Учетная политика организации, оценка ее эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что цель учетной политики организации – это обеспечение возможности пользователями бухгалтерской информации объективно судить о состоянии дел в организации.

Оглавление

Введение 3
1. Учетная политика организации: основные положения по формированию и раскрытию 5
1.1. Основные положения по формированию учетной политики организации 5
1.2. Изменение учетной политики организации 10
1.3. Раскрытие учетной политики организации 13
2. Организационно-технические и методологические способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики 17
2.1. Организационно-технические способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики организации 17
2.2. Методические способы ведения бухгалтерского учета 20
2.3. Учетная политика организации для целей налогообложения 29
3. Оценка эффективности учетной политики организации 39

Файлы: 1 файл

дор. Учетная политика организации, оценка ее эффективности дор..doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Если отнести прямые расходы  к конкретному производственному  процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, то организация в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно может определить механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей. Организации, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Порядок учета сырья и материалов в составе расходов для целей  налогообложения. Согласно ст. 272 и 273 гл. 25 НК РФ организация может использовать один из возможных способов учета сырья и материалов в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения:

- отнесение сырья и материалов в состав расходов после даты их списания в производство (независимо от их оплаты);

- отнесение сырья и материалов в состав расходов после их обязательной оплаты и списания в производство.

Первый способ учета сырья и  материалов в составе расходов для  целей налогообложения могут  использовать организации, применяющие метод начисления для признания доходов. Второй способ учета сырья и материалов в составе расходов для целей налогообложения должны использовать организации, применяющие кассовый метод для признания доходов.

Методы оценки сырья и материалов при их списании в производство. Согласно ст. 254 гл. 25 НК РФ для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки сырья и материалов:

- по стоимости единицы запасов;

- по средней стоимости;

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Используемые для целей налогообложения методы оценки сырья и материалов, отпущенных в производство, аналогичны способам, применяемым для целей бухгалтерского учета.

Методы начисления амортизации  основных средств и нематериальных активов. Согласно ст. 259 гл. 25 НК РФ при начислении амортизации основных средств и нематериальных активов для целей налогообложения организация может использовать один из следующих методов:

- линейный метод;

- нелинейный метод.

В отличие от бухгалтерского учета, предусматривающего четыре способа начисления амортизации объектов основных средств и три способа начисления амортизации объектов нематериальных активов, для целей налогообложения можно использовать лишь два метода начисления амортизации. Организация вправе самостоятельно выбрать тот или иной метод начисления амортизации для группы однородных объектов и должна использовать его в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Исключение составляют только входящие в восьмую - десятую амортизационные группы здания, сооружения и передаточные устройства, по которым амортизация может начисляться только линейным методом.

Порядок учета расходов на ремонт основных средств. Согласно ст. 260 гл. 25 НК РФ предусмотрены следующие варианты признания расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения:

- фактические затраты на ремонт списываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены;

- фактические затраты на ремонт равномерно списываются за счет ранее созданного резерва под предстоящие расходы на ремонт основных средств.

Порядок определения расходов по торговым операциям. Согласно ст. 320 гл. 25 НК РФ предусмотрены  следующие варианты учета расходов торговых организаций на доставку товаров (транспортные расходы) для целей  налогообложения:

- без включения в сумму издержек обращения расходов организации на доставку товаров в случае, если такая доставка включается в цену приобретения товаров по условиям договора;

- с включением в сумму издержек обращения расходов организации на доставку товаров в случае, если такая доставка не включается в цену приобретения товаров по условиям договора.

Таким образом, для налогового и  бухгалтерского учета расходы на доставку товаров могут быть включены либо в цену приобретения товаров, либо в издержки обращения.

Порядок списания на расходы стоимости  выбывших ценных бумаг. Согласно ст. 280 гл. 25 НК РФ предусмотрены следующие  методы списания на расходы стоимости  выбывших ценных бумаг для целей  налогообложения:

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

- по стоимости единицы.

Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Согласно ст. 266 гл. 25 НК РФ организация вправе в порядке, предусмотренном этой статьей:

- создавать резервы по сомнительным долгам;

- не создавать резервы по сомнительным долгам.

Суммы отчислений в эти резервы  включаются в состав внереализационных  расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода. Порядок создания резервов на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Согласно ст. 267 гл. 25 НК РФ организация вправе в порядке, предусмотренном этой статьей:

- создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

- не создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Отчисления на формирование таких  резервов принимаются для целей  налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном ст. 267 НК РФ. Для целей налогового учета организация самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении той продукции, по которой в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены ремонт и обслуживание в течение гарантийного срока.

 

3. Оценка эффективности учетной политики организации

Разработка и осуществление  учетной политики для российских организаций - дело сравнительно новое  и во многих случаях недостаточно освоенное для финансового управления и маневрирования. Между тем именно от учетной политики в решающей степени зависят эффективность финансового управления, качество учета, его контрольные функции, достоверность бухгалтерской отчетности. Как всякая политика, способы ведения бухгалтерского учета должны ориентироваться на достижение определенной цели для данного периода времени и обозримой перспективы. Для подавляющего большинства организаций перспективная цель заключается в долговременном эффективном функционировании организации хозяйствующего субъекта и создании новых рабочих мест. Государство также заинтересовано в долгосрочном эффективном существовании хозяйствующих субъектов, так как это в целом обеспечивает устойчивые налоговые поступления, социальную стабильность, занятость населения и др.

Одно из существенных назначений учетной политики заключается в том, чтобы с помощью специфических приемов и методов бухгалтерского учета по возможности выровнять кратковременные изменения финансовых показателей деятельности организации, вызванные значительным ростом или снижением объемов производства и (или) сбыта, другими объективными причинами в отдельные периоды времени как внутри отчетного года, так и в течение ряда лет.

Целью оценки учетной политики предприятия  является:

- подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики;

- отражение в учетной политики способов ведения учета организации;

- оценка рациональности и правильности выбранных форм и методов, которые регламентируют методические и организационные основы ведения бухучета и порядка налогообложения.

Анализ учетной политики организации позволяет предварительно оценить систему бухгалтерского учета, проанализировать адекватность учетной политики по каждому его разделу. К тому же, анализ элементов учетной политики организации дает возможность сделать вывод о соответствии существующей системы бухучета потребностям управления.

Анализ и оценка учетной политики организации необходимы для выявления  различных нарушений и ошибок:

- отсутствие схемы и графика документооборота;

- недостаточное раскрытие информации о способах организации и ведении бухучета;

- несоответствие сроков утверждения приказа учетной политики требованиям закона и др.

Информационную базу для оценки правильности избранного варианта учетной  политики составляют действующее законодательство и другие нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета; учредительные документы в части положений по бухгалтерскому учету и составлению финансовой отчетности; приказ об учетной политике организации и приложения к нему; рабочий план счетов бухгалтерского учета в проверяемой организации.

Оценка учетной политики предприятия  позволяет определить необходимость  внесения различных изменений в  течение года. Это требуется, если выявлены ошибки в первоначальном утверждении  учетной политики, если предприятие меняет вид деятельности, если появляются новые участки бухгалтерского учета.

Анализ эффективности учетной  политики предприятия позволяет  выявить различные недочеты и  нарушения, и самое главное, вовремя  их исправить.

 

Заключение

Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих  правила ведения в организации  бухгалтерского и налогового учета.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной  политики позволяет оказывать влияние  на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Общие положения, которыми открывается  ПБУ 1/2008, не претерпели существенных изменений. По-прежнему оно предписывает формировать  учетную политику всем организациям.

А компании, публикующие свою бухгалтерскую отчетность, должны раскрывать положения учетной политики в пояснительной записке.

Новшеством ПБУ 1/2008 является требование утвердить в учетной политике все формы первичных документов, которые применяются организацией, а не только те, по которым нет  унифицированных форм, как было предусмотрено ранее. При этом по-прежнему все первичные учетные документы организации должны создаваться по унифицированным формам, приведенным в соответствующих альбомах.

А документы, форма которых не предусмотрена  в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухучете (наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, личные подписи и т. д.).

Другим существенным новшеством ПБУ 1/2008 является требование раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета. К таковым можно отнести журнал регистрации хозяйственных операций, журналы-ордера, вспомогательные ведомости, мемориальные ордера, Главную книгу, оборотную ведомость и т. д.

Изменить свою учетную политику, согласно пункту 10 ПБУ 1/2008, компания может:

- если внесены поправки в законодательство России или нормативные акты по бухгалтерскому учету;

- если организация разработала новые способы бухгалтерского учета;

- в случае существенного изменения условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, переход к новым видам деятельности и т. п. Ранее в данный список входила также смена собственника организации. Однако теперь это основание исключено.

Измененная учетная политика вводится в действие с начала следующего отчетного года, «если иное не обусловливается причиной такого изменения» (п. 12 ПБУ 1/2008). То есть новое ПБУ разрешает это сделать и в текущем году. Такая оговорка весьма логична, учитывая, что смена деятельности или реорганизация может произойти в начале или середине текущего года.

По-прежнему допускается без ограничения  вносить дополнения в учетную  политику. Это актуально, например, в случае, если организация в отчетном году впервые возьмет кредит у  банка.

Внося изменения в учетную политику, необходимо дополнительно оценить в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение на финансовое положение организации.

При существенном характере такого влияния организация обязана  будет скорректировать бухгалтерскую  отчетность на начало года, с которого произошли изменения в учетной политике. Если в бухгалтерской отчетности приводятся данные за несколько лет, то отразить изменения необходимо и за более ранний период. Такой метод получил в новом ПБУ 1/2008 название «ретроспективный».

К обязательной информации об учетной политике, раскрываемой в пояснительной записке, относятся:

- способы амортизации основных средств, нематериальных и других активов;

- методы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

- способы признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и т. д.

Если компания вносит изменения  в учетную политику, в пояснительной  записке к бухгалтерской отчетности дополнительно указывается:

- причина, по которой вносятся изменения;

- содержание таких изменений;

- порядок отражения их последствий в бухгалтерской отчетности;

- суммы корректировок по каждой статье бухгалтерской отчетности, а для акционерных обществ также данные о базовой и разводненной прибыли (убытке) на каждую акцию;

- факт применения нового нормативного акта - для изменений, вызванных его применением;

- факт невозможности отразить в бухгалтерской отчетности корректировки за предшествующие периоды, связанные с изменением учетной политики.

Налоговый учет осуществляется для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного (налогового) периода, обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей, а также для контроля правильности исчисления, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Очевидно, что применение на практике нового ПБУ еще более отдаляет бухгалтерский учет от налогового. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ не позволяет, например, изменять сроки полезного использования амортизируемого имущества и строго прописывает порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Информация о работе Учетная политика организации, оценка ее эффективности