Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:21, реферат
Формирование бухгалтерской информации, ее достоверность и полезность для пользователей воплощаются в учетной политике хозяйствующего субъекта.
Учетная политика дает возможность пользователям информации:
-определить порядок и способы получения отчетных данных;
-иметь возможность проанализировать данные отчетности в динамике;
-своевременно получать данные о существенных изменениях в деятельности предприятия.
Учетная политика организации
Формирование бухгалтерской информации, ее достоверность и полезность для пользователей воплощаются в учетной политике хозяйствующего субъекта.
Учетная политика дает возможность пользователям информации:
-определить порядок и способы получения отчетных данных;
-иметь возможность проанализировать данные отчетности в динамике;
-своевременно получать данные о существенных изменениях в деятельности предприятия.
Учетная политика - это выбранная самой организацией совокупность методических способов ведения бухгалтерского учета. Основная задача учетной политики - обеспечение равномерности получения доходов; хозяйствующие субъекты должны выбирать такие способы ведения учета, чтобы по возможности исключить резкие всплески и падения финансовых результатов.
На выбор учетной политики влияет целый ряд факторов, зависящих и не зависящих от хозяйствующего субъекта (схема 5).
Схема 5. Факторы, влияющие на выбор учетной политики
Организации сами разрабатывают учетную политику, руководствуясь Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98).
Данное Положение позволяет хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности выбирать способы ведения учета, наиболее отвечающие особенностям его функционирования и экономической политике. В стабильных экономических условиях учетная политика разрабатывается на длительную перспективу и направлена на получение высоких прибылей. В условиях высокой инфляции она должна быть сконцентрирована на оптимизации затрат.
Учетная политика может быть изменена только в следующих случаях: смены собственника, реорганизации предприятия, изменений в законодательстве и нормативном регулировании бухгалтерского учета, внедрения новых методов ведения бухгалтерского учета.
Учетная политика организации оформляется приказом и обязательна к исполнению всеми подразделениями, входящими в его состав. В этом документе все вопросы учетной политики должны быть рассмотрены в организационно-техническом и методическом аспектах.
Организационно-технический аспект учетной политики приведен на схеме 6.
Схема 6. Организационно-технический аспект учетной политики
Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок назначения и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных подразделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.
Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по организации исходя из специфики деятельности организации, имеющегося парка ВТ и квалификации учетного персонала.
Рабочий план счетов должен быть разработан на основе единого Плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хозяйствующего субъекта и потребности в аналитической информации для целей управления.
Под системой внутреннего учета и контроля понимаются состав, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности для пользователей; график документооборота; разделение функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работников; порядок использования бланков строгой отчетности; организация и ответственность за хранение ценностей; организация охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.
В разделе "Инвентаризация" следует определить порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств.
В разделе "Отчетность" должны быть отражены объем, сроки, адреса представления отчетности. Здесь же устанавливается и ответственное лицо за соблюдением порядка публикации отчетности для заинтересованных пользователей.
В разделе "Аудит" следует зафиксировать вопросы взаимоотношений с аудиторской организацией.
Методический аспект учетной политики - выбор альтернативных вариантов ведения учета; он включает следующие вопросы (схема 7).
Схема 7. Методический аспект учетной политики
Организация сама выбирает методы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам и устанавливает сроки полезного их использования; варианты учета затрат на ремонт основных средств. Предприятие само выбирает способ включения в себестоимость продукции, работ и услуг затрат на ремонт основных средств: по мере осуществления работ; создавая резерв на покрытие затрат; через расходы будущих периодов; способы учета заготовления и оценки производственных запасов. Хозяйствующий субъект может вести учет заготовления предметов труда с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Учет может быть организован и без использования указанных счетов. Одновременно следует решить вопрос о порядке оценки списываемых на себестоимость продукции, работ и услуг производственных запасов. Нормативными документами разрешается использовать несколько способов (ФИФО, ЛИФО, среднюю себестоимость, фактическую себестоимость заготовления единицы запасов).
Организация разрабатывает состав расходов будущих периодов и определяет срок, в течение которого эти расходы будут списаны со счета 97 "Расходы будущих периодов" в себестоимость продукции, работ, услуг.
Порядок оценки задолженности по кредитам и займам может быть выбран из двух разрешенных методов: с учетом процентов к уплате на конец отчетного периода и без их учета.
Хозяйствующий субъект решает вопрос о необходимости создания резервов предстоящих расходов, определяет их состав. Он также решает вопрос о создании оценочных резервов; при распределении и использовании чистой прибыли, разработке дивидендной политики определяется порядок отражения в учете начисления и выплаты дивидендов своим акционерам: за счет какой прибыли начислять дивиденды в этом году, осуществлять выплату дивидендов (ежеквартально или раз в полугодие).
Принятая учетная политика должна быть гласной, т.е. доступной для внешних пользователей.
Основные положения учетной политики должны быть раскрыты. Это можно сделать двумя способами: описанием каждого из положений или раскрытием отклонений от общепринятых положений. Второй способ является более рациональным.
Организация работы аппарата бухгалтерии
Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия - самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения. Возглавляет ее главный бухгалтер, который должен обеспечивать правильность постановки учета, его достоверность, осуществлять контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех активов предприятия. Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства хозяйствующим субъектом.
Права, обязанности и порядок работы бухгалтерии закрепляются в положении о бухгалтерии, разрабатываемом в организации на основе устава.
В этом документе сформулированы общие положения бухгалтерского учета: форма учета, численность аппарата бухгалтерии; законодательные акты, на основе которых ведется учет; требования к руководству бухгалтерией; цели и задачи бухгалтерского учета. В положении о бухгалтерии раскрываются функции бухгалтерии по участкам учетной работы, в соответствии с которыми разрабатываются и утверждаются должностные инструкции для сотрудников аппарата бухгалтерии. В этом документе в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Положением о главных бухгалтерах содержится должностная инструкция о руководителе бухгалтерии (главном бухгалтере). Этим Положением определяется взаимодействие бухгалтерии с другими подразделениями и службами организации.
Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема учетной работы. В объединениях и крупных предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд отделов (схема 8).
Схема 8. Структура аппарата бухгалтерии
Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с персоналом по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.
Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.
Производственно-
Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее продажи. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступления платежей от них.
Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел при отсутствии финансовой службы возлагается функция организации финансовой работы.
Общий отдел бухгалтерии организации ведет учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.
Рассматриваемая структура организации аппарата бухгалтерии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных хозяйствующих субъектов и носит название вертикальной.
В небольших организациях, как правило, применяется линейная структура, при которой все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
На крупных используется комбинированная система организации аппарата бухгалтерии, при которой в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производств). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах их полномочий.
В современных условиях ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании средств вычислительной техники. Организационные формы механизации бухгалтерского учета различны и зависят от вида вычислительной техники, ее размещения, степени оснащенности отрасли, объема обрабатываемой информации, сферы обслуживания.
В условиях комплексной механизации и автоматизации учета на базе ЭВМ создаются вычислительные центры (ВЦ). Они могут обслуживать отдельные крупные хозяйствующие субъекты или группы организаций. В последнее время все большее распространение получают информационно-вычислительные центры (ИВЦ). В их функцию входит обработка всей экономической информации организаций данного района (региона). Такие центры оснащены современными ЭВМ и осуществляют не только обработку бухгалтерской информации, но и планово-нормативные технические расчеты.
Развитие вычислительной техники привело к техническому оснащению предприятий мини-ЭВМ - электронными машинами, которые широко используются в бухгалтериях. Это позволило создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера на базе персональных компьютеров. Организация АРМ бухгалтера является важным резервом дальнейшего совершенствования учетной работы, значительно повышает возможность использования информации в управлении хозяйствующим субъектом.