доходов.
Порядок распределения расходов на прямые и косвенные расходы при применении метода начисления. Расходы на производство и реализацию продукции должны подразделяться на прямые и косвенные расходы.
В соответствии со ст. 318 гл. 25 НК РФ организация может самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Для производственных организаций к прямым расходам могут быть отнесены, в частности, следующие расходы:
- материальные затраты;
- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (работ, услуг), а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров (работ, услуг) и др.
Все иные суммы расходов, которые не войдут в сформированный организацией перечень прямых затрат, должны быть отнесены к косвенным расходам, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 гл. 25 НК РФ.
При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода.
В соответствии со ст. 320 гл. 25 НК РФ для организаций торговли расходы текущего месяца также подразделяются на прямые и косвенные расходы. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада организации-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.
Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 гл. 25 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется организацией в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается организацией в состав прямых расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации.
Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в порядке, установленном со ст. 320 гл. 25 НК РФ.
Порядок распределения прямых расходов на производство и реализацию при применении метода начисления. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 гл. 25 НК РФ.
Для целей налогообложения прибыли сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых:
- на остатки незавершенного производства;
- остатки готовой продукции на складе;
- отгруженную, но не реализованную в отчетном (налоговом) периоде готовую продукцию. Распределение суммы прямых расходов на остатки незавершенного производства может производиться:
- исходя из расчета по методу плановой (нормативной) себестоимости;
- в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в натуральных измерителях), за минусом технологических потерь (в случае, если организация не использует метод нормативной (плановой) себестоимости). Распределение суммы прямых расходов на остатки готовой продукции на складе может производиться:
- исходя из расчета по методу плановой (нормативной) себестоимости;
- пропорционально доле таких остатков в общем объеме выпущенной за текущий месяц продукции (в натуральных измерителях) (в случае если организация не использует метод нормативной (плановой) себестоимости).
Распределение суммы прямых расходов на отгруженную, но не реализованную на конец текущего месяца продукцию может производиться исходя из доли отгруженной, но нереализованной продукции в общем объеме отгруженной продукции за данный месяц.
Согласно изменениям, внесенным в ст. 319 гл. 25 НК РФ, организации могут самостоятельно определять порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости незавершенного производства) должен отражаться организацией в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
Информация о работе Учетная политика организации, оценка ее эффективности